ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель статьи рассмотреть роль дополнительного профессионального образования (ДПО) в формировании исследовательских навыков у школьников с акцентом на декоративно-прикладное искусство (ДПИ).
Методы. В условиях современного образовательного процесса, где важно развивать критическое мышление и исследовательские умения, ДПИ предлагает уникальные возможности сочетания творческой и исследовательской деятельности.
Результаты. Анализируются различные методические подходы к преподаванию ДПИ, которые способствуют развитию исследовательских компетенций через активное вовлечение учащихся в проектную и экспериментальную работу.
Выводы. Статья также предлагает рекомендации по интеграции исследовательского подхода в уроки ДПИ, что должно повысить качество образовательного процесса и подготовить школьников к успешной профессиональной деятельности.
Целью настоящей статьи является – показать мультимедийный исторический музей «Россия – моя история», как инновационный метод патриотического воспитания учащейся молодежи. Речь идет о формировании современного, масштабного, экспозиционного, историко-музейного, образовательного и мультимедийного центра «Россия – моя история».
Для нашего исследования были использованы методы: анализа, синтеза, сравнения, обобщения, моделирования.
Результаты. В данном исследовании выявили основную задачу исторического музея «Россия – моя история», которая заключается не только в предоставлении исторических знаний, но и воспитание патриотизма как интегральной ценности. В этом смысле программа исторического музея направлена на формирование глубокого осознания роли России в мировой истории, ее вкладе в цивилизационные процессы и уникальности национального пути. Патриотизм здесь понимается не как абстрактное понятие, а как практическое чувство, связанное с личной ответственностью за страну, ее настоящее и будущее.
Вывод. Результаты исследования показывают, что исторический музей «Россия – моя история» выполняет не только просветительскую, но и воспитательную функцию, формируя у учащейся молодежи систему духовно-нравственных ориентиров. Это достигается через осмысление исторического опыта и его проекцию на современность, что делает музей эффективным инструментом развития гражданской ответственности и национальной идентичности. Интеграция мультимедийных технологий в образовательном процессе позволяет музею оставаться актуальным и динамичным центром патриотического воспитания, отвечающим на вызовы времени.
Цель. Определение и обоснование потенциала инструментов, способствующих формированию российской гражданской идентичности у школьников в процессе изучения иностранного языка.
Методы. Теоретические: изучение педагогической литературы (анализ процесса практической деятельности; эмпирические: наблюдение за учебным процессом, проведение беседы, тестирование.
Результаты. Теоретически обоснованная и практически разработанная технология формирования российской гражданской идентичности у школьников в процессе изучения иностранного языка прошла апробацию. Данная методика обучения ориентирована на развитие у учащихся чувства принадлежности к российскому обществу, уважения к культурным традициям и достижениям своей страны, а также понимания разнообразия мировых культур.
Вывод. Контролируемое, мотивированное освоение учащимися креативных методов работы над проектами, связанными с исследованием родного края, способствует воспитанию у школьников уважительного отношения к родной культуре, а также позволяет более глубоко осознать ее.
Цель. Провести сопоставительный анализ основных рисков, возникающих при написании выпускных квалификационных работ из-за использования студентами сервисов искусственного интеллекта.
Методы. В исследовании использовались изучение и сравнительный анализ открытых интернет источников по выбранной теме, обобщение опыта проведенной работы по проверке выпускных квалификационных работ.
Результат. Результаты проведенного исследования показывают, что в настоящее время применение инструментов ИИ в процессе выполнения самостоятельных работ студентами встречает противоречивое отношение преподавательского состава и администрации вузов, а также порождает ряд проблемных ситуаций при написании выпускных квалификационных работ.
Выводы. Внедрение нейросетей в процесс подготовки ВКР требует от преподавательского состава изменения педагогических подходов. Необходимы с одной стороны разработка новых критериев оценивания работ, учитывающих умение студентов качественно и с соблюдением этических норм использовать ИИ в процессе написания ВКР, и с другой стороны востребована технологическая подготовка преподавателей по применению инструментов ИИ в учебном процессе и выявлению недобросовестного использования.
Цель данной статьи заключается в изучении методики обучения официально-деловому стилю.
Методы. При написании данного научного исследования был использован ряд методов, позволивших комплексно и всесторонне проанализировать вопросы обучения официально-деловому стилю. В частности, в качестве основного метода была использована сплошная выборка и наблюдение, после чего был осуществлен компонентный анализ собранного материала. Наряду с компонентным анализом широко применялся также и метод контекстуального анализа.
Результаты. В данной статье нами была рассмотрена методика обучения официально-деловому стилю у учащихся, а также влияние данного стиля как на письменную, так и устную речь обучающегося.
