ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель. В статье анализируются роль эмоционального интеллекта в изучении русского языка и академической успеваемости студентов мужского пола.
Методы. при выполнении работы, 100 студентов заполнили взяли опросник Бар-Он-intelligence (EQ-i.). EQ-i содержит 133 пункта в форме коротких предложений и использует 5-балльную шкалу ответов. После чего были вычислены корреляции между EQ и чтением, аудированием, говорением, письмом и средним баллом.
Результаты. Выяснилось, что существует значительная корреляция между достижениями испытуемых и управлением стрессом, адаптивностью, навыками чтения и управлением стрессом, общим настроением и адаптируемостью, навыками речи и коэффициентом эмоционального интеллекта и внутриличностным интеллектом и управлением стрессом.
Вывод. Эмоциональный интеллект играет важную роль в изучении русского языка и успеваемость студентов в процессе изучения языка связана с этим фактором. Преподаватели должны работать над повышением эмоционального интеллекта.
Целью данного исследования является выявление теоретико-педагогических основ культуры и традиций Российской армии как важнейшего фактора в военно-патриотическом воспитании будущих защитников Родины.
Методы исследования. Наблюдение, опрос, срезы, тесты, изучение документов.
Результаты. Все достижения наших предков как в государственном, так и в культурном отношении охранялись воинами прошлого. Поэтому армия считалась у наших потомков механизмом самореализации, потому как с ней отлично перекликалась отечественная культура и наука. В первых рядах на страже Отечества стояли видные российские деятели, композиторы, театральные служащие и актеры кино.
Вывод. В прошлом военные люди всегда были образцами для подражания и на них целиком строилась вся культура. Во все времена Армия воспитывала людей, которые без остатка отдавали себя служению Родине и защите родных мест, дома, веры, традиций и культуры от посягательств извне. Защита Отечества – это и есть защита его культуры, всего, что создано народом, его веры, традиций, обычаев.
Цель. Целью исследования было изучить процесс внедрения информационных технологий в практику физического воспитания студентов.
Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Результат. Инновационные информационные технологии весьма применимы при осуществлении функций управления учебно-воспитательным процессом в вузе, как эффективное средство учебно-методической поддержки, как средство повышения эффективности и оперативного контроля воспитательной и тренировочной деятельности, цифрового тестирования психологического, функционального, физического состояния студентов. Применение ИКТ в образовательно-тренировочном процессе позволяет незамедлительно получить обратную связь, выбирать оптимальный режим нагрузок, строить индивидуальную траекторию обучения с учетом характерных физических и психических особенностей каждого отдельного студента.
Выводы. В статье сделан вывод о том, что построение индивидуализированных педагогических траекторий в синтезе с самыми современными информационно-компьютерными технологиями должны и могут дать синергетический эффект в деле повышения эффективности образовательно-воспитательного процесса гармонически развитой, творчески открытой личности, соответствующей самым насущным потребностям современного общества.
Цель. Раскрыть современные тенденции социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивных группах.
Методы. В работе были использованы следующие методы: анализ, наблюдение, беседа, интервью.
Результат. Определены современные тенденции социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивных группах. Разработана программа по социализации слепых и слабовидящих детей в инклюзивных группах и представлено ее содержание, раскрывающие взаимодействие всех участников образовательных отношений.
Вывод. Специально разработанная программа по социализации слепых и слабовидящих детей в инклюзивных группах будет способствовать успешной социализации дошкольников с нарушениями зрения в детско-взрослом сообществе. Позволит педагогам, специалистам и родителям эффективно организовывать коррекционно-развивающую работу и получить положительный результат социализации дошкольников с нарушениями зрения в инклюзивных группах.
Целью статьи является описание подходов и особенностей управления коллектива в период приемной кампании, а также обоснование информационно-управленческой среды как необходимого условия функционирования работы приемной компании.
Методы. В основе статьи легли методы: анализ психолого-педагогической и другой литературы по проблеме организации деятельности приемной кампании вуза; наблюдение и фиксация данных управленческой деятельности приемной комиссии, структурирование информационно-управленческой среды выделение и характеристика в ней блоков; обобщение и систематизация особенностей педагогического персонала вуза.
Результаты. В результате исследования нами рассмотрены особенности педагогического персонала вуза (специфика поведения личности, группы, менеджера), обоснована информационно-управленческая среда, позволяющая эффективно организовать работу приемной комиссии. Представить характеристику подходов: культурологический, иерархический, демократический и либеральный управления.
