ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель данной статьи заключается в описании специфики, написанных с использованием ИИ, курсовых и выпускных квалификационных работ. В статье рассматривается проблема использования искусственного интеллекта в написании квалификационных и курсовых работ студентов педагогических направлений подготовки учреждений системы среднего специального образования (СПО).
Методы. Главным методом является метод количественного анализа выпускных квалификационных работ, с учетом использования систем ИИ для написания самостоятельной работы. Вместе с этим, для теоретического анализа использованы методы анализа публикаций отечественных авторов, посвященных проблемам использования ИИ в образовательном процессе.
Результаты. В статье представлены основные выводы о наиболее типичных проблемах выпускных квалификационных работ, выполненных с использованием искусственного интеллекта (ChatGPT).
Выводы. Несмотря на то, что системы поиска заимствований развиваются достаточно динамично, авторы могут отметить, что они фактически не справляются с выявлением текста, который сгенерирован ИИ. Однако ряд ресурсов справляется с поиском заимствований, сгенерированных ИИ. Тем не менее, проблема остается активной, а потому перспективы решения данной проблемы лежат в интенсификации совместной работы обучающихся и научных руководителей.
Целью статьи является разработка методических аспектов изучения дисциплины «Численные методы» будущими бакалаврами по профилям «Математика» и «Информатика», умение выбора соответствующего численного метода решения задачи и составление программ на языке программирования.
Методы. Составление программ на языке Pascal для решения уравнений методом касательных и хорд. Каждый из описываемых методов включает в себя пример решения определенной задачи с применением программы, написанной на языке PascalABC. Для каждого метода также представляется блок-схема, иллюстрирующая его алгоритм.
Результаты. Для оценки скорости сходимости были разработаны программы на языке PascalAВC, которые решают уравнения с помощью методов касательных и хорд. В качестве инициативы предлагается авторский метод внедрения темы «Приближенное решение уравнений», основанный на методах касательных и хорд в курсе «Численные методы».
Выводы. В работе использован пакеты прикладных программ для построения графиков функций, продемонстрирован блок-схема для графического изображения алгоритма приближенного решения нелинейных уравнений методом касательных и хорд. Разработаны соответствующие программы для приближенного решения нелинейных уравнений, которые находят приближенные корни уравнения и дают возможность для сравнения скорости сходимости при различных вариациях метода касательных и хорд.
Целью настоящего исследования является раскрытие сущности историко-культурного наследия России как средство патриотического воспитания учащейся молодежи в региональном аспекте. Для нашего исследования были использованы: методы сбора и накопления данных (наблюдение, изучение документации, опрос), анализ.
Результаты. В настоящем исследовании мы выяснили, что патриотическое воспитание является многоаспектной системой, где пересекаются элементы историко-культурного наследия, образовательных технологий, краеведческих практик и цифровых медиа. Также мы обосновали необходимость комплексного подхода, в котором сочетаются традиционные формы передачи знаний с инновационными инструментами, чтобы обеспечить эффективное формирование духовно-нравственных и патриотических ценностей у молодого поколения.
Вывод. В результате проведенного исследования и анализа психолого-педагогической литературы, можно сделать вывод, что патриотическое воспитание учащейся молодежи на современном этапе является многоуровневым процессом, направленным на формирование у молодежи глубокого чувства идентичности и сопричастности к судьбе своей страны. Оно требует использование как традиционных методов, так и новаторских подходов, такие как цифровые технологии и медиаобразование. Основной целью остается формирование духовно-нравственной личности, готовой осознать ценность историко-культурного наследия, активно участвовать в его сохранении и развивать его для будущих поколений.
Цель – рассмотреть направления формирования роли семьи в дагестанском обществе, выделить систему ценностей в семье, которые способствуют полноценному развитию гармоничной личности. В статье рассматривается проблема семейного воспитания. Семейное воспитание накладывает на родителей огромную ответственность за будущее своих детей. Роль семьи является основным институтом становления человека. В статье выделяются основы воспитания в дагестанском обществе. Это признание личности ребёнка, его неприкосновенность, последовательность в родительском отношении к детям словом и делом.
