Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 18, № 4 (2024)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-14 39
Аннотация

Целью данной работы является разработка оптимальных методических рекомендаций для изучения простого предложения на основе дедуктивного метода объяснения материала на уроках лезгинского языка в старших классах. Методы. В исследовании использован комплекс методов и приемов: а) методы анализа и синтеза, а также комбинированный аналитико-синтетический метод; б) изучение, анализ и обобщение опыта учителей – специалистов родного языка; в) метод статистический, показывающий (в количественном отношении, в цифрах) динамику развития, например, речевых навыков и др. Результаты. Данные методические рекомендации проверены в работе самого автора, апробированы в течение ряда лет на уроках в школах с лезгинским контингентом учащихся. Выводы. Изучение главных и второстепенных членов предложения на уроках лезгинского языка в старших классах даст лучшие результаты, если проводить эту работу на основе анализа материала путем выполнения различных упражнений, использования сравнений, наглядности.

14-20 27
Аннотация

Цель – исследование проблемы дифференциации обучения математике и разработка системы организации дифференцированного обучения решению математических задач с использованием цифровых технологий. Методы. Анализ научной, психолого-педагогической литературы и практики обучения математике. Анализ возможностей применения цифровых технологий в процессе организации дифференцированного обучения учащихся решению математических задач. Результаты. Обоснована необходимость и целесообразность использования цифровых технологий в процессе обучения математике. Определена система организации дифференцированного обучения решению математических задач с использованием цифровых образовательных технологий. Вывод. На основе исследования проблемы сделан вывод о целесообразности использования цифровых технологий при организации дифференцированного обучения решению математических задач. Предложенная система в организации процесса обучения решению математических задач позволяет учитывать индивидуальные особенности учащихся.

20-25 15
Аннотация

Целью работы является поиск методов решения неопределенных уравнений и их систем в натуральных и целых числах с помощью формул тождественных преобразований и их использования при организации внеклассной работы по математике. Методы. Изучение научно-методической литературы, посвященной теории чисел по решению неопределенных уравнений в целых числах с помощью формул тождественных преобразований. Результаты. Определены некоторые методы решения неопределенных уравнений и их систем в натуральных и целых числах с помощью формул тождественных преобразований. Вывод. Показана возможность разложения на множители суммы и разности двух выражений с разными показателями и ее использование при решении неопределенных уравнений и их систем.

26-29 28
Аннотация

Целью статьи является теоретическое обоснование и практическая реализация процесса использования цифровых технологий при организации адаптивного обучения в подготовке магистров педагогического образования. Методы. Анализ, изучение научно-методической литературы и ресурсов Интернет по адаптивному обучению и роль в нем цифровых технологий, в том числе реверсивных и иммерсивных технологий. Результат. Цифровые технологии имеют дидактические возможности реализации адаптивного обучения в образовательном процессе магистратуры. Вывод. Дидактические возможности цифровых технологий позволяют эффективно организовать адаптивное обучение в подготовке магистров педагогического образования, в том числе с применением реверсивного обучения.

30-34 31
Аннотация

Цель – изучить возможность развития критического мышления учащихся при решении текстовых и конструктивных задач. Методы. Комбинированные аналитико-синтетические методы, математические методы обработки информации. Результат. Авторами рассмотрены типы задач, способствующие формированию и развитию критического мышления учащихся. Вывод. Технология развития критического мышления может быть эффективно реализована на уроках математики при решении задач на построение и текстовых задач.

