Проблемы изучения родных языков в системе общего образования Республики Дагестан
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-105-112
Аннотация
Цель – проанализировать языковую ситуацию, состояние и перспективы обучения родным языкам в образовательных организациях общего образования Республики Дагестан.
Методы. Анализ научной, учебной и учебно-методической литературы, законодательных документов, обобщение результатов.
Результаты. Для сохранения и развития родных языков в Республике Дагестан проводится определенная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса на всех его этапах, в то же время требует решения ряд проблем: отсутствие возможности получения дошкольного образования на родном языке, неравномерное соотношение между изучаемыми языками в образовательном процессе в школе, слабые межпредметные связи при изучении языков и др.
Выводы. Проблемы изучения родных языков и литератур в системе общего образования требуют комплексного подхода и участия в их решении государства, общества, семьи.
Об авторах
М. И. ШурпаеваРоссия
Шурпаева Мисиду Идрисовна, доктор педагогических наук, профессор
Махачкала
Н. М. Эльдарова
Россия
Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе
Махачкала
Список литературы
1. Аврорин В. А. Двуязычие и школа // Проблемы изучения двуязычия и многоязычия. М.: Изд-во «Наука», 1972. С. 49–62.
2. Основные показатели в сфере образования Республики Дагестан за 2020/2021 учебный год. Статистический сборник. Махачкала, 2021. URL: http://www.dagminobr.ru/deyatelnost/itogovie_svedeniya_o_deyatelnosti/ tatistika (дата обращения 17.06.2021).
3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования // Российская газета. 2013. 25 ноября. № 6241.
4. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. URL: http://standart.edu.ru/ (дата обращения 17.06.2021).
5. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. URL: https://fgos.ru/ (дата обращения 17.06.2021).
6. Хамраева Е. А. Государственный русский язык и родные языки в пространстве российской школы // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. 2019. № 192. С. 98–105.
7. Шурпаева М. И. Развитие этнокультурного образования в условиях введения ФГОС // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. Т. 9. № 4. С. 106–110.
8. Шурпаева М. И. Мы учимся говорить порусски. Образовательная программа (с методическими рекомендациями) для дошкольных образовательных организаций Республики Дагестан. Махачкала: Издательство НИИ педагогики, 2016. 136 с.
9. Шурпаева М. И., Мадиева З. З., Эльдарова Н. М. Русская речь. Учебно-методическое пособие по русскому языку для дошкольных организаций и курсов предшкольной подготовки детей. Махачкала: Алеф, 2018. 272 с.
Рецензия
Для цитирования:
Шурпаева М.И., Эльдарова Н.М. Проблемы изучения родных языков в системе общего образования Республики Дагестан. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(4):105-112. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-105-112
For citation:
Shurpaeva М.I., Eldarova N.М. Problems of Studying Native Linguists in the System of General Education of the Republic of Dagestan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(4):105-112. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-105-112