Выводы. Обоснованная в статье информационно-управленческая среда приемной кампании, состоящая из информационно-организационного, технологичного, коррекционно-контрольного блоков, обеспечит возможность проконтролировать маршрут абитуриента от его первого обращения до получения статуса студента-первокурсника.
Цель статьи – определить влияние неблагоприятных факторов внешней среды на уровень развития школьников (подростков) в Каякентском районе и в г. Махачкале.
Методы. В работе использовался процентильный метод, который позволил выявить основные показатели физического развития школьников с помощью центильных таблиц.
Результаты. В результате исследования было показано, что неблагоприятная экологическая ситуация существенно влияет на физическое развитие организма школьников, вызывает стресс в его компенсаторно-приспособительных механизмах и, как следствие, влияет на работоспособность и показатели здоровья подрастающего поколения.
Выводы. Авторы определили, что подтверждением негативного влияния неблагоприятной экологической ситуации на показатели физического развития является индекс физического состояния.
Цель статьи – изучить литературные источники по проблеме особенностей формирования художественно-творческих способностей в дошкольном детстве.
Методы. Анализ психологопедагогической литературы, наблюдение, обобщение.
Результат. Теоретический анализ психологопедагогических исследований выявил, что художественно-творческая деятельность является наиболее эффективным путем овладения ребенком основными ключевыми компетентностями, главной из которых является умение применять полученные знания в собственной практической деятельности.
Вывод. Художественно-творческая деятельность в процессе формирования художественно-творческих способностей способствует усвоению детьми моральных и нравственных норм, что благоприятно отражается на раскрытии творческого потенциала детей.
Цель. Выявление и обоснование эффективности реализации педагогической программы развития профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей в процессе внутришкольного повышения квалификации.
Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта.
Результаты. Представлена педагогическая программа развития профессионально значимых качеств тренеров-преподавателей в процессе внутришкольного повышения квалификации. Описаны блоки программы: теоретико-методологический, целевой, содержательный, технологический, оценочно-результативный.
Выводы. Педагогическая программа внутришкольного повышения квалификации тренеров-преподавателей является эффективным инструментом развития их профессионально значимых качеств.
Цель. Обоснование и создание комплекса упражнений по внедрению паремий в рецептивный и продуктивный словарь бакалавров 2 курса направления 44.03.05 Педагогическое образование.
Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта.
Результаты. Определены основные преимущества использования паремий в активном словаре бакалавров 2 курса, а также создан комплекс упражнения для введения и закрепления паремиологических единиц в различных видах речевой деятельности.
Выводы. Использование паремий является не только иллюстративным материалом, но и представляет важность в воспитательном плане, так как помимо языковой составляющей, паремия несет в себе напутствие или совет.
Целью исследования являлось рассмотреть теоретические аспекты развития творческих способностей будущих социальных педагогов.
Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.
Результат. Воспитание поколения, способного учиться на протяжении всей жизни – одна из главнейших задач современного образования. Исследовали эти проблемы в отечественной психологии и педагогике многие ученые. Взгляды ученых на разграничение видов креативности чрезвычайно различаются, поскольку креативность можно рассматривать с разных подходов.
Выводы. Опираясь на труды исследователей по указанной проблеме, мы пришли к выводу, что для развития креативности как компонента творческих способностей будущих социальных педагогов важны: развитые творческие способности студента; специально созданная среда; наличие креативного образца» преподавателя; постоянная включенность студента в творческий процесс; устойчивая внутренняя мотивация; позитивная «Я-концепция» будущего специалиста; применение индивидуально ориентированного подхода; желание самопознания, саморазвития; использование проблемных задач, эвристических приемов, задач открытого типа, игр, решения педагогических задач во время профессиональной подготовки.
Цель. Целью исследования было изучить особенности применения информационно-коммуникационных технологий как средства формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.
Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы, а также интернет-ресурс.
Результат. Под культурой безопасности жизнедеятельности надлежит понимать совокупность индивидуальных и коллективных ценностных установок, знаний и опыта в сфере обеспечения безопасной внутренней и внешней среды функционирования индивида и социума, модель прогнозирования и реагирования на угрозы и риски.
