Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 19, № 2 (2025)
Скачать выпуск PDF ()

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-11 20
Аннотация

Цель данной статьи заключается в описании специфики, написанных с использованием ИИ, курсовых и выпускных квалификационных работ. В статье рассматривается проблема использования искусственного интеллекта в написании квалификационных и курсовых работ студентов педагогических направлений подготовки учреждений системы среднего специального образования (СПО).

Методы. Главным методом является метод количественного анализа выпускных квалификационных работ, с учетом использования систем ИИ для написания самостоятельной работы. Вместе с этим, для теоретического анализа использованы методы анализа публикаций отечественных авторов, посвященных проблемам использования ИИ в образовательном процессе.

Результаты. В статье представлены основные выводы о наиболее типичных проблемах выпускных квалификационных работ, выполненных с использованием искусственного интеллекта (ChatGPT).

Выводы. Несмотря на то, что системы поиска заимствований развиваются достаточно динамично, авторы могут отметить, что они фактически не справляются с выявлением текста, который сгенерирован ИИ. Однако ряд ресурсов справляется с поиском заимствований, сгенерированных ИИ. Тем не менее, проблема остается активной, а потому перспективы решения данной проблемы лежат в интенсификации совместной работы обучающихся и научных руководителей.

12-18 16
Аннотация

Целью статьи является разработка методических аспектов изучения дисциплины «Численные методы» будущими бакалаврами по профилям «Математика» и «Информатика», умение выбора соответствующего численного метода решения задачи и составление программ на языке программирования.

Методы. Составление программ на языке Pascal для решения уравнений методом касательных и хорд. Каждый из описываемых методов включает в себя пример решения определенной задачи с применением программы, написанной на языке PascalABC. Для каждого метода также представляется блок-схема, иллюстрирующая его алгоритм.

Результаты. Для оценки скорости сходимости были разработаны программы на языке PascalAВC, которые решают уравнения с помощью методов касательных и хорд. В качестве инициативы предлагается авторский метод внедрения темы «Приближенное решение уравнений», основанный на методах касательных и хорд в курсе «Численные методы».

Выводы. В работе использован пакеты прикладных программ для построения графиков функций, продемонстрирован блок-схема для графического изображения алгоритма приближенного решения нелинейных уравнений методом касательных и хорд. Разработаны соответствующие программы для приближенного решения нелинейных уравнений, которые находят приближенные корни уравнения и дают возможность для сравнения скорости сходимости при различных вариациях метода касательных и хорд.

19-25 45
Аннотация

Целью настоящего исследования является раскрытие сущности историко-культурного наследия России как средство патриотического воспитания учащейся молодежи в региональном аспекте. Для нашего исследования были использованы: методы сбора и накопления данных (наблюдение, изучение документации, опрос), анализ.

Результаты. В настоящем исследовании мы выяснили, что патриотическое воспитание является многоаспектной системой, где пересекаются элементы историко-культурного наследия, образовательных технологий, краеведческих практик и цифровых медиа. Также мы обосновали необходимость комплексного подхода, в котором сочетаются традиционные формы передачи знаний с инновационными инструментами, чтобы обеспечить эффективное формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей у молодого поколения.

Вывод. В результате проведенного исследования и анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание учащейся молодежи на современном этапе является многоуровневым процессом, направленным на формирование у молодежи глубокого чувства идентичности и сопричастности к судьбе своей страны. Оно требует использование как традиционных методов, так и новаторских подходов, такие как цифровые технологии и медиаобразование. Основной целью остается формирование духовно-нравственной личности, готовой осознать ценность историко-культурного наследия, активно участвовать в его сохранении и развивать его для будущих поколений.