35-39 23
Аннотация

Цель статьи – изучение и оценка основных закономерностей и принципов по восстановлению работоспособности волейболистов, учитывая психолого-педагогические аспекты и средства восстановления и спортивной реабилитации. Одним из приоритетных направлений в тренировочном процессе является применение психорегуляции, отражение которой наблюдается на восстановлении мышечной работоспособности и статической выносливости волейболистов, поэтому возникает необходимость в более тщательном изучении данного направления, что позволит достичь наилучших результатов и будет способствовать увеличению эффективности рабочей деятельности. Методы: анализ научной литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Имеющийся уровень современной подготовки спортсменов, особенно волейболистов направлен на увеличение психических и физических нагрузок, что предполагает целенаправленное увеличение утомляемости. Наличие способности преодолевать утомление, формирование которой происходит во время осуществления соревновательной деятельности будет отражаться на результатах спортивных достижений волейболистов. Вывод. Психогигиена совершенно необходима, если спортсмен находится на пике спортивной формы. Без психогигиены невозможно серьезно рассчитывать на длительное пребывание в спорте, на последовательное, целенаправленное достижение все более высоких спортивных результатов.

40-45 19
Аннотация

Цель данного исследования заключается в определении эффективных методов и стратегий коррекции агрессивного поведения младших школьников через взаимодействие социального педагога с родителями, с целью создания благоприятной образовательной и социальной среды. Методы исследования: анализ научной литературы, изучение и обобщение сведений, беседа. В статье рассматриваются методы и техники, применяемые социальными педагогами для работы с семьей, а также практические рекомендации по вовлечению родителей в процесс коррекции поведения детей. Результаты. Изучены теоретические аспекты агрессивного поведения младших школьников. Выявлены факторы, способствующие агрессии у детей как в школьной, так и в семейной среде. Разработан алгоритм взаимодействия социального педагога с родителями для эффективной коррекции агрессивного поведения. Обоснована важность участия родителей в коррекционных программах. Предложенные методики и рекомендации внедрены в образовательную практику, что позволит социальным педагогам и родителям более эффективно сотрудничать в процессе коррекции агрессивного поведения. Выводы. Важен комплексный подход и взаимодействие всех участников образовательного процесса для достижения устойчивых изменений в поведении младших школьников. Необходимо, чтобы родители и социальный педагог работали в тесном взаимодействии, поскольку позитивные изменения в поведении ребенка требуют совместных усилий и поддержки как в семье, так и в учебном заведении. Основное внимание следует уделять созданию безопасной и поддерживающей атмосферы, где ребенок сможет открыто говорить о своих чувствах и находить альтернативные способы их выражения.

45-52 15
Аннотация

Целью исследования было изучение процесса многолетней динамики скоростно-силовой подготовленности спортсменов. Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Результат. В статье исследуются изменения в качественной специфике скоростно-силовой подготовленности женщин-спринтеров в связи с ростом спортивного мастерства. Представлены результаты исследования величины максимального изометрического напряжения и кривой взрывного усилия у начинающих и квалифицированных спортсменов. Вывод. Обсуждается значение полученных данных для определения задач и методов специальной силовой подготовки.

53-59 13
Аннотация

Цель данного исследования – проанализировать проблему формирования патриотических чувств у подрастающего поколения на уроках родного языка и литературы. Методы. Сопоставительно-типологический анализ, наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта. Результаты. В статье раскрываются особенности формирования патриотических чувств у подрастающего поколения на уроках родного языка и литературы. Выводы. Подрастающее поколение воспитывается патриотизмом благодаря языку и литературе, которые играют важную роль в этом процессе. Родной язык и литература способствуют формированию духовно-нравственной составляющей личности, без которой невозможно формирование патриотизма.

59-67 12
Аннотация

Цель. Исследовать опыт работы центра по педагогическому сопровождению и социальной адаптации студентов с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). Изучить алгоритм работы преподавателей со студентами с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы данного центра. Методы. Методика исследования копинг-поведения, метод фокус-групп, полуформализованное интервью. Результаты. Представлены организационные формы работы центра со студентами с ограниченными возможностями здоровья, способствующие развитию коммуникаций между студенческой группой и студентами с ограниченными возможностями здоровья. Анализируется метод группового проектного обучения, как инновационная форма обучения, способствующая развитию научно-исследовательской деятельности у студентов и приобретению практических навыков. Вывод. Коммуникативная деятельность в рамках группового проектного обучения способствует преодолению психологических барьеров в общении, расширению социальных контактов, развитию навыков социальной активности и самостоятельности.