Вывод. В статье сделан вывод о том, что активное применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) существенно расширяет возможности формирования культуры безопасности жизнедеятельности на современном этапе. На сегодняшний день имеется значительный потенциал в повышении качества воздействия на культуру безопасности жизнедеятельности с применением достижений цифровой эпохи. В формировании культуры безопасности жизнедеятельности ключевыми механизмами выступают обучение, воспитание и пропаганда, которые должны применяться в комплексе и взаимосвязи.
Целью исследования было изучить суть индивидуализации физического воспитания студентов на основе информационных технологий.
Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Результат. Применение современных технических средств для организации самостоятельной двигательной активности студентов, например, фитнес-браслетов, даёт возможность не только развитию и активизации их физической активности, но и развитию и расширению арсенала профессиональных навыков преподавателей и инструкторов по физическому воспитанию.
Выводы. В статье сделан вывод о том, что, активно внедряя в свою педагогическую практику различные информационные технологии, профессорско-преподавательский состав кафедр физического воспитания и спорта многих Российских вузов имеет возможность значительно разнообразить свою компетентностную сферу и существенно обогатить свой педагогический опыт взаимодействия со студентами.
Цель данного исследования – определить характеристику неблагополучной семьи, особенности и риски в процессе развития подрастающего поколения.
Методы. Теоретические методы сбора и анализа библиографических первоисточников, эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, проективные методы, методы первичной и вторичной математико-статистической обработки данных.
Результат. Неблагополучная семья – конфликтные взаимоотношения в семье определяет дисгармоничное развитие детей. Обесцениваются и игнорируются основные семейные традиции, функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего появляются дети с девиантным поведением и поступками.
Выводы. отличительной особенностью неблагополучных семей является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.
Целью статьи является выявления продуктивных средств и форм формирования патриотической компетентности студенческой молодежи в рамках воспитательной среды высшего образовательного учреждения.
Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, а также анализ процесса и результатов воспитательной деятельности.
Результат. За последние десятилетия многие ценностные ориентиры в нашем обществе были утрачены, что привело к потере целого поколения молодежи, в жизни которых патриотизм играет незначительную роль, а само общество раздирают противоречия, когда затрагиваются понятия гражданственности и патриотизма. С этих позиций повышается роль воспитательного процесса в высших учебных заведениях, направленного на создание условий для формирования патриотической компетентности студенческой молодежи.
Вывод. Значимость изучения системы патриотического воспитания студенческой молодежи заключается в том, что именно в рамках образовательной среды высшего учебного учреждения, воспитание гражданина страны рассматривается как одно из главных средств национального возрождения.
Цель – ознакомить учащихся-абитуриентов, студентов бакалавриата со стилистическими фигурами.
Методы. Анализ научно-методической литературы, наблюдение, обобщение личного опыта работы над выразительными средствами языка.
Результаты. Особое внимание обращается на выявление и определение изобразительно-выразительных средств различных уровней языка, предлагаются тестовые задания.
Выводы. Предлагаемые в статье приемы и методы способствуют повышению интереса учащихся к русскому языку и культуре речи, количественному и качественному пополнению их словарного запаса, расширению лингвистического кругозора.
Цель. Выявление и обоснование ключевых аспектов программно-методического сопровождения развития профессиональных компетенций классного руководителя.
Методы. Анализ теоретической, педагогической и методической литературы, обобщение опыта.
Результаты. Определены профессиональные компетенции современного классного руководителя, выявлены и обоснованы ключевые аспекты программно-методического сопровождения развития компетенций.
Выводы. Выявленные ключевые аспекты программно-методического сопровождения развития профессиональных компетенций классного руководителя способствуют их совершенствованию.
Целью данной статьи является обоснование возможности переноса опыта проведения флагманскими вузами олимпиад по русскому языку для бакалавров на практику региональных вузов.
Методы. Изучение научной литературы посвящённой проблеме организации и проведения олимпиад на базе высшего учебного заведения, анализ материалов олимпиад, анализ и обобщение полученных выводов.
Результаты. Представлены функции современного отечественного образования и способы их реализации посредством вузовских олимпиад. Изучены материалы олимпиад по русскому языку, организованные государственными вузами и частными организациями.
Выводы. Опыт проведения олимпиад по русскому языку для студентов бакалавриата и специалитета может быть распространён на региональные вузы.
Целью данной статьи является описание специфики условий формирования универсальных учебных действий (УУД) у школьников в процессе обучения иностранному языку.
Методы. В основе данного исследования лежит изучение и анализ научной литературы, посвящённой проблеме формирования универсальных учебных действий, обработка материалов социологического исследования, посвященных проблеме оценки педагогами развития условий формирования языковых навыков в обычных и специализированных школах, анализ и обобщение полученных выводов.
