Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Неблагополучная семья: характеристика и особенности

https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-2-71-78

Аннотация

Цель данного исследования – определить характеристику неблагополучной семьи, особенности и риски в процессе развития подрастающего поколения.

Методы. Теоретические методы сбора и анализа библиографических первоисточников, эмпирические методы: наблюдение, беседа, тестирование, проективные методы, методы первичной и вторичной математико-статистической обработки данных.

Результат. Неблагополучная семья – конфликтные взаимоотношения в семье определяет дисгармоничное развитие детей. Обесцениваются и игнорируются основные семейные традиции, функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего появляются дети с девиантным поведением и поступками.

Выводы. отличительной особенностью неблагополучных семей является отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, которое приводит к его виктимизации и поведенческим отклонениям.

Об авторах

Р. Р. Накохова
Северо-Кавказская государственная академия
Россия

Накохова Рида Рашидовна - доктор психологических наук, профессор, кафедра гуманитарных дисциплин.

Черкесск



Б. Д. Хубиева
Северо-Кавказская государственная академия
Россия

Хубиева Белла Дадияновна, заведующий отделом аспирантуры

Черкесск



Список литературы

1. Аминова Д. К. Материнство как институт социализации женщины-кумычки // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы 3-ей международной научно-практической конференции. 2016. С. 16-21.

2. Аминова Д. К. Влияние детскородительских отношений на сформированность чувства отцовства // Актуальные вопросы педагогики, психологии, социологии. материалы Второй международной научно-практической конференции. 2018. С. 55-59.

3. Белова И. М., Парфенов Ю. А., Сологуб Д. В., Нехвядович Э. А. Структурные и динамические характеристики компонентов самосознания: системный подход //Фундаментальные исследования. 2014. № 3. Ч. 3. С. 620-628.

4. Буянов М. М. Ребенок из неблагополучной семьи: записки детского психиатра. М.: Просвещение, 1988. 207 с.

5. Воробьева И. В., Кружкова О. В. Эмоциональное благополучие младшего школьника в семье: нарушения семейного воспитания и риски вандализма // Педагогическое образование в России. 2015. № 11. С. 138-144.

6. Воробьева И. В. Подростковый вандализм: мотивы и возможные личностные детерминанты // Вестник Тюменского государственного университета. Гуманитарные исследования. Humanitates. 2012. № 9. С. 208-213.

7. Гасанова П. Г., Абдурахманова М. А., Даудова Д. М., Цахаева А. А., Аминова Д. К. Шпаргалки по курсу «Психология одиночества». Махачкала, 2017.

8. Гайсина Г. И. Работа с родителями как важнейшее направление педагогической деятельности // Учитель Башкортостана. 2010. №6. С. 110-113.

9. Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними // Народное образование. 2009. № 6. С.91.

10. Дружинин В. Н. Психология семьи. Екатеринбург, 2009. С. 78.

11. Лидерс А. Г. Психологическое обследование семьи: Учеб. пособие-практикум для студ. фак. психологии высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2006. С. 62.

12. Минюрова С. А., Тетерлева Е. А. Психологическое сопровождение материнства: смысловое переживание материнства: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. Екатеринбург, 2005.

13. Минюрова С. А. Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства // Вопросы психологии. 2013. № 4. С. 63.

14. Минюрова С. А., Кустова О. Л. Формирование «образа женщины» в различных социальных группах // Журнал практического психолога. 1997. № 5. С. 27.

15. Накохова Р. Р. Психология ценностных ориентаций этносов и этнофоров Северного Кавказа (на материале исследования народов Карачаево Черкесии). ООО Изд-во «Линкор», 2008. 410 с.

16. Олиференко Л. Я. Социальнопедагогическая поддержка детей группы риска: учеб. пособие. М.: Академия, 2002. 256 с.

17. Столин В. В. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1983. С. 56.

18. Цахаева А. А. Развитие адаптивного поведения в образовательном этнопространстве. Дисс. … д-ра психол. наук / Дагестанский государственный педагогический университет. Махачкала, 2002.

19. Цахаева А. А., Магомедова Х. М., Магомедова М. А. Роль национальных традиций в семейных отношениях // Развитие правового сознания в образовательном пространстве. Материалы Международной 8-ой научнопрактической конференции. В 2-х частях. Махачкала, 2021. С. 45-53.

20. Цахаева А. А. Стратегия духовного здоровья личности как воспитательная перспектива // Гуманизация инновационного образования в современных условиях: перспективы и достижения. К 120-летию Л. С. Выготского: материалы 5-ой межрегиональной научно-практической конференции с международным участием. 2016. С. 180-187.

21. Целуйко В. М. Психология неблагополучной семьи: Книга для педагогов и родителей. М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003. 272 с.

22. Эриксон Э. Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А. А. Алексеев. СПб.: Летний сад, 2000. С. 21.


Рецензия

Для цитирования:


Накохова Р.Р., Хубиева Б.Д. Неблагополучная семья: характеристика и особенности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(2):71-78. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-2-71-78

For citation:


Nakokhova R.R., Khubieva B.D. Unfavorable Family: Сharacteristics and Features. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(2):71-78. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-2-71-78

Просмотров: 54


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)