ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования – изучить опыт обучения географии в зарубежной школе на основе публикаций, определить эффективные методы обучения.
Методы. Анализ научной литературы по проблеме исследования.
Результаты. Изучение опыта зарубежной школы и сопоставление с российским позволило определить методы обучения, которые являются наиболее эффективными в повышении качества географического образования.
Выводы. Рассмотренные в исследовании методы обучения имеют большое значение в решении проблем школьного географического образования.
Сопоставительный анализ разносистемных языков является универсальным методом в области языкознания. Сопоставление языков актуально и в области методики преподавания иностранных языков, так как студенты-бакалавры и магистранты факультета иностранных языков изучают два иностранных языка, в частности арабский и английский.
Целью исследование является сопоставительный анализ некоторых морфологических и синтаксических особенностей глагола арабского и английского языков, выявление сходства и различия глагольных форм генетически неродственных языков.
Для ее достижения в работе применялись метод описания и сопоставительный метод. Как результат в сопоставляемых языках были обнаружены сходства и различия глагольных форм.
Вывод. Материалы сопоставительного исследования двух разносистемных языков дают четкое представление о том, какие языковые явления и их признаки в них полностью совпадают, какие – совпадают лишь частично, какие – полностью различаются.
Цель исследования – рассмотреть особенности образования эмоциональноэкспрессивных лексических средств (в частности, имен существительных, образованных способом суффиксации) в аспекте лингводидактики.
Методы. Анализ научной литературы, словарных статей по проблеме исследования, наблюдение за речью учащихся.
Результаты. Обоснована необходимость рассмотрения в школьном курсе русского языка, помимо основного значения слов, дополнительных, коннотативных признаков (оценочности, образности и экспрессии), что это позволит сделать процесс коммуникации более эффективным и развить у учащихся стилистически дифференцированную речь, ибо данный пласт лексики обладает богатыми стилистическими возможностями; приведены некоторые виды упражнений по теме.
Выводы. Систематическая работа над коннотативным значением производных существительных, наблюдение над их стилистической окраской способствует развитию языкового чутья и умения правильно выбирать слова для выражения своих мыслей.
Цель – рассмотреть развитие исследовательских компетенций у учащихся через интеграцию исследовательской и проектной работы по биологии и экологии в целях повышения эффективности подготовки исследователей.
Методы. Анализ научной и методической литературы, эксперимент, анализ результатов.
Результаты. Определена перспективность обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Основы проектной работы в области экспериментальной экологии» в формировании навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности среди учащихся старших классов средней школы.
Выводы. Вовлечение учащихся в проектную работу повышает уровень их исследовательской компетентности. Исследовательская деятельность учащихся способна определять тренды в системе развития образования. Предлагаемая программа ориентирована на укрепление и совершенствование биологического и экологического образования в общеобразовательных учреждениях.
Цель данного исследования заключается в выявлении специфики работы с текстом в рамках подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Методы. Анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение, изучение и обобщение педагогического опыта.
Результаты. Понимание текста как основной дидактической единицы, освоение разных способов работы с ним, направленных на формирование мыслящей, грамотной, творческой, компетентной личности школьника, видится залогом успешной сдачи итогового экзамена по русскому языку.
Выводы. Предложенные технологии и приемы работы способствуют совершенствованию умений работы над текстами разных жанров, их анализу при создании итогового сочинения, повышают интерес учащихся к изучению русского языка.
Цель исследования – выявление условий и приемов формирования познавательного интереса у учащихся средней школы.
Методы. Теоретические методы исследования (анализ, синтез, конкретизация, обобщение), апробация.
Результаты. Рассмотрены некоторые приемы стимулирования внимания к изучаемому предмету на примере задач по теме «Решение треугольника». Овладение решением таких задач повышает умственные и творческие способности учащихся, формирует у них навыки исследовательской работы.
Выводы. Реализация учителем творческого подхода к составлению задач способствует активизации познавательной деятельности учащихся. В ходе решения геометрических задач ученики приобретают умения самостоятельно ставить и достигать цели, добывать новые знания, грамотно работать с информацией.
