Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 16, № 1-2 (2022)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-10 38
Аннотация

Цель работы – научно обосновать значимость контроля в управляемой организации обучения учащихся чтению иноязычных аутентичных художественных текстов и предложить систему упражнений-заданий с использованием наиболее рациональных тестовых форм контроля.

Методы. Теоретические: анализ научно-методической литературы, педагогическое моделирование содержания обучения чтению иноязычных текстов; эмпирические: наблюдение за учебным процессом, оценивание результатов учебной деятельности.

Результаты. Разработана технология управляемого обучения чтению аутентичных иноязычных текстов с использованием элементов программированного обучения, в частности тестовых форм контроля, и опробована студентами в ходе педагогической практики. Технология направлена на овладение учащимися навыками иноязычного чтения на качественно новом уровне, что позволяет им участвовать в диалоге культур.

Выводы. Управляемое, мотивированное, целенаправленное овладение учащимися приемами самостоятельной работы с текстом в ходе выполнения контрольно-обучающих тестовых заданий способствует приобретению ими качественно нового уровня сформированности умения в рассматриваемом виде речевой деятельности.

11-15 33
Аннотация

Целью статьи является описание методики формирования педагогической культуры будущих учителей математики и информатики.

Методы. В основе исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме формирования педагогической культуры у будущих педагогов-предметников, обработка материалов собственной педагогической практики, анализ и обобщение материалов, посвященных заявленной проблеме.

Результаты. В ходе исследования разработан комплекс тренинговых мероприятий, показавший эффективность в процессе развития педагогической культуры у будущих учителей математики и информатики.

Выводы. Технология тренингов является перспективной в развитии практических навыков будущих педагогов математики и информатики, у обучающихся происходит формирование первичного педагогического опыта, который является составляющей педагогической культуры, развитие оценочных способностей, необходимых для понимания собственной эффективности будущими педагогами.

16-21 32
Аннотация

Цель работы – изучить возможности интерактивных методов обучения в патриотическом воспитании будущих педагогов профессионального обучения.

Методы. Анализ научно-методической литературы по теме исследования, опрос, обобщение, систематизация.

Результаты. В ходе анализа научно-методической литературы, обобщения и систематизации информации по теме исследования в статье определена актуальность, цели и задачи патриотического воспитания будущих педагогов профессионального обучения. Раскрыта сущность процесса патриотического воспитания студентов как процесса формирования патриотического сознания и поведения личности.

Выводы. Рассмотренные в статье интерактивные методы обучения (дискуссия, деловая игра, кейс-метод и др.), на наш взгляд, эффективны в формировании патриотического сознания будущих педагогов профессионального обучения.

22-28 50
Аннотация

Цель. Карачаево-Черкесская Республика является одним из субъектов Северо-Кавказского федерального округа России, обладающим уникальными природными ландшафтами, культурными и историческими памятниками, достаточно развитой сетью санаторных и курортно-оздоровительных комплексов, известных еще с советской эпохи. В статье рассматриваются возможности использования рекреационных ресурсов курортов Теберда и Домбай в развитии здорового образа жизни.

Методы. В работе над исследованием использованы методы полевого изучения, анализ письменных источников.

Результаты. В постсоветское время рекреационный потенциал курортов Теберда и Домбай остается недостаточно изученным и реализованным. Авторами предлагаются пути и средства эффективного использования возможностей названных туристических и санаторно-курортных комплексов в формировании и развитии здорового образа жизни.

Выводы. Правильно спланированная реализация курортно-рекреационного потенциала Карачаево-Черкесии придаст импульс дальнейшему развитию внутреннего и межрегионального туризма, повышению качественных и количественных характеристик оздоровительной и физкультурно-массовой работы в регионе и за его пределами.

28-32 42
Аннотация

Цель статьи – показать важность последовательного подхода в изучении арабской фонетики.

Методы. Анализ научной литературы, обобщение, наблюдение.

Результаты. Представлены методические подходы и приемы, способствующие усвоению правильного произношения арабских звуков и интонации арабской речи, определены этапы обучения арабской фонетике.

Выводы. Процесс овладения звуковым строем арабского языка будет успешным при последовательном обучении фонетике на протяжении всего курса, правильном отборе обучающих средств, учете возрастных особенностей учащихся.

33-37 47
Аннотация

Основной целью исследования является определение особенностей отношения к ценностям семьи и брака в среде студенческой молодежи.

В соответствии с целью авторами были использованы методы анализа и обобщения литературных источников, проведен опрос студентов Кызылского педагогического института в форме анкетирования.