68-74 24
Аннотация

Цель. В статье рассматривается одно из ключевых направлений культуры – физическая культура, которая созидает не только физический, но и морально-этический облик человека. Физическая культура является органической частью каждой национальной и всей общечеловеческой культуры и имеет своё особое предназначение.  Важность и ценность физической культуры в том, что именно она обеспечивает живучесть народа, здоровье, физическую, военную и трудовую подготовку. Методы. Анализ, наблюдение, обобщение. Результат. Зародившись в глубокой древности, физическая культура народов Дагестана служила вековечным стимулятором здоровья и силы воли, мужества и стойкости, отваги и героизма, в конечном счете, сплотившим в единое целое около 40 свободолюбивых народов и этносов Дагестана. Вывод. Физическая культура народов – это основа не только реального самовыражения, но и веками заложенная ключевая основа сохранения и развития нравственной, трудовой, эстетической, экономической, экологической культур народов и этносов Дагестана.

74-79 24
Аннотация

Цель. Установить круг трудностей, возникающих при восприятии лексики иноязычных текстов на слух. Методы. Анализ практической деятельности учащихся в процессе их обучения иноязычной речи на слух на базе специально отобранных текстов. Анализ научно-методической литературы, наблюдения за процессом обучения иноязычной речи. Результат. Выявлена специфика установления трудностей при восприятии иноязычной лексики на базе отобранных специальных текстов. Вывод. В процессе обучения учащихся пониманию связной речи следует учитывать особенности английского языка и подбирать тексты с лексикой, которая представляет наименьшую трудность для понимания, а затем по возрастающей шкале развития умения и навыков у обучаемых понимать связный текст, включать в тексты лексику, представляющую большие трудности для понимания.

80-86 28
Аннотация

Цель. Целью исследования стал анализ нарушений голоса у представителей педагогической профессии. Методы. В ходе работы использовались анализ научных работ, сравнение, описание. Результаты. Методами теоретического анализа литературы по проблеме исследования авторы проанализировали профессии с повышенной речевой нагрузкой, на основе чего привели классификацию голосоречевых профессий. Авторы детально остановились на описании сущности и содержания расстройства голоса и причин его нарушений, в том числе и у лиц педагогической профессии. Новизна исследования определяется анализом расстройства голоса у представителей педагогической профессии. Вывод. Педагоги являются представителями голосоречевых профессий, которые подвержены риску нарушений голосовой функции.

87-91 29
Аннотация

Цель. В данной работе рассмотриваются условия разработки основных образовательных программ, созданных на основе цифровой образовательной среды. Методы. Анализ проведен на основе нормативных актов, научной литературы, интернет-ресурсов и педагогической практики. Исследование показало, что цифровая образовательная среда играет существенную роль в разработке основных профессиональных образовательных программ. Результаты. В статье представлен анализ существующих организационно-педагогических условий, в том числе возможности цифровой образовательной среды для реализации проектирования профессионального модуля основных профессиональных образовательных программ среднего специального образования (ОПОП СПО). Выводы. В ходе проведенной работы был разработан комплекс организационно-педагогических условий для создания модуля профессиональной образовательной программы среднего образования, с учетом использования цифровой образовательной среды в процессе формирования паспорта компетенций.

92-96 20
Аннотация

Цель. Создание эффективного языкового ресурса, способствующего обучению русскому языку чечено-говорящих обучающихся. Методы. Изучение особенностей русского и чеченского языков для выделения ключевых лексических единиц и получение обратной связи от лингвистов и педагогов в процессе разработки словаря. Результаты. Разработанные русско-чеченские словари, учитывающие лингвистические и педагогические аспекты, способствуют обогащению словарного запаса по русскому языку у обучающихся, для кого чеченский язык является родным. Вывод. Работа подчеркивает важность интеграции теории и методики обучения русскому языку в процесс создания русско-чеченского словаря. Эффективное использование лингвистических и педагогических принципов способствуют созданию инструмента, специально адаптированного для чечено-говорящих обучающихся, содействуя их успешному освоению русского языка.