Целью статьи является выявление современных вызовов становлению человеческого капитала педагога.
Методы. Анализ научной литературы, посвящённой современным вызовам системе образования и требованиям к формированию человеческого капитала в процессе подготовки к педагогической деятельности в вузе; обобщение полученных результатов; анализ документов.
Результаты. Обоснована необходимость учета современных вызовов развития человеческого капитала будущих педагогов при разработке стратегических целей и задач вузов.
Выводы. Современная образовательная организация, занимающаяся подготовкой специалистов в сфере образования, не может обойтись без всестороннего развития человеческого капитала будущего педагога. Для решения этой задачи в ДГПУ активно внедряются электронные технологии обучения, создаются условия для творческого и профессионального становления будущих педагогов, что обеспечивает значительный вклад в развитие человеческого капитала будущих учителей Дагестана.
Цель – охарактеризовать потенциал художественных текстов в формировании культуроведческой компетенции у студентов.
Методы. Анализ художественного текста, анализ научной литературы по проблеме исследования, обобщение.
Результаты. Обоснована необходимость использования художественных текстов в качестве средства формирования и развития культуроведческой компетенции на занятиях по русскому языку и культуре речи.
Выводы. Реализация культуроведческого подхода в процессе изучения дисциплины «Русский язык и культура речи» способствует пониманию студентами закономерностей развития культуры как процесса по сохранению и трансляции общечеловеческих ценностей.
Целью статьи является описание результатов исследования факторов, определяющих возможность развития потенциала образовательных учреждений с учетом интереса к дистанционным методам обучения и образовательному туризму, как органично связанным элементам в рамках реализации концепции образовательного туризма.
Методы. В основе исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме образовательного туризма, обработка социологических данных, позволяющих сделать выводы об особенностях работы со студентами из других регионов в контексте раскрытия потенциала дистанционных образовательных технологий, анализ и обобщение полученных выводов.
В статье представлены результаты проведения фокус-группы со студентами-заочниками, обучающимися по программе магистратуры.
Выводы. Для студентов ДГПУ, являющихся жителями других регионов, в процессе поступления определяющими факторами выбора вуза и направления подготовки, помимо профессиональных интересов, был и фактор региональной специфики, который связан с туристическими возможностями Республики Дагестан. Для улучшения работы вуза со студентами-заочниками из других регионов, а, следовательно, и формирования конкурентного преимущества необходимо совершенствование системы дистанционного обучения как одного из важнейших критериев реализации концепции образовательного туризма в работе вуза.
Цель – изучить перспективы и преимущества народной поясной борьбы для развития и повышения физических качеств и трудоспособности сельской молодежи в северокавказских республиках России.
Методы. Анализ научной литературы по народной поясной борьбе и другим основным видам спортивных единоборств.
Результаты. Отмечено положительное влияние народной поясной борьбы на сельскую молодежь, имеющей большой потенциал для укрепления здоровья, развития физических качеств и воспитания чувства патриотизма.
Выводы. Ознакомление выпускников педагогических и других вузов с приемами народной поясной борьбы будет содействовать укреплению их здоровья, приобщению к здоровому образу жизни, а также сохранению культурного наследия народов Северного Кавказа.
Цель статьи – исследовать процесс обучения учащихся элементам теории вероятностей в школе.
Методы. Изучение методической литературы, посвященной элементам теории вероятности в школе, анализ и обобщение полученных выводов.
Результаты. Проанализирован процесс обучения теории вероятностей в школе и отмечена ее важнейшая роль в формировании вероятностного мышления учащихся.
Выводы. Правильно выбранные приемы и методы обучения элементам теории вероятностей способны оказать позитивное влияние на процесс обучения, повышая тем самым его эффективность и в результате уровень профподготовки специалистов.
Цели исследования – выявление влияния религиозной (исламской) идентичности на профессиональное самосознание будущего педагога-музыканта в условиях Республики Дагестан, определение путей «перелома» в общественном сознании дагестанцев негативных представлений о роли и месте музыки в жизни человека.