Результаты. В результате проделанной работы были сделаны выводы о ключевых условиях, определяющих эффективность формирования универсальных учебных действий у школьников в процессе обучения английскому языку.
Выводы. Как видно из полученных в ходе эксперимента данных, созданы хорошие условия для развития универсальных учебных действий в специализированных учебных заведениях, профильных школах. Разница в условиях формирования универсальных учебных действий заключается в том, что специализированные школы имеют лучшие технические возможности, лучшую методическую базу. Однако, при этом, педагоги обоих видов школ положительно относятся к развитию собственных навыков и умений, что дает надежду на совершенствование существующей системы обучения иностранным языкам в целом, и решение выделенных в рамках исследования проблем.
Цель. Целью статьи является рассмотрение проблемы международного обмена и сотрудничества в сфере высшего образования.
Методы. Анализ научной литературы, обобщение, наблюдение.
Результат. Международное сотрудничество в области развития высшего образования тесно связано с международной средой развития и национальной политикой. В качестве примера рассматривается международный обмен и сотрудничество в области высшего образования в Китае. Авторы рассматривают различные этапы международного обмена и сотрудничества в Китае.
Вывод. Авторы приходят к выводу, что Китаю необходимо укреплять социальные, культурные и политические мотивы и активно участвовать в глобальном управлении высшим образованием, выстраивать модель обучения за границей, создавать проекты и платформы для международного сотрудничества в рамках нового этапа развития международного сотрудничества в области высшего образования.
Целью статьи является рассмотрение истории вопроса влияния образования на экономическое развитие страны.
Методы. Анализ научной литературы, обобщение, наблюдение.
Результат. Образование является не только важным символом человеческой цивилизации и прогресса, но и движущей силой социального и экономического развития. C наступлением эры цифровизации будущее человечества и процветание общества зависят от образования. Авторы обращают внимание на взаимосвязь образовательной структуры и экономического развития страны. В качестве примера рассматривается взаимосвязь между процессом модернизации образования в Китае и экономикой этой страны. Экономический рост связан с уровнем образования и внедрением информационных технологий в образовательный процесс таких, как: большие данные, облачные технологии, искусственный интеллект и т. д.
Вывод. Авторы приходят к выводу, что модернизация образования имеет практическое значение для экономического развития страны.
Цель. Статья посвящена вопросам изучения студентами-дизайнерами университетов профессиональных методов и технических приемов живописи с целью использования их в творческой работе в различных видах и жанрах живописи.
Методы. Автором рассматривается значение практического овладения техническими навыками в передаче натуры при решении студентами колористических задач.
Результаты. В статье представлен литературный обзор отечественных и зарубежных источников по данной проблематике.
Вывод. Автор обращает внимание на необходимость развития способности целостного художественного восприятия во взаимосвязи с овладением профессиональным использованием средств живописи. Подчеркивается целесообразность изучения техники живописи в контексте ее исторического развития.
Целью исследования было изучить процесс моделирования физический качеств студентов в рамках реализации дисциплины «физическая культура и спорт».
Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.
Результат. Анализ литературы выявил снижение мотивации учащихся вузов к посещению занятий физической культурой. Физическая культура является ведущей дисциплиной для формирования универсальных компетенций студентов, которые являются ключевыми по данным рынка труда. Снижение мотивации обусловлено наличием стресса у студентов во время обучения.
Вывод. В статье сделан вывод о том, что процесс овладения профессиональными компетенциями студентами необходимо разработать и перенаправить таким образом, чтоб студент занял тут центральное и самое значимое звено, на которого должна быть направлена вся необходимая ему информация. Данная модель предлагает индивидуализировать процесс, именно поэтому важно, чтобы те знания, умения, навыки, технологии, которые предлагает программа высшего образования, использовались студентом индивидуально, под свои потребности.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель – описать историю развития научной психологии в Дагестане.
Методы. Применялись исторические методы: анализ документов и воспоминаний участников данного процесса.
Результаты. Ретроспективный исторический анализ показал, что развитие научной психологии в Дагестане проходило в три этапа: первый – начало преподавания психологии в вузах республики, второй – с открытия первой кафедры психологии, третий – открытие психологических курсов, отделений психологии и факультета психологии.
Вывод. В настоящее время продолжается третий этап развития научной психологии в республике.