Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 15, № 3 (2021)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-11 73
Аннотация

Целью данной статьи является описание значения занятий по физической культуре в воспитании нравственно-волевых качеств личности.

Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме воспитания нравственно-волевых качеств личности школьников, анализ материалов социологического исследования специфики влияния занятий физической культурой на развитие нравственно-волевых качеств личности, анализ и обобщение полученных выводов.

Результаты. В результате проделанной работы были сделаны выводы о динамике развития нравственно-волевых качеств и специфике влияния занятия физической культурой на формирование отдельных элементов нравственных свойств и волевых качеств личности школьников.

Выводы. Как видно из полученных результатов, занятия физической культурой оказывают значительное влияние на процесс развития нравственно-волевых качеств личности. При этом, чем старше ребенок, тем выше его оценка значения влияния физической культуры на формирование нравственно-волевых качеств и тем более осознанно он подходит к пониманию сути нравственных свойств личности и значения волевых качеств.

12-17 59
Аннотация

Цель. Статья посвящена изучению первого в истории табасаранской национальной литературы драматического произведения в школьном курсе.

Метод. Историко-типологический, сравнительно-исторический.

Результаты. В статье рассматриваются основные причины, по которым возникают трудности изучения пьесы А. Джафарова. Это и сокращение в школе количества учебных часов, отведенных на изучение родного языка и литературы, и банальное отсутствие учебников-хрестоматий и учебно-методических разработок, и слабая изученность как творчества А. Джафарова в целом, так и конкретного изучаемого произведения.

Выводы. Предложена примерная разработка уроков по анализу пьесы А. Джафарова «От тьмы к свету» в 10 классе.

18-22 43
Аннотация

Целью статьи выступает изучение потенциала процесса приобщения к традиции в решении проблемы объективизации патриотического воспитания подростков.

Методы. Применялись анализ научно-методической литературы, наблюдение, обобщение и систематизация результатов исследования.

Результат. Выявлено, что технология приобщения к традициям способствует объективизации патриотического воспитания и целенаправленному формированию компонентов патриотизма (когнитивного, эмоционально-мотивационного, деятельностного) у подростков.

Выводы. Рассмотрение технологии приобщения к традиции как механизма социализации позволяет сделать вывод о том, что приобщение к традициям способствует объективизации процесса патриотического воспитания и целенаправленно влияет на формирование патриотических знаний, взглядов, убеждений, чувств и деятельности подростков.

23-26 63
Аннотация

Цель статьи - показать методику использования цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) при обучении физике.

Методы. Анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта.

Результат. Цифровые образовательные ресурсы необходимы при обучении физике в современной школе. На основе педагогического опыта даны рекомендации по использованию различных цифровых образовательных ресурсов при обучении физике.

Вывод. Использование новых технологий и ресурсов положительно влияет на обучение современных учащихся, активизирует их познавательную деятельность.

26-31 47
Аннотация

Целью статьи является характеристика возможностей интерактивных (игровых, проектных) методов обучения студентов иностранному языку.

Методы. В основу статьи легли методы: анализ психолого-педагогической и старославянской литературы; абстрагирование – выделение и вычленение слов в группы старославянизмов и грецизмов из множества; метод мозгового штурма, позволяющий включить студента в проектную деятельность; апробирование – проверка разработанных интерактивных заданий на 1 курсе факультета иностранного языка уровня подготовки – бакалавриат; семантический анализ толкования заимствованных слов.

Результаты. В результате исследования нами рассмотрены возможности игровых и проектных методов обучения иностранному языку, обоснованы интерактивные задания, позволяющие эффективно разнообразить обучение студентов и развить у студентов инновационные, поисковые и коммуникативные способности.

Выводы. Использование интерактивных методов обучения в образовательном процессе является эффективным средством, помогающим разнообразить обучение и всесторонне развить у студентов коммуникативные умения и техники слушания.

32-36 52
Аннотация

Целью исследования было изучить процесс развития профессионально-личностных качеств у будущих специальных педагогов в процессе профессиональной подготовки.

Методы. Основным методом, используемым в данной исследовательской работе, является анализ научной и педагогической литературы.

Результат. В статье выявлены и изучены профессионально-личностные качества специального педагога, даны рекомендации по развития профессионально-личностных качеств у будущих специальных педагогов в процессе профессиональной подготовки.

Вывод. В статье сделан вывод о том, что к профессионально-личностным качествам социального педагога относят такие качества, как: работоспособность, трудолюбие, ответственность, дисциплинированность, настойчивость, умение ставить и добиваться целей, ответственность, организованность, объективность, человечность, терпеливость, справедливость, оптимизм, общительность, самокритичность, уравновешенность, сдержанность, гуманизм, отзывчивость, выдержка, требовательность и другие.