Результаты проведенного анкетирования позволяют говорить о положительном отношении студентов к семье и браку в целом и наличии объективных причин, по которым они откладывают это событие на будущее.

Выводы. Выявлены и описаны особенности отношения к ценностям семьи и брака исследуемых студентов, представлен инструмент выявления данных особенностей в виде вопросов анкеты и анализа ответов на них.

38-41 53
Аннотация

Цель – рассмотреть некоторые вопросы методики преподавания обществоведческих дисциплин с помощью информационно-коммуникационных технологий.

Методы. Анализ научно-педагогической литературы, обобщение, наблюдение, сопоставление.

Результат. Для достижения задач образования учителям обществоведческих дисциплин необходимо точно и правильно применять информационные технологии. Первостепенной задачей при этом выступает формирование у учащихся мотивации к самостоятельному поиску знаний, навыка самостоятельного приобретения знаний.

Выводы. ИКТ позволяют педагогу сделать учебную работу интересной, активизировать деятельность учащихся, повысить мотивацию ученика к самостоятельной работе. Внедрение информационных технологий в учебный процесс будет способствовать развитию информационно-коммуникативной компетентности обучающихся и ключевых компетенций у них в соответствии с требованиями ФГОС.

42-46 32
Аннотация

Цель – определить способы преодоления обусловленных родными языками трудностей, с которыми сталкиваются студенты-дагестанцы при изучении лексики русского языка.

Методы. Изучение научно-методической литературы, наблюдение, обобщение опыта обучения русскому языку студентов-дагестанцев.

Результаты. Изучение русской лексики в дагестанской аудитории должно проводиться с учетом специфики родного языка обучающихся, что поможет им осознать особенности русского языка, при этом значительное место должны занимать дифференцирующие упражнения на основе межъязыкового противопоставления. Типичными упражнениями по лексике являются условный перевод, анализ семантики слов и словосочетаний в сопоставлении со словами и словосочетаниями родного языка, коммуникативные упражнения на использование усвоенных слов в речевой практике.

Выводы. Для предупреждения явной интерференции и постепенного перехода от упрощенного использования средств русского языка к свободному и гибкому владению ими обучающимся важно осознать специфику изучаемого и родного языков. Рассмотренные приемы работы содействуют предупреждению ошибок, обусловленных влиянием родного языка обучающихся. Наиболее существенными являются дифференцирующие упражнения, устраняющие недодифференциацию и сверхдифференциацию.

47-54 42
Аннотация

Цель – рассмотреть возможности формирования межкультурной компетенции у учащихся основной школы в процессе изучения литературы и во внеурочной деятельности.

Методы. Анализ научно-методической и художественной литературы, наблюдение, обобщение.

Результаты. Обоснована необходимость подготовки учащихся школ к межкультурной коммуникации, определены основные направления и способы работы по развитию коммуникативной компетенции у обучающихся на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

Вывод. Систематическая работа на уроках литературы и во внеурочной деятельности над вопросами межкультурного взаимодействия в разных контекстах может способствовать развитию коммуникативной компетенции школьников, необходимой в современном мире.

54-59 38
Аннотация

Цель – рассмотреть возможности регионального вуза в сфере укрепления общественного здоровья. Авторами освещены некоторые аспекты научно-образовательной деятельности Карачаево-Черкесского государственного университета социально-просветительского, профилактического и этноспортивного характера, направленной на популяризацию среди жителей республики правильного образа жизни, формирование рационального подхода к здоровью.

В работе использованы методы полевого исследования, анализ письменных источников.

Результаты. В работе дана характеристика роли и значению регионального университета в формировании культуры укрепления здоровья и популяризации здорового образа жизни.

Вывод. Региональный университет является одним из ведущих научно-образовательных центров, деятельность которого в значительной степени способствует распространению здорового образа жизни и укреплению общественного здоровья.

60-65 41
Аннотация

Цель исследования – рассмотреть условия гражданско-патриотического воспитания учащихся на уроках основ безопасности жизнедеятельности.

Методы. Анализ научной литературы, обобщение анализируемого материала.

Результаты. Воспитание гражданина-патриота включает развитие способности личности к самоопределению, нравственному и социальному выбору и ответственности, знание своих прав и свобод и способности использовать их во благо себе и окружающим. Гражданско-патриотическое воспитание в рамках преподавания дисциплины требует создания определенных условий, обеспечить которые могут обновленные формы и методы активного вовлечения учеников в социальную деятельность. К таковым отнесем различные виды игровых методов, которые позволяют достигать различных целей, поставленных в процессе развития гражданских качеств личности.