25-29 27
Аннотация

Цель – рассмотреть направления формирования роли семьи в дагестанском обществе, выделить систему ценностей в семье, которые способствуют полноценному развитию гармоничной личности. В статье рассматривается проблема семейного воспитания. Семейное воспитание накладывает на родителей огромную ответственность за будущее своих детей. Роль семьи является основным институтом становления человека. В статье выделяются основы воспитания в дагестанском обществе. Это признание личности ребёнка, его неприкосновенность, последовательность в родительском отношении к детям словом и делом.

Методы. Теоретический, эмпирический.

Результаты. Воспитательное пространство семьи рассматривается как педагогическая система.

Вывод. В статье рассмотрены некоторые педагогические условия роли семьи в дагестанском обществе.

30-35 19
Аннотация

Целью данной работы является разработка оптимальных, научно обоснованных методических рекомендаций на основе развивающего дедуктивного метода объяснения материала и систему упражнений для изучения имени существительного на уроках лезгинского языка в старших классах.

Методы. В исследовании использован комплекс методов и приемов, в числе которых: изучение, анализ и обобщение опыта учителей – специалистов родного языка; метод наблюдений за работой учащихся по лезгинскому языку на уроке, на внеклассных мероприятиях в школе; метод статистический, показывающий (в количественном отношении, в цифрах) динамику развития, например, речевых навыков.

Результаты. Повышение эффективности в изучении имени существительного лезгинского языка в старших классах связано с реализацией таких важнейших принципов, как практическая направленность, функциональный характер развивающего обучения.

Выводы. Изучение имени существительного на уроках лезгинского языка в старших классах даст лучшие результаты, если проводить эту работу на основе дедуктивного метода, путем всестороннего анализа материала, выполнения различных упражнений, использования сравнений, наглядности.

36-43 20
Аннотация

Целью статьи является изучение возможностей применения музыкальной терапии в комплексной нейрореабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС).

Методы. Проанализированы существующие методики музыкальной терапии, направленные на развитие когнитивных и социальных навыков детей с РАС, а также на коррекцию эмоциональных нарушений.

Результаты. Представлены практические рекомендации по использованию музыкально-ритмических упражнений, вокальных и инструментальных занятий для улучшения коммуникативных способностей и когнитивных функций. Особое внимание уделяется интеграции музыкальных технологий в образовательные и реабилитационные программы.

Выводы. Выявлено, что музыкальная терапия является эффективным инструментом в работе с детьми с РАС и способствует их социализации и улучшению качества жизни.

43-48 20
Аннотация

Целью данного исследования является рассмотрение необходимости повышения квалификации учителей в части развития цифровой компетентности.

Методы: анализ литературы по изучению необходимости повышения квалификации учителей в части развития цифровой компетентности, а также методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта. В данной статье авторами затрагивается тема наращивания потенциала для использования ИКТ в школе.

Результат. Анализируя и обобщая педагогический опыт авторов данного исследования, выяснилось, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международная ассоциация по развитию информационных технологий в образовании (ISTE) разработала набор стандартов для учителей. Эти стандартные пакеты были предоставлены штатам, регионам, школам и учебным заведениям, основы, на которых строится философия и разрабатываются планы по интеграции ИКТ в учебную программу.

Вывод. Учителям стало недостаточно просто передавать знания. Теперь они должны способствовать формированию высоких когнитивных навыков, стимулировать чтение материалов и развивать навыки совместной работы. Эти новые обязанности стали возможны благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. В статье также обсуждается, какую роль учитель играет в эффективном применении ИКТ для образовательных целей.

48-53 16
Аннотация

Цель статьи – разработка предложений для улучшения процесса развития информационной культуры у студентов колледжа посредством анализа теоретических и практических аспектов.

Методы. Изучение и систематизация практического опыта внедрения информационных технологий в образовательный процесс и анализ научной литературы, посвященной вопросам формирования информационной культуры.

Результат. Разработаны подходы для формирования информационной культуры в колледжах, каждый из которых акцентирует внимание на различных аспектах образовательного процесса.

Вывод. Формирование информационной культуры у студентов колледжа требует комплексного подхода, включающего сочетание традиционных методов и современных инструментов, таких как образовательные социальные сети.