Методы. Теоретический, эмпирический.
Результаты. Воспитательное пространство семьи рассматривается как педагогическая система.
Вывод. В статье рассмотрены некоторые педагогические условия роли семьи в дагестанском обществе.
Целью данной работы является разработка оптимальных, научно обоснованных методических рекомендаций на основе развивающего дедуктивного метода объяснения материала и систему упражнений для изучения имени существительного на уроках лезгинского языка в старших классах.
Методы. В исследовании использован комплекс методов и приемов, в числе которых: изучение, анализ и обобщение опыта учителей – специалистов родного языка; метод наблюдений за работой учащихся по лезгинскому языку на уроке, на внеклассных мероприятиях в школе; метод статистический, показывающий (в количественном отношении, в цифрах) динамику развития, например, речевых навыков.
Результаты. Повышение эффективности в изучении имени существительного лезгинского языка в старших классах связано с реализацией таких важнейших принципов, как практическая направленность, функциональный характер развивающего обучения.
Выводы. Изучение имени существительного на уроках лезгинского языка в старших классах даст лучшие результаты, если проводить эту работу на основе дедуктивного метода, путем всестороннего анализа материала, выполнения различных упражнений, использования сравнений, наглядности.
Целью статьи является изучение возможностей применения музыкальной терапии в комплексной нейрореабилитации детей с расстройством аутистического спектра (РАС).
Методы. Проанализированы существующие методики музыкальной терапии, направленные на развитие когнитивных и социальных навыков детей с РАС, а также на коррекцию эмоциональных нарушений.
Результаты. Представлены практические рекомендации по использованию музыкально-ритмических упражнений, вокальных и инструментальных занятий для улучшения коммуникативных способностей и когнитивных функций. Особое внимание уделяется интеграции музыкальных технологий в образовательные и реабилитационные программы.
Выводы. Выявлено, что музыкальная терапия является эффективным инструментом в работе с детьми с РАС и способствует их социализации и улучшению качества жизни.
Целью данного исследования является рассмотрение необходимости повышения квалификации учителей в части развития цифровой компетентности.
Методы: анализ литературы по изучению необходимости повышения квалификации учителей в части развития цифровой компетентности, а также методы наблюдения, изучения и обобщения педагогического опыта. В данной статье авторами затрагивается тема наращивания потенциала для использования ИКТ в школе.
Результат. Анализируя и обобщая педагогический опыт авторов данного исследования, выяснилось, что Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) и Международная ассоциация по развитию информационных технологий в образовании (ISTE) разработала набор стандартов для учителей. Эти стандартные пакеты были предоставлены штатам, регионам, школам и учебным заведениям, основы, на которых строится философия и разрабатываются планы по интеграции ИКТ в учебную программу.
Вывод. Учителям стало недостаточно просто передавать знания. Теперь они должны способствовать формированию высоких когнитивных навыков, стимулировать чтение материалов и развивать навыки совместной работы. Эти новые обязанности стали возможны благодаря использованию информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) в образовательном процессе. В статье также обсуждается, какую роль учитель играет в эффективном применении ИКТ для образовательных целей.
Цель статьи – разработка предложений для улучшения процесса развития информационной культуры у студентов колледжа посредством анализа теоретических и практических аспектов.
Методы. Изучение и систематизация практического опыта внедрения информационных технологий в образовательный процесс и анализ научной литературы, посвященной вопросам формирования информационной культуры.
Результат. Разработаны подходы для формирования информационной культуры в колледжах, каждый из которых акцентирует внимание на различных аспектах образовательного процесса.
Вывод. Формирование информационной культуры у студентов колледжа требует комплексного подхода, включающего сочетание традиционных методов и современных инструментов, таких как образовательные социальные сети.