37-41 48
Аннотация

Цель. Рассмотреть вопросы использования интерактивных образовательных технологий в целях повышения эффективности подготовки будущих бакалавров образования к вожатской деятельности.

Методы. Наблюдение, беседа, организация обучения с использованием интерактивных образовательных технологий.

Результат. В ходе применения в учебном процессе интерактивных образовательных технологий происходит развитие творческих способностей, способствующих формированию профессиональных компетенций будущих бакалавров образования, необходимых для осуществления вожатской деятельности, овладение студентами современными методами и технологиями воспитания, развитие их коммуникативных и организаторских способностей.

Вывод. Использование интерактивных образовательных технологий в учебном процессе педагогического вуза способствует повышению у студентов интереса к вожатской деятельности, повышает уровень их профессиональной компетентности в целом и эффективность подготовки к деятельности в роли вожатых.

42-46 60
Аннотация

Цель – рассмотреть тенденции развития цифровых технологий и их возможности для использования в специальном (дефектологическом) и инклюзивном образовании. Использование информационных и коммуникационных средств позволяют создать адаптивные условия для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с учетом утраченных или нарушенных функций для компенсаторной перестройки организма.

Методы. Анализ общей и специальной литературы по вопросам использования цифровых технологий в дефектологической науке и специальном и инклюзивном образовании, собеседование, наблюдение, педагогический эксперимент, обобщение.

Результаты. Проведённый анализ по вопросам использования информационных и коммуникационных технологий в специальном и инклюзивном образовании показывает актуальность их использования в различных образовательных системах для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Выводы. Эффективность использования информационных и коммутационных средств и технологий способствует более активного включения лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в процессы обучения и воспитания и освоению профессиональных компетенций.

47-52 51
Аннотация

Цель статьи – сравнительное изучение процессов полового развития школьников 11-17 лет, проживающих в равнинных, средних и высоких горах Дагестана.

Методы. Степень развития вторичных половых признаков определяли по методу, модифицированным B. C. Соловьевой (1964 г.). Определялись следующие признаки: рост волос на лобке (П) и в подмышечных впадинах (Ах), стадия набухания сосков (В).

Результаты. По результатам исследования выяснилось, что мальчики в высокогорье отстают в половом развитии от сверстников из низинной зоны на 1,5 года. К 17 годам половая зрелость не завершилась ни в одной региональной группе.

Выводы. Различия во вторичных половых характеристиках в среднем возрасте между группами мальчиков на равнинах в средних горах, с одной стороны, в средних горах, с другой, очень похожи и рассчитываются на пять месяцев для лобковых волос и волос в подмышечных впадинах старше 10-12 месяцев при половом созревании и набухании сосков. Различия в среднем возрасте полового развития между равнинными и высокогорными мальчиками намного больше: 1 год 4 месяца – для волос на лобке, 10 месяцев – для волос в подмышечных впадинах, 1 год 2 месяца – для набухших сосков. Сказанное свидетельствует о значительной задержке полового развития студентов-аварцев, проживающих в высокогорном Дагестане.

53-58 57
Аннотация

Цель. Создать классификацию тем сложных планов на основе их структурных особенностей, которая позволит в соответствии с критериями данного задания ЕГЭ по обществознанию, выделить типы сложных планов, имеющие единую или схожую структуру компонентов, что упростит для учащихся задачу выбора оптимальной структуры сложного плана и его существенных («обязательных») компонентов.

Методы. Контент-анализ материалов ЕГЭ федерального института педагогических измерений (ФИПИ) по обществознанию.

Результаты. На основе анализа тем сложного плана, содержащихся в Открытом банке заданий ЕГЭ по обществознанию, и в сборниках экзаменационных вариантов, выпущенных разработчиками контрольно-измерительных материалов ФИПИ, составлена типология тем сложных планов, основанная на учете структурных особенностей темы и характере раскрываемых в ней причинно-следственных, функциональных или иерархических связей. Приведены образцы тем сложного плана, соответствующего типа.

Выводы. Существует неопределенность в условиях задания по составлению сложного плана темы, связанная с требованием включить в него пункты, «раскрывающие тему по существу». Наличие такого критерия предполагает, что для успешного выполнения задания экзаменуемый должен уметь определять структурные особенности темы и выделить его значимые компоненты. В этой связи важное значение приобретает классификация типов планов в зависимости от формулировки темы, её структурно-содержательных характеристик, которая представлена в данной работе.