Вывод. Одним из основополагающих моментов деловых взаимоотношений является соблюдение норм и правил делового этикета. Отсюда следует, что учебные заведения обязаны подготовить будущих специалистов, стремящихся совершенствовать культуру своей устной и письменной речи, а также стремящихся в полной мере овладеть языковыми средствами официально-делового стиля, который обслуживает чрезвычайно важную сферу взаимоотношений государственной власти и населения, организаций и учреждений, личности и общества.
Целью данной статьи является исследование роли музыкальной терапии в развитии творческих способностей у детей с синдромом Дауна. В статье рассматривается ключевая роль музыки как средства эмоциональной, когнитивной и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями.
Методы. Мы фокусируем внимание на одной из наиболее эффективных форм музыкальной деятельности – музыкальной импровизации, а также ее воздействии на творческое развитие детей с синдромом Дауна.
Результаты. Рассмотрены научные исследования, подтверждающие положительное влияние музыкальных занятий, с акцентом на современные методики и практики музыкальной терапии.
Выводы. В работе представлены результаты эмпирического исследования, подтверждающие значимость импровизационных упражнений в развитии творческих способностей у детей с синдромом Дауна.
Цель. Определить наиболее эффективные пути повышения качества математической подготовки студентов при изучении теоретической физики.
Методы. Анализ педагогической и методической литературы, наблюдение, методы статистической обработки данных. В статье анализируется современное состояние проблемы подготовки студентов-физиков к изучению теоретической физики, исследуются и анализируются противоречия в этой подготовке, проводится анализ продуктов деятельности участников образовательного процесса.
Результаты. Предложены экспериментально доказанные пути, позволяющие повысить эффективность усвоения физического содержания математических выражений, используемых в теоретической физике, анализировать выводимые формулы, развивать мышление.
Вывод. Основной причиной трудностей в усвоении теоретической физики являются недостаточные математические знания. Поэтому необходимо дальнейшее совершенствование программ по математическим дисциплинам, в частности, по направлению, связанному с математическим обеспечением теоретической физики.
В статье рассматриваются возможности использования искусственного интеллекта при подготовке к занятиям, разработке заданий для самостоятельного выполнения обучаемыми, проведении учебных занятий с использованием авторской методики, направленной на получение курсантами-лингвистами практических навыков использования компьютерных технологий. Показаны особенности применения возможностей генеративного искусственного интеллекта при разработке заданий для военнослужащих-лингвистов. Приводятся примеры заданий, составленных искусственным интеллектом и их анализ. Автором отмечается положительный результат использования искусственного интеллекта при разработке отдельных элементов занятий.
Цель: изучить возможности искусственного интеллекта при разработке задании по изучению электронных таблиц, в которых учитывается специфика обучаемых военнослужащих-лингвистов.
Методы. Создание промтов для систем искусственного интеллекта с целью разработки заданий, корректировка заданий, предложенных искусственным интеллектом.
Результат. Создание заданий по изучению электронных таблиц для военнослужащих-лингвистов, изучение возможностей искусственного интеллекта при подготовке преподавателя к занятиям с военнослужащими-лингвистами.
Вывод. Применение предлагаемого искусственным интеллектом комплекса заданий позволяет преподавателю, не зная специфики лингвистической области разрабатывать собственные задания для обучаемых.
Цель. В статье впервые представлена методика исследования синтаксиса словосочетаний, что является инновационным подходом, позволяющим расширить представления о своеобразии формирования синтаксиса у дошкольников с психо-речевым недоразвитием.
Методы и результаты. Методика использует количественный и качественный анализ, что позволяет выявить и описать специфический характер формирования синтаксической структуры грамматического компонента речи, а также его темповую задержку в развитии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Вывод. Дошкольники с задержкой психического развития имеют замедленный темп и качественное своеобразие в развитии синтаксиса словосочетаний.
Статья посвящена исследованию проблемы геймификации в нынешнем образовательном процессе, целесообразности её использования, плюсам и минусам в использовании игровых технологий на занятиях во всех звеньях учебного процесса, а также факторам, побуждающим использовать игровые ресурсы в учёбе в современной реальности.
Цель – в обосновании необходимости использования геймификации с учётом положительных и отрицательных нюансов, возникающих в процессе учёбы.
Были использованы методы наблюдения, анализа, материалы научных исследований и результаты преподавательского опыта в обучении с применением игровых технологий.