Цель данной статьи заключается в исследовании особенностей и эффективности проведения интегрированного урока. Статья написана на основе педагогического опыта, научных исследований на означенную тему. Обоснована актуальность данной темы для оптимизации учебного процесса, рассмотрены методы, специфика интегрированных занятий, а также результаты, к которым можно прийти в процессе уроков. С помощью сравнительного метода, наблюдения и анализа в статье рассмотрены проблемы, плюсы и минусы, связанные с проведением интегрированных занятий.
Результаты. Новым в статье является то, что авторы максимально приближены к решению не только теоретических проблем, но и практической реализации задачи проведения интегрированных занятий с огромной пользой для обучающихся, поскольку посредством интегрированных уроков развиваются креативные, познавательные, культурные и многие другие составляющие личности обучающихся, пребывающих в сложном информационном времени и пространстве. А также реализуются как преподавательский, так и ученический потенциал в процессе проведения интегрированных уроков.
Вывод. Цель образования в максимально ускоренном развитии обучающихся, в приобщении их к культуре, в формировании у них целостного представления, целью данной статьи является изучение методов и приёмов улучшения интегрированных занятий со всеми преимуществами в пользу проведения подобных занятий.
Цель. Выявить имеющиеся комплексные подходы к обеспечению информационной безопасности в условиях цифровизации системы образования
Методы. Анализ и обобщение существующего опыта по информационной безопасности, изучение взаимосвязей между угрозами и методами защиты.
Результат. Создание культуры безопасности в организациях, где каждый понимает свою роль в защите информации. Формирование культуры безопасности требует времени и усилий, но это инвестиция, которая оправдает себя в виде снижения рисков и повышения общей защищенности организации. Необходимо чувствовать свою ответственность за безопасность информации и понимать, как его действия влияют на общую защиту.
Вывод. Информационная безопасность – это не только технические решения, но и комплексный процесс, включающий людей, процессы и технологии. В условиях быстрого развития цифровых технологий важно постоянно адаптироваться к новым угрозам и вызовам.
Цель статьи – раскрыть дидактические основы формирования и развития билингвальных компетенций через социопсихолингвистический механизм в гетерогенных условиях этноязыкового Дагестана.
Методы. Коррелятивный анализ.
Результат. Дидактическая процессуальность речевой деятельности дагестанской языковой личности в контексте национально-русского двуязычия обусловлена социопсихолингвистическими факторами и должна опираться на данные лингвокоррелятивного анализа.
Вывод. Лингвистический корпус данных, полученных в результате коррелятивного анализа различных уровней сопоставляемых (русского и литературных дагестанских) языков, является лингводидактической основой образовательной технологии преодоления интерферентных ошибок в русской и родной речи дагестанцев-билингвов.
Цель. Выявить дидактические возможности современных педагогических форм, методов и средств в формировании познавательного интереса младших школьников на уроках русского языка.
Методы. Сопоставительный анализ научно-методической и учебно-воспитательной литературы, обобщение передового и собственного педагогического опыта, сравнение, аналитические выводы, наблюдение.
Результат. В современном образовательном процессе важно не только передать знания, но и стимул для их активного усвоения. Процесс обучения должен быть построен на основе взаимодействия, где каждый ученик не просто пассивный слушатель, а активный участник познавательной деятельности. Для создания условий, способствующих развитию интереса, необходимо использовать разнообразные методы и приемы. С этих позиций реализация игровых технологий, проектной деятельности и интеграция различных предметов могут значительно повысить уровень вовлеченности учащихся. Работа в группах, обсуждения и творческие задания способствуют формированию устойчивой мотивации и формированию познавательного интереса к изучению русского языка.
Вывод. Регулярный анализ и адаптация методов обучения в зависимости от интересов и потребностей учащихся младших классов помогают формировать высокий уровень их познавательной активности. Открытость к новым подходам и готовность к изменениям делают учебный процесс более динамичным и увлекательным, что, в свою очередь, формирует устойчивую мотивацию к обучению на протяжении всей жизни.
Цель. Провести глубокое исследование эпистемологического базиса развития международного научно-образовательного сотрудничества в русле современного социально-государственного заказа и контекста совершенствования отечественных и зарубежных образовательных систем.