59-64 53
Аннотация

Цель. Рассмотреть роль эстетического воспитания школьников на уроках дагестанской литературы.

Методы. Анализ, обобщение, наблюдение.

Результат. Статья посвящена важнейшей проблеме современной методики – эстетическому воспитанию школьников на уроках дагестанской литературы. В ней даются методические указания, когда и как применить произведения изобразительного искусства при изучении творчества таких известных поэтов и писателей Дагестана: С. Стальского, И. Казака, О. Батырая, Махмуда, Г. Цадасы и др.

Вывод. В статье представлен детальный анализ наиболее значительных работ дагестанских и русских художников, которые используются на уроках дагестанской литературы.

65-69 41
Аннотация

Целью данного исследования является анализ проблемы овладения способами действия, мотивами при организации процесса чтения на начальном этапе обучения иностранному языку на неязыковых факультетах, стимулирование стремления студентов овладеть этими способами. Для нашего исследования были использованы эмпирические методы: наблюдение, беседы, анкетирование специалистов, педагогический эксперимент.

Результаты исследования показывают, что реализируемое дидактико-методическое сопровождение работы с текстом в контексте формирования мотивов читательской стратегии определено методикой и формами работы со специализированными текстами различного профиля в связи с тем, что в функциональной характеристике действия решающее значение отводится ориентировочной части. Поэтому поставленная задача по извлечению основных компонентов ориентировочной части действия, была успешно решена.

Выводы. Показано функциональное значение текста как нормативной единицы. Намечены перспективы управления учебным процессом, основанного на выявлении и создании педагогических условий воспитания внутренних мотивов познавательной деятельности и с определенной модификацией может найти применение в отношении других образовательных дисциплин в вузе.

70-75 59
Аннотация

Целью настоящей работы является демонстрация роли и значимости использования нестандартных математических задач как средства стимулирования целенаправленного развития у младших школьников познавательного интереса к математике.

Методы. Наблюдение, беседа с учителями начальных классов, изучение опыта работы, анализ и выводы из практики обучения математике в начальных классах.

Результаты. На конкретных примерах ряда ключевых нестандартных задач с методикой организации работы над ними, используя известные методы и приемы, применяемые в начальном курсе математики, показана эффективность нестандартных задач в решении проблемы развития у младших школьников познавательного интереса к математике.

Вывод. Систематическое и целенаправленное включение при обучении математике нестандартных задач и поощрение различных нестандартных идей и предложений по их решению способствует развитию у младших школьников познавательного интереса к математике.

76-81 32
Аннотация

Целью данной статьи является описание рефлексии профессионального опыта подготовки будущих преподавателей русского языка как иностранного в контексте использования в образовательном процессе социальных сетей.

Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме использования социальных сетей в образовательном процессе, анализ материалов педагогической практики, анализ и обобщение полученных выводов.

Результаты. В исследовании проанализирована практика обучения преподавателей русского языка как иностранного, на основе чего сделаны выводы о возможности использования опыта представителей данного направления в педагогической практике сотрудников различных образовательных учреждений.

Выводы. Как мы считаем, использование опыта, накопленного педагогическим сообществом, занимающимся подготовкой будущих педагогов русского как иностранного языка, может внести значительное разнообразие в практику использования социальных сетей в процессе педагогической работы.

82-87 65
Аннотация

Цель. В статье исследуется теоретическое обоснование и анализ факторов, влияющих на здоровье детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных организациях.

Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент. Для выявления роли физических упражнений в предупреждении заболеваний и укрепления здоровья детей дошкольного возраста нами было проведено экспериментальное исследование.

Результат. В ходе исследования было установлено, что у большинства детей обеих групп уровень физического развития низкий. Поэтому нами была разработана программа, направленная на предупреждение заболеваний и укрепление здоровья детей дошкольного возраста с помощью физических упражнений.

Выводы. Проведенное исследование показало большую роль физических упражнений в предупреждении заболеваний и укреплении здоровья детей дошкольного возраста.

87-93 42
Аннотация

Целью исследования являлось изучение особенностей применения информационнокоммуникационных технологий как средства формирования культуры безопасности жизнедеятельности учащихся.

Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Результат. Задачей современной средней школы выступает воспитание учащихся в комфортной и безопасной среде, формирование и развитие устойчивых навыков, творческого интереса и высокого уровня саморегулирования в области безопасности жизнедеятельности. Показана роль информационно-коммуникативных технологий в формировании культуры безопасности жизнедеятельности.