Результаты. Авторы поднимают проблему оптимизации учебного процесса. Кроме того, в центре внимания стоит вопрос, связанный с мотивацией к учёбе, которая, как известно, заметно понизилась в последние годы. Исследуя геймификацию в качестве рычага, повышающего познавательный интерес к учёбе, авторы разработали ряд рекомендаций, способствующих эффективности учебного процесса.
Вывод. Изучив историю проблемы геймификации и материалы исследований по данной теме, авторы полагают, что игровую практику целесообразно использовать в учебном процессе не только для формирования необходимых компетенций у обучающихся и для их профессиональной подготовки, но и для воспитательного процесса, весьма актуального для учебного и профессионального коллектива в современной реальности. В мире глобализации и цифровизации заметно пошатнулись морально -духовные ценности и требуют незамедлительного реанимирования, на имеющиеся вызовы времени следует своевременно реагировать во избежание худших последствий и в этой связи важно использовать игровые технологии в воспитательных целях и в целях адаптации к цифровой реальности.
Цель. В статье рассматривается проектно-эвристическая деятельность как метод обучения, способствующий формированию самостоятельности студентов, их исследовательской культуры и навыков работы над самостоятельными работами. Особое внимание уделяется интеграции цифровых инструментов, включая системы поиска заимствований, для контроля оригинальности работ.
Методы. Методология исследования включает анализ научной литературы, сравнительный анализ образовательных практик, экспертных оценок.
Результат. В результате исследования выявлены ключевые педагогические условия для эффективного применения проектно-эвристической деятельности, предложены механизмы сочетания педагогических методик с цифровыми инструментами, а также разработаны критерии оценки самостоятельности студентов.
Вывод. Выводы исследования подчеркивают значимость интеграции систем поиска заимствований в образовательный процесс как инструмента не только контроля, но и формирования научной грамотности. Достижение баланса между академической свободой и контролем оригинальности работ, особенно в контексте использования искусственного интеллекта, является важной задачей современной педагогической практики с учетом расширения практики использования систем поиска заимствований.
Цель – рассмотреть региональные возможности в сфере воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) через изобразительную деятельность (ИЗО) и декоративно-прикладное искусство (ДПИ) на основе народных художественных промыслов России. Автором освещены некоторые аспекты научно-образовательной деятельности Муниципального центра детского творчества Ленинского района Управления образования Администрации г. Махачкалы, формирование у детей школьного возраста духовно-нравственного воспитания.
В работе использованы исследования и методы декоративно-прикладного искусства, анализ письменных источников.
Результаты. В работе дана характеристика роли и значения освещения проблемы социализации, низкой самооценки, а также возможности коррекции и развития личности детей с ОВЗ, средствами ИЗО и ДПИ.
Вывод. Региональная студия является одной из ведущих научно-образовательных студий, по народным и художественным промыслам (НХП), деятельность которой в значительной степени обосновывается и способствует важности интеграции культурных традиций в образовательный процесс для формирования духовных ценностей, патриотизма и уважения к наследию. Приводятся методические рекомендации для педагогов, а также предложение по междисциплинарному подходу в работе с данной категорией детей в педагогике.
Цель: показать роль современных инновационных технологий организации учебного процесса в повышении познавательного интереса учащихся при изучении географии в школе.
Методы. Исследование основывается на использовании эмпирического метода и изучения опыта творческой деятельности учителей-новаторов.
Результаты. Установлено, что наибольший эффект в повышении познавательного интереса школьников к изучению географии можно достичь, если систематически использовать на уроках инновационные технологии организации учебного процесс.
Вывод. Применение на уроках географии разнообразных инновационных педагогических технологий способствует развитию познавательного интереса школьников, повышает качество географического образования, формирует умение применять географические знания на практике.
Цель. Выявить и описать проблемы студенческих самостоятельных работ, которые написаны с использованием систем генерации текстовых материалов.
Методы. Ключевым методом является метод количественного анализа выпускных квалификационных работ, с учетом использования систем ИИ для написания самостоятельной работы. Для теоретического анализа использованы методы анализа публикаций отечественных авторов, посвященных проблемам использования ИИ в образовательном процессе.
Результат. Анализ работ студентов, написанных при помощи искусственного интеллекта (далее ИИ), а также посредством систем перефразирования, позволил сделать вывод, о том, что работы частично, а иногда и полностью не соответствуют требованиям, предъявляемым к студенческим самостоятельным работам. Предпринятая попытка анализа результативности использования ИИ для написания самостоятельных работ, с точки зрения оригинальности текстовых материалов, является первой в отечественных исследованиях, и поднимает вопрос совершенствования систем поиска заимствований.
Вывод. В текущих условиях исключительно ответственный подход со стороны научных руководителей к проверке курсовых и дипломных работ может предотвратить практику использования ИИ для написания студентами самостоятельных работ.