54-59 18
Аннотация

Цель данной статьи заключается в исследовании особенностей и эффективности проведения интегрированного урока. Статья написана на основе педагогического опыта, научных исследований на означенную тему. Обоснована актуальность данной темы для оптимизации учебного процесса, рассмотрены методы, специфика интегрированных занятий, а также результаты, к которым можно прийти в процессе уроков. С помощью сравнительного метода, наблюдения и анализа в статье рассмотрены проблемы, плюсы и минусы, связанные с проведением интегрированных занятий.

Результаты. Новым в статье является то, что авторы максимально приближены к решению не только теоретических проблем, но и практической реализации задачи проведения интегрированных занятий с огромной пользой для обучающихся, поскольку посредством интегрированных уроков развиваются креативные, познавательные, культурные и многие другие составляющие личности обучающихся, пребывающих в сложном информационном времени и пространстве. А также реализуются как преподавательский, так и ученический потенциал в процессе проведения интегрированных уроков.

Вывод. Цель образования в максимально ускоренном развитии обучающихся, в приобщении их к культуре, в формировании у них целостного представления, целью данной статьи является изучение методов и приёмов улучшения интегрированных занятий со всеми преимуществами в пользу проведения подобных занятий.

59-62 21
Аннотация

Цель. Выявить имеющиеся комплексные подходы к обеспечению информационной безопасности в условиях цифровизации системы образования

Методы. Анализ и обобщение существующего опыта по информационной безопасности, изучение взаимосвязей между угрозами и методами защиты.

Результат. Создание культуры безопасности в организациях, где каждый понимает свою роль в защите информации. Формирование культуры безопасности требует времени и усилий, но это инвестиция, которая оправдает себя в виде снижения рисков и повышения общей защищенности организации. Необходимо чувствовать свою ответственность за безопасность информации и понимать, как его действия влияют на общую защиту.

Вывод. Информационная безопасность – это не только технические решения, но и комплексный процесс, включающий людей, процессы и технологии. В условиях быстрого развития цифровых технологий важно постоянно адаптироваться к новым угрозам и вызовам.

63-71 16
Аннотация

Цель статьи – раскрыть дидактические основы формирования и развития билингвальных компетенций через социопсихолингвистический механизм в гетерогенных условиях этноязыкового Дагестана.

Методы. Коррелятивный анализ.

Результат. Дидактическая процессуальность речевой деятельности дагестанской языковой личности в контексте национально-русского двуязычия обусловлена социопсихолингвистическими факторами и должна опираться на данные лингвокоррелятивного анализа.

Вывод. Лингвистический корпус данных, полученных в результате коррелятивного анализа различных уровней сопоставляемых (русского и литературных дагестанских) языков, является лингводидактической основой образовательной технологии преодоления интерферентных ошибок в русской и родной речи дагестанцев-билингвов.

72-75 31
Аннотация

Цель. Выявить дидактические возможности современных педагогических форм, методов и средств в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.

Методы. Сопоставительный анализ научно-методической и учебно-воспитательной литературы, обобщение передового и собственного педагогического опыта, сравнение, аналитические выводы, наблюдение.

Результат. В современном образовательном процессе важно не только передать знания, но и стимул для их активного усвоения. Процесс обучения должен быть построен на основе взаимодействия, где каждый ученик не просто пассивный слушатель, а активный участник познавательной деятельности. Для создания условий, способствующих развитию интереса, необходимо использовать разнообразные методы и приемы. С этих позиций реализация игровых технологий, проектной деятельности и интеграция различных предметов могут значительно повысить уровень вовлеченности учащихся. Работа в группах, обсуждения и творческие задания способствуют формированию устойчивой мотивации и формированию познавательного интереса к изучению русского языка.