Вывод. Опираясь на исследования по указанной проблеме, мы пришли к выводу, что процесс формирования культуры безопасности жизнедеятельности должен обеспечиваться на всех этапах получения начального, среднего и высшего образования, и не прекращаться и в дальнейшем, будучи подкрепленным материалами самообучения, переобучения и повышения квалификации, а равно как через получаемые новые и обновленные знания по каналам наставничества корпоративных специалистов по безопасности и охране труда, а также через средства массовой информации, активное применение информационно-коммуникативных технологий существенно расширяет возможности формирования культуры безопасности жизнедеятельности на современном этапе. ИКТ стали основой неуклонного совершенствования деятельности самих органов, ответственных за обеспечение безопасности жизнедеятельности, включая предотвращение чрезвычайных ситуаций.

94-100 42
Аннотация

Целью данной статьи является описание практики использования систем проверки заимствований в педагогической работе с детьми старших классов и со студентами первых курсов.

Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме использования систем поиска заимствований, анализ материалов ресурса, проверяющего самостоятельные творческие работы школьников и студентов на уровень заимствований, анализ и обобщение полученных выводов.

Результаты. В результате проделанной работы были сделаны выводы об эффективности использования проверки творческих самостоятельных работ на уровень некорректных заимствований. Выводы. В сложившихся условиях, использование системы поиска заимствований помогает обучающимся в повышении эффективности самостоятельной работы. Однако мы видим, что только жесткие условия вузов способствуют более быстрому и эффективному вовлечению обучающихся в работу по написанию самостоятельных исследований. Таким образом, очевидна потребность совершенствования существующей системы работы с обучающимися по написанию творческих самостоятельных работ.

100-105 63
Аннотация

Целью данной статьи является описание специфики формирования коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) школьников во внеучебной работе по английскому языку.

Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблемам формирования УУД и коммуникативных навыков. Особую часть исследования составило сопоставление практики реализации образовательного процесса в контексте требований, предъявляемых содержанием ФГОС к формированию коммуникативных УУД.

Результаты. В результате выполненной работы сделаны выводы о ключевых проблемах, определяющих недостаточную эффективность формирования коммуникативных УУД у школьников в процессе обучения английскому языку с использованием методов внеучебной работы.

Выводы. Как видно из полученных в ходе сопоставления нормативных документов и текущей практики работы педагогов, школьная среда не готова к полноценному развитию коммуникативных УУД в виду трудностей организации внеучебной работы, важной для развития коммуникативных навыков школьников.

106-109 56
Аннотация

Цель – рассмотреть вопросы эффективного использования восточных систем физического воспитания в школах Дагестана как среды физического, духовно-нравственного оздоровления личности, которые при своем эволюционировании скопили огромную базу физических методов тренировок, упражнений и морально-волевых кодексов, вызывающих высокий интерес у специалистов.

Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результат. Влияние восточных систем физического воспитания на личность показывает колоссальный пласт культуры, необходимый внедрить в каждодневный быт современных людей, подверженных различного рода негативным, экологическим, психическим, духовно-нравственным явлениям. В особенности нужно применять данные наработки в детском и подростковом возрасте, так как у них неокрепший организм, не сформировавшаяся психика и духовно-нравственные ценности.

Вывод. Проведенные нами исследования показали, что использование восточных систем физического воспитания как среду физического, духовно-нравственного оздоровления личности на уроках физической культуры благотворно влияет на психическое физическое и духовно-нравственное формирование и оздоровление детей школьного возраста.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

110-115 45
Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении взаимосвязей между отдельными показателями самоактуализации и творческого потенциала студентов-психологов.

Методы. Для изучения уровня самоактуализации студентов использовался «Опросник личностной ориентации» (ЛиО) Э. Шострома; творческий потенциал студентов был исследован с применением «Методики диагностики личностной креативности» Ф. Вильямса (адаптация Е. Е. Туник) и «Методики «Диагностика творческих склонностей» Н. Ф. Вишняковой.

Результаты. Анализ результатов эмпирического исследования показал существование устойчивых корреляционных связей между структурными компонентами самоактуализации и показателями творческого потенциала у студентов-психологов.

Выводы. Существует взаимосвязь между реактивной чувствительностью, показывающей уровень выраженности отзывчивости на чувства и нужды других людей, и любознательностью – важной характеристикой творческой личности. Также установлено, что чем выше творческий потенциал личности, тем более отзывчива она на чувства и нужды других людей, склонна к развитию широких интимных взаимоотношений с ними без ожиданий и обязательств, признаёт важность самоактуализации и поддерживает ценности самоактуализирующейся личности.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)