Цель – для целостного восприятия методических объектов различных областей знания и более эффективного их применения в стратегии современного педагогического образования установить связь между методологическими принципами интегральной математики и принципами математического моделирования.
Методы. Для достижения поставленной цели применяются методы кластерного анализа моделей математических структур и сравнения их с аналогичными структурами других предметных областей, а также методы факторизации моделей по типам их представления.
Результаты. Комбинируя различные методы и подходы моделирования и базисные математические структуры, предпочитая матричные представления знаний, определена методологическая основа для анализа знаний различных предметных областей с помощью математического моделирования объектов и явлений природы. На примере модели когнитивной матрицы установлена связь между основными понятиями логики, алгебры, дисперсионного анализа и теории вероятностей.
Выводы. Установлено, что анализ знаний любой предметной области и мониторинг учебно-научной деятельности субъекта в конкретной среде целесообразно проводить на математических моделях. В исследовательской стратегии моделей наиболее эффективными оказываются когнитивные матрицы, тесно связанные с компонентами образовательной деятельности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель статьи – освещение актуальной проблемы изучения структуры когнитивных предикторов и уровня рефлексивной самооценки студентов в условиях цифровизации образования. Цифровые технологии модифицируют образовательную среду, трансформируя психологические процессы обучающихся.
Методы. С помощью методик Шульте, Джекобсона, Будасси и авторского опросника выявлены когнитивные характеристики студентов и их взаимосвязь с самооценкой в цифровой образовательной среде. Установлена статистически значимая корреляция между уровнем развития когнитивных функций (объем внимания, психическая устойчивость) и частотой использования цифровых технологий.
Результат. Представлены результаты эмпирического исследования 200 студентов Южного федерального университета в возрасте от 18 до 24 лет. Регрессионный анализ подтвердил, что значимыми предикторами рефлексивной самооценки выступают уровень самооценки по Будасси, уровень цифровой компетентности, объем внимания и объем кратковременной памяти.
Выводы. На основе результатов исследования разработаны практические рекомендации для преподавателей по совершенствованию образовательного процесса с использованием цифровых технологий.
Цель данной статьи заключается в анализе факторов, детерминирующих настоящее состояние семьи на российском фоне, а также социальных представлений молодежи о создании семьи. В статье рассматривается роль традиций и символов, отражающих современное состояние института семьи.
Методы. Ведущим методом является теоретический анализ статей, преимущественно отечественных авторов, посвященных проблемам социального семейного института, а также роли социальных представлений и традиций.
Результаты. В статье проведен анализ функций социального института семьи, выделены основные ценностные ориентации молодежи и социальные представления о семье, а также подверглись анализу роль традиций, обычаев и символов, их влияние на институализацию семьи.
Выводы. Молодежь ориентируется на не специфические функции семьи, где деторождение уходит на второй план, отдавая предпочтение личным удовольствиям. Технологическое развитие и цифровизация упрощают знакомства, но не решают проблем, возникающих в отношениях. В том числе, «гражданский брак» также мешает выполнению основной функции семьи – рождение и воспитание детей. Помощь в удержании позиций института семьи видится в интеграции и поддержании традиций и обычаев, а также символов, такие как фамильный герб или фотографии предков. Символы помогают сохранять связь с прошлыми поколениями и поддерживать семейные ценности.
Цель исследования заключалась в изучении влияния самоотношения и личностных характеристик на развитие трудоголизма.
Методы. Для получения эмпирических данных было использовано четыре методики: Опросник «Диагностика ургентной зависимости», N. Tassi, в адаптации О. Л. Шибко; Методика «Голландская шкала трудовой зависимости» (DUWAS) В. Шауфели, адаптация А. В. Ловакова; Тест-опросник самоотношения, ОСО (В. В. Столин, С. Р. Пантилеев) и Пятифакторный личностный опросник 5PFQ (Х. Тсуйи).
Результаты. Проведенное исследование выявило, что ургентная зависимость и работоголизм являются многофакторными феноменами, значимо связанными как с аспектами самоотношения, так и с определенными личностными чертами, причем эти связи часто носят нелинейный характер.
Выводы. Аутосимпатия и самоуверенность, как компоненты самоотношения, демонстрируют оптимальные диапазоны для профилактики ургентности и межличностных проблем, тогда как их избыток, так и недостаток могут усугублять проявления зависимости, а традиционно позитивные качества, такие как настойчивость и самоконтроль, могут выступать предикторами работоголизма, способствуя игнорированию потребностей в отдыхе и навязчивому стремлению к работе.