Вывод. Регулярный анализ и адаптация методов обучения в зависимости от интересов и потребностей учащихся младших классов помогают формировать высокий уровень их познавательной активности. Открытость к новым подходам и готовность к изменениям делают учебный процесс более динамичным и увлекательным, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию к обучению на протяжении всей жизни.

76-94 28
Аннотация

Цель. Провести глубокое исследование эпистемологического базиса развития международного научно-образовательного сотрудничества в русле современного социально-государственного заказа и контекста совершенствования отечественных и зарубежных образовательных систем.

Методы. Теоретический анализ классической и современной составляющих философского базиса образования с коррелирующим анализом практикоориентированного, проблемно-ресурсного компонента научно-образовательных синергий.

Результат. Исследованы аспекты текущего и перспективного статуса философски достоверной международной научно-образовательной коллаборации адекватно задачам, стоящим перед образовательными системами российских и зарубежных вузов, реализованы действенные подходы к обеспечению эффективного, экономичного, резонансного и развивающего сотрудничества, достигнуто корпоративное и межвузовское благоприятствование, возрос категориальный и общественный рейтинг вузов-участников совместного исследования.

Вывод. Эффективное, рейтингблагоприятное, перспективно значимое образовательное сотрудничество возможно только в системообразующем взаиморазвитии и научных процессов в образовательных организациях, сообществах, а также студенческих объединений на основе адресного философского осмысления, моделирования и обеспечения.

95-101 27
Аннотация

Цель исследования определить уровень смысложизненных ориентаций и жизненных ценностей личности студентов-первокурсников, выявить особенности жизнестойкости будущих педагогов в условиях обучения в вузе на территории проведения Специальной военной операции. В качестве научных ориентиров работе использованы положения об адаптации и адаптационных процессах личности, теоретические подходы к определению ценностных ориентаций и жизнестойкости у будущих педагогических работников. Применялись психодиагностические методики «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), методика изучения ценностей личности «Профиль личности» Ш. Шварца.

В результате проведения исследования получены сведения об уровне сформированности цели в жизни, осмысленности жизни, оценке результативности уже прожитых жизненных этапов, сформированности локуса контроля у студентов первокурсников-будущих педагогов.

Выводы. Выявленные результаты позволяют определить подходы к реализации программы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство.

102-109 25
Аннотация

Цель. В исследовании рассматривается роль метафорической компетентности в образовательном процессе, её значение для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).

Цель статьи – определить влияние метафорической компетентности на профессиональную подготовку студентов и охарактеризовать методические подходы к её формированию.

Методы исследования включают анализ научной литературы, контент-анализ образовательных стандартов (ФГОС ВО) и сравнительный анализ учебных программ.

Результаты показывают, что метафорическая компетенция способствует развитию коммуникативных и межкультурных навыков студентов, улучшает их способность к интерпретации текстов и адаптации к различным языковым контекстам.

Выводы исследования подтверждают необходимость системного включения развития метафорической компетентности в образовательные программы для повышения эффективности языковой и педагогической подготовки будущих специалистов.

110-117 19
Аннотация

Целью статьи является изучение современных подходов к комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).

Методы. Анализируются межведомственные модели поддержки, включая медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь. Освещаются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются семьи, а также перспективные направления совершенствования системы сопровождения. Отдельное внимание уделено необходимости раннего вмешательства, подготовки специалистов и использования современных технологий в реабилитации и обучении детей с ТМНР.

Результаты. Созданные в Дагестане воспитательно-образовательные и консультативные структуры оказания помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями и их родителям: дом дневного пребывания для детей-инвалидов (ДРООПИ), региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), служба социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и инвалидами 18+ – «Семейные приемные» – являются важными звеньями в построении системы комплексной помощи детям с ТМНР.

Выводы. Успешная интеграция детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в общество требует многопланового подхода и координации усилий всех заинтересованных сторон. Создание условий для полноценного развития таких детей и их семей является не только социальной необходимостью, но и важным шагом к построению инклюзивного общества.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)