Методы. Анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ публикаций в сети Интернет, метод опроса, наблюдение, тест Куна – Макпартланда «Кто я?».
Результаты. Определена сущность понятия религиозная идентичность и ее влияние на общественное сознание в Республике Дагестан. Выявлены проблемные области становления профессионального самосознания педагога-музыканта в регионе.
Выводы. Религиозная идентичность, рассматриваемая как компонент полифонической структуры профессионального самосознания будущего педагога музыканта, имеет особое влияние на становление профессионального музыкального самосознания педагога-музыканта. В условиях Республики Дагестан, в силу широко распространившихся представлений дагестанцев о несовместимости музыкальной деятельности с религиозной (исламской) идентичностью, проблема личностного самоопределения и психологически комфортного профессионального развития будущих педагогов-музыкантов приобретает особую актуальность. Действенной формой предупреждения процессов стагнации музыкального образования и, как следствие, музыкальной культуры в Дагестане, является широкая музыкально-просветительская деятельность среди всех социальных слоев населения региона.
Цель – рассмотреть объективные и субъективные причины слабой решаемости геометрических заданий единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике профильного уровня.
Методы. Анализ методической литературы и результатов ЕГЭ за последние годы.
Результаты. Анализ учебных пособий и результатов ЕГЭ по математике показал, что основные причины затруднений учащихся при решении геометрических задач связаны с несоответствием требований заданий ЕГЭ содержанию школьной программы по математике.
Выводы. В работе подчеркивается необходимость дополнительной работы по математике для подготовки к сдаче ЕГЭ по математике профильного уровня.
Цель – исследование проблемы развития воображения младших школьников в процессе их обучения математике, различных подходов по организации решения этой проблемы и обоснование актуальности её решения в ходе использования дидактических возможностей задач на движение.
Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение.
Результаты. Приведены примеры ключевых задач на движение с методикой работы над ними, которые показали свою эффективность в процессе работы с учащимися.
Выводы. Использование на уроках различных приёмов работы над конвергентными и дивергентными задачами на движение способствует развитию математического воображения младших школьников.
Цель – определить проблемы и перспективы развития адаптивной физической культуры и спорта в Республике Дагестан.
Методы. Анализ научной литературы, наблюдение, обобщение результатов.
Результаты. На основе анализа вопросов истории, теории и практики развития адаптивной физической культуры и спорта в Республике Дагестан определен ряд проблем в социализации лиц с ОВЗ и интеллектуальными нарушениями и возможные пути решения этих проблем.
В заключении изложены перспективы развития адаптивной физической культуры и спорта в Дагестане, а также возможные направления научной и практической деятельности в данной области.
Цель исследования – теоретически обосновать необходимость допризывной подготовки старшеклассников в процессе изучения курса «Основы безопасности жизнедеятельности».
Методы. Анализ научной литературы, обобщение анализируемого материала.
Результаты. Важнейшей задачей военно-патриотического воспитания школьников в наши дни видится допризывная подготовка школьников к службе в армии, повышение престижа военной службы, воспитание любви к Отечеству. Одна из основных ролей в решении этой проблемы отводится общеобразовательной школе, в частности учителю ОБЖ.
Выводы. На основе исследования указанной проблемы сделан вывод о том, что к важнейшим задачам военно-патриотического воспитания подрастающего поколения в настоящее время относится подготовка школьников к службе в армии, повышение престижа военной службы, воспитание любви к Отечеству, показана роль воинской службы в нравственном, гражданском и профессиональном становлении личности учащегося.
Цель статьи – выявить возможности формирования культуроведческой компетенции учащихся младших классов на основе изучения русских народных сказок, которые рассматриваются не только как материал для упражнений и разборов, но и как средство духовно-нравственного воспитания учащихся, формирования представлений о многообразии культур в мире и воспитания положительного отношения к культурным различиям.
Методы. Анализ текста сказок, анализ научной литературы по проблеме исследования, приемы лингвистического наблюдения, контекстного анализа, обобщения анализируемого материала.