Методы. Теоретический анализ классической и современной составляющих философского базиса образования с коррелирующим анализом практикоориентированного, проблемно-ресурсного компонента научно-образовательных синергий.
Результат. Исследованы аспекты текущего и перспективного статуса философски достоверной международной научно-образовательной коллаборации адекватно задачам, стоящим перед образовательными системами российских и зарубежных вузов, реализованы действенные подходы к обеспечению эффективного, экономичного, резонансного и развивающего сотрудничества, достигнуто корпоративное и межвузовское благоприятствование, возрос категориальный и общественный рейтинг вузов-участников совместного исследования.
Вывод. Эффективное, рейтингблагоприятное, перспективно значимое образовательное сотрудничество возможно только в системообразующем взаиморазвитии и научных процессов в образовательных организациях, сообществах, а также студенческих объединений на основе адресного философского осмысления, моделирования и обеспечения.
Цель исследования определить уровень смысложизненных ориентаций и жизненных ценностей личности студентов-первокурсников, выявить особенности жизнестойкости будущих педагогов в условиях обучения в вузе на территории проведения Специальной военной операции. В качестве научных ориентиров работе использованы положения об адаптации и адаптационных процессах личности, теоретические подходы к определению ценностных ориентаций и жизнестойкости у будущих педагогических работников. Применялись психодиагностические методики «Смысложизненные ориентации» (Д. А. Леонтьев), методика изучения ценностей личности «Профиль личности» Ш. Шварца.
В результате проведения исследования получены сведения об уровне сформированности цели в жизни, осмысленности жизни, оценке результативности уже прожитых жизненных этапов, сформированности локуса контроля у студентов первокурсников-будущих педагогов.
Выводы. Выявленные результаты позволяют определить подходы к реализации программы социально-психологической адаптации будущих педагогических работников в условиях интеграции в общероссийское образовательное пространство.
Цель. В исследовании рассматривается роль метафорической компетентности в образовательном процессе, её значение для обучения русскому языку как иностранному (РКИ).
Цель статьи – определить влияние метафорической компетентности на профессиональную подготовку студентов и охарактеризовать методические подходы к её формированию.
Методы исследования включают анализ научной литературы, контент-анализ образовательных стандартов (ФГОС ВО) и сравнительный анализ учебных программ.
Результаты показывают, что метафорическая компетенция способствует развитию коммуникативных и межкультурных навыков студентов, улучшает их способность к интерпретации текстов и адаптации к различным языковым контекстам.
Выводы исследования подтверждают необходимость системного включения развития метафорической компетентности в образовательные программы для повышения эффективности языковой и педагогической подготовки будущих специалистов.
Целью статьи является изучение современных подходов к комплексному сопровождению семей, воспитывающих детей с тяжелыми множественными нарушениями развития (ТМНР).
Методы. Анализируются межведомственные модели поддержки, включая медицинскую, психолого-педагогическую и социальную помощь. Освещаются ключевые проблемы, с которыми сталкиваются семьи, а также перспективные направления совершенствования системы сопровождения. Отдельное внимание уделено необходимости раннего вмешательства, подготовки специалистов и использования современных технологий в реабилитации и обучении детей с ТМНР.
Результаты. Созданные в Дагестане воспитательно-образовательные и консультативные структуры оказания помощи детям с тяжелыми множественными нарушениями и их родителям: дом дневного пребывания для детей-инвалидов (ДРООПИ), региональное отделение Всероссийской организации родителей детей-инвалидов (ВОРДИ), служба социального сопровождения семей с детьми-инвалидами и инвалидами 18+ – «Семейные приемные» – являются важными звеньями в построении системы комплексной помощи детям с ТМНР.
Выводы. Успешная интеграция детей с тяжелыми множественными нарушениями развития в общество требует многопланового подхода и координации усилий всех заинтересованных сторон. Создание условий для полноценного развития таких детей и их семей является не только социальной необходимостью, но и важным шагом к построению инклюзивного общества.