96-100 20
Аннотация

Целью исследования является повышение интенсивности учебно-тренировочного процесса в условиях вуза на примере баскетбола с использованием компетентностного подхода. Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы. Результат. Авторы акцентируют внимание на развитии двигательной активности, командного взаимодействия и социальной компетенции студентов. Исследование проводилось в Дагестанском государственном педагогическом университете им. Р. Гамзатова, где были выявлены организационно-педагогические условия для эффективного формирования физической готовности студентов. Вывод. Обсуждается значение полученных данных для определения задач и методов специальной силовой подготовки.

100-104 10
Аннотация

Цель – показать важность изучения памятников природного и культурного наследия Дагестана в краеведческом воспитании учащихся на основе организации социальных практик. Методы. Исследование основывается на использовании эмпирического метода, метода анкетирования и интервьюирования, метода изучения опыта организации краеведческой работы в школе. Результаты. Организация и проведение социальных практик по изучению природного и культурного наследия Дагестана оказывают большую роль в краеведческом воспитании подрастающего поколения.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

105-110 18
Аннотация

Цель. Определить изменения в иерархии индивидуальных ценностей дагестанской молодежи за последние восемь лет и тенденцию в их динамике. Метод. Методика Шварца для изучения ценностей личности. Профиль личности и Portrait Value Questionnaire, PVQ-RR. Результаты. Система ценностей дагестанской молодежи претерпела некоторые изменения, главное из которых состоит в том, что личная безопасность стала более значимой, в то же время произошел позитивный сдвиг в представлениях юношества о роли индивидуального вклада (в отличие от ориентации на группу) в достижение социального успеха. Выводы. Система индивидуальных ценностей дагестанской молодежи в целом сохраняет структуру, в которой доминируют социально ориентированные мотивационные цели, связанные с самопреодолением, вместе с тем большую значимость в них за последние годы приобрела ценность личной безопасности. Коллективистские ценности конкурируют в иерархии доминирующих ценностей с ценностями открытости изменениям и самоутверждения. Иерархия мотивационных целей отражает противоречивое отношение дагестанской молодежи к консервативным ценностям и ценностям самоутверждения: для неё высоко значимы личная безопасность и репутация, и в тоже время отвергаемыми являются ценности конформность и толерантность.

111-117 16
Аннотация

В статье представлены основные направления исследований религиозного сознания (преимущественно в США и Западной Европе). Цель. Провести психологический анализ методов и методик изучения религиозного самосознания личности, существующих в психологии. Методы. Анализ методов и методик изучения религиозного самосознания личности. Объект: сознание и самосознание личности. Предмет: диагностический инструментарий, определяющий степень религиозности личности. Результаты. Описаны прежде всего не результаты, а конкретные методики, их преимущества и ограничения. Приведены взгляды ряда исследователей на природу религиозного сознания, методологию исследования данного феномена. Показано, что в целом до сих пор проблема диагностики религиозного сознания не решена в полной мере. Прежде всего это обусловлено сложностью феномена. Вывод. Исследование показало определенное отставание российских исследований в разработке методического инструментария для диагностики религиозного сознания. Прежде всего, это касается психометрических особенностей тестов. Иначе говоря, при обычно высоком уровне теоретической проработки, методики часто недостаточно стандартизированы, отсутствуют данные о валидности и надежности, иные критерии оценки тестов. Вероятно, отставание данного рода вызвано гораздо более длинной историей развития данного направления психологии в зарубежных работах, и большим вниманием к стандартизации диагностических процедур в целом.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)