Результаты. Выявлены возможности использования текстов русских народных сказок, включенных в учебники для начальной школы, в качестве средства формирования и развития культуроведческой компетенции на уроках литературного чтения.
Выводы. Реализация культуроведческого подхода в процессе изучения дисциплины «Литературное чтение» способствует воспитанию и становлению личности младших школьников. Раннее знакомство с русской народной сказкой учит их быть честными, трудолюбивыми, дает им примеры правильного поведения в обществе.
Цель исследования – рассмотреть тренинг как метод формирования личностных качеств будущих педагогов.
Методы. Анализ, наблюдение, обобщение, экспериментальная обучающая работа.
Результаты. В статье рассмотрен социально-психологический тренинг как один из активных методов обучения, который направлен на достижение личностных качеств педагога, на развитие его рефлексивной деятельности, техник общения, а также служит развитию профессионально значимых качеств.
Выводы. В процессе социально-психологического тренинга не только развиваются психологические качества личности студентов как будущих специалистов и конкретные практические навыки, но и формируются навыки практического решения профессиональных задач, что является одним из требований к современному выпускнику вуза.
Цель статьи – изучить особенности компетентностного подхода в обучении русскому языку учащихся начальных классов.
Методы. Анализ научной и методической литературы, наблюдение, сравнение, обобщение.
Результаты. Формирование коммуникативных способностей учащихся – одна из наиболее важных задач современной школы, решение которой предполагает научить учащихся грамматически правильно, ясно излагать свои мысли, выражать свои эмоции, соблюдая речевую культуру. Задача учителя русского языка состоит в том, чтобы не только научить учащихся, но и создать предпосылки для личностного развития, реализовать компетентностный подход, который предполагает формирование коммуникативной, лингвистической, культуроведческой компетенций.
Выводы. Компетентностный подход в обучении русскому языку остается приоритетным в соответствии с современными требованиями к результатам освоения школьной программы. При обучении учащихся начальных классов русскому языку необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся, использовать коммуникативно-направленные формы организации учебного процесса, обеспечить использование на уроках дополнительных иллюстративно-объяснительных материалов, наглядных средств, аудио- и видеоматериалов, выполнять задания коммуникативного характера, моделирующие различные ситуации общения.
Цель – проанализировать языковую ситуацию, состояние и перспективы обучения родным языкам в образовательных организациях общего образования Республики Дагестан.
Методы. Анализ научной, учебной и учебно-методической литературы, законодательных документов, обобщение результатов.
Результаты. Для сохранения и развития родных языков в Республике Дагестан проводится определенная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса на всех его этапах, в то же время требует решения ряд проблем: отсутствие возможности получения дошкольного образования на родном языке, неравномерное соотношение между изучаемыми языками в образовательном процессе в школе, слабые межпредметные связи при изучении языков и др.
Выводы. Проблемы изучения родных языков и литератур в системе общего образования требуют комплексного подхода и участия в их решении государства, общества, семьи.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель – определить роль фактора полиэтнической среды в индивидуальных ценностях дагестанской, русской и чеченской молодежи.
Метод. Методика Шварца для изучения ценностей личности (Профиль личности).
Результаты. Выявлены значимые различия в иерархиях индивидуальных ценностей молодежи трех названных этнокультурных групп, а также различия по ценностным измерениям «коллективизм-индивидуализм», «сохранение-открытость изменениям», обусловленные фактором моно- и полиэтнической среды.
Выводы. Различия в индивидуальных ценностях более выражены между русской молодежью, с одной стороны, и дагестанской и чеченской – с другой. Наиболее значимым является различие в отношении к традиции: у чеченской молодежи традиция доминирует среди ценностей, у дагестанской молодежи – занимает второстепенное положение, для русской молодежи – малозначима. Дагестанцы и чеченцы более ориентированы на ценности сохранения и самозащиты, тогда как русская молодежь – на открытость изменениям. Полиэтничность культурной среды способствует росту значимости ценностей индивидуалистической ориентации.