Выводы. Формирование граждан страны начинается со школы, где дети социализируются, учатся отстаивать свое мнение и прислушиваться к чужому, работают в команде. Гражданское воспитание неразрывно связано с патриотическим воспитанием. Использование игровых технологий позволяет структурировать и стандартизировать процесс обучения, планировать ожидаемый результат в рамках гражданско-патриотического воспитания.

66-73 39
Аннотация

Цель статьи – изучить теоретические предпосылки, определить основные приемы приобщения к семейным ценностям на уроках предметов языкового цикла, направленные на духовнонравственное развитие учащихся.

На разных этапах работы использовались методы наблюдения, ассоциативного эксперимента, анализа учебников, обобщения и классификации анализируемого материала.

В результате исследования определены виды и приемы работы по духовно-нравственному развитию и воспитанию школьников, предусматривающие приобщение к базовым семейным ценностям, среди которых в качестве основной выступает воспитание уважительного и ответственного отношения к семье, понимания ее роли в жизни общества.

Выводы. Уроки предметов языкового цикла обладают большим потенциалом для создания уникальных организационно-методических приемов освоения и осознания подрастающим поколением ценностного аспекта семьи.

74-78 61
Аннотация

Цель – выявить возможности и изучить способы формирования экологической грамотности школьников посредством региональных аспектов содержания образования.

Методы. Анализ научно-методической литературы, наблюдение, опытно-экспериментальная деятельность, обобщение.

Результаты. В ходе исследования выявлены результативные способы формирования экологической грамотности школьников посредством использования региональных аспектов содержания образования.

Выводы. Реализация региональных аспектов содержания образования может способствовать повышению качества экологической грамотности школьников.

79-83 44
Аннотация

Целью статьи является определение взаимосвязи имиджа педагога и продуктивной педагогической деятельности.

Методы. В основе исследования лежит изучение научной литературы по проблеме исследования, анализ и обобщение полученных результатов.

Результаты. Авторы исследования уточняют понимание термина «педагогический имидж», выводя его за пределы образовательной среды, доказывают взаимосвязь развития компетенций педагога и его имиджа.

Выводы. Авторы статьи приходят к выводу о том, что педагогический имидж является неотъемлемой частью педагогической практики, поэтому современному педагогу необходимо использовать разные инструментов развития имиджа для повышения собственного авторитета, получения новых возможностей и ресурсов для профессиональной деятельности и, как следствие, повышения ее эффективности.

83-92 38
Аннотация

Цель работы – определение содержания и структурных компонентов кейс-технологии для формирования профессиональной компетенции в условиях развития нелинейного мышления у студентов при изучении дисциплины «Электронные и оптико-электронные приборы специального назначения» по образовательной программе подготовки инженеров для оптико-электронного приборостроения.

Методы. Теоретические: анализ научной литературы по методике преподавания; педагогическое моделирование содержания кейса; изучение, систематизация традиционного и инновационного педагогического опыта. Эмпирические: психолого-педагогическое прямое наблюдение за учебным процессом, беседа, оценивание результатов их учебной деятельности.

Результаты. Авторы используют в практике преподавания ситуативно-обусловленный кейс-метод, основанный на индуктивном подходе к решению проблемных задач, способствующий развитию у студентов креативного нелинейного мышления. Полученные результаты свидетельствуют об эффективности разработанной кейс-технологии в формировании у студентов профессионально значимых компетенций при изучении дисциплины «Электронные и оптико-электронные приборы специального назначения».

Выводы. В рамках компетентностного подхода разработана модель реализации кейсов для активизации нелинейного мышления у студентов в ходе их профессионально ориентированной деятельности. Сформированы структура и содержание обучающих и исследовательских кейсов, которые могут использоваться в целях подготовки студентов к занятиям по специальным техническим дисциплинам на уровне требований современных образовательных стандартов подготовки инженера.

92-96 37
Аннотация

Целью статьи является описание результативности применения технологии смешанного обучения при подготовке педагога к проектно-эвристической деятельности.

С целью написания данной статьи были использованы как общенаучные, так и специально-педагогические методы.

Результаты. В результате исследования были сделаны выводы об эффективности использования технологии смешанного обучения в процессе подготовки будущих педагогов к проектной деятельности.

Выводы. Как мы видим из педагогического опыта, технология смешанного обучения позволяет повысить эффективность подготовки студентов к проектно-эвристической работе. Однако, учитывая ограничения экспериментальной работы, мы не можем не говорить о том, что обнаруженный эффект, выраженный в более качественном выполнении заданий, связанных с внедрением методов проектно-эвристической деятельности в педагогическую практику, может иметь устойчивый характер. Тем не менее даже прирост показателей группы, в процессе работы с которой использовалось смешанное обучение, в сравнении с группой, где использовались традиционные методики обучения, указывает на положительный эффект внедрения технологии смешанного обучения при подготовки будущих педагогов.

97-101 28
Аннотация

Целью статьи является исследование процесса формирования коммуникативных универсальных учебных действий обучающихся во внеурочной деятельности.

Методы. Анализ научно-методической литературы, обобщение, систематизация.

Результаты. Выявлены условия, определены содержательные компоненты, специфика процесса формирования коммуникативных УУД во внеурочной деятельности.

Выводы. Формирование коммуникативных УУД обучающихся во внеурочной деятельности включает нормативный, методологический, содержательный, процессуальный, оценочный компоненты, повышает качество образовательного процесса, дает широкие возможности для развития коммуникативных навыков.

101-108 51
Аннотация

Цель статьи – раскрыть сущность, структуру и содержание понятия «педагогическая технология».

Методы. Сравнительно-сопоставительный анализ научно-педагогической литературы, различных трактовок понятия «педагогическая технология», рефлексия зарубежного, отечественного и собственного опыта реализации идей педагогической технологии.

Результаты. Словосочетание «педагогическая технология» вошло в терминологию педагогической науки и практики в 60-х годах XX столетия, когда во многих странах активизировались поиски путей повышения эффективности образовательного процесса. Одни ученые подтверждали новизну и ценность педагогической технологии, другие ее отрицали, третьи считали педагогическую технологию игрой слов, заменой понятия «методика», четвертые полагали методический подход к изучению учебных дисциплин единственно верным и безальтернативным, пятые отождествляли методику обучения и педагогическую технологию. С нашей точки зрения, этот разброс мнений до сих пор не преодолен и остается дискуссионным в отечественном образовании. Очевидные достижения отечественных ученых-педагогов конца XX века в обосновании различных аспектов технологического подхода к образовательному процессу не привели к формированию целостного представления о педагогической технологии и ее составляющих.

Выводы. Проведенный анализ позволяет рассматривать педагогическую технологию как спроектированную упорядоченную систему действий, выполнение которых приводит к гарантированному достижению образовательных целей.

109-115 44
Аннотация

Цель статьи – обосновать целесообразность использования квазипрофессиональной деятельности по решению методических задач в условиях групповой работы со студентами, обучающимися по направлению Начальное образование, охарактеризовать возможности использования таких задач в процессе методической подготовки будущих учителей начальных классов в области математики, а также отношение студентов к групповой работе по решению методических задач.

На разных этапах работы использовались методы теоретического анализа, эмпирического эксперимента и анализа его результатов.

В результате исследования выявлены возможности установления взаимосвязей между содержанием методических дисциплин и практическим применением соответствующих знаний в условиях квазипрофессиональной деятельности, показаны способы организации групповой работы по решению методических задач, получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии использования таких задач на качество профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов в области математики.

Выводы. Групповая работа студентов по решению методических задач может рассматриваться в качестве эффективного средства обеспечения профессиональной готовности будущих учителей к организации обучения младших школьников математике.

115-120 35
Аннотация

Цель – на основе методологических принципов комплексного обучения математике разработать эффективный методический инструментарий выявления категориальных признаков во взаимодействиях методических объектов непрерывной и дискретной математики для создания и использования соответствующих понятий в обучении математике на уровне профильной школы.

Методы. Анализ взаимодействия методических объектов непрерывной и дискретной математики, аналогия проявления их категориальных признаков и синтез различных подходов в контексте междисциплинарной интеграции в сфере образования.

Результаты. Методически обосновано онтологическое единство понятий производной непрерывной функции и конечной разности дискретной функции. Обнаруженные аналогии свойств операций дифференцирования непрерывной функции и конечной разности дискретной функции позволили обобщить формулу Ньютона – Лейбница для некоторого класса функций и применить ее для исследования рекуррентных формул и вычисления сумм членов некоторых рациональных последовательностей заданной степени.

Выводы. Комбинирование идей и методов непрерывной и дискретной математики способствует целостному восприятию методических объектов, формируя соответствующие компетенции у студентов, и обобщению базовых математических понятий на различных уровнях образования, обеспечивая тем самым непрерывность и преемственность математического образования в целом.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

121-125 37
Аннотация

Цель исследования – изучить практические аспекты формирования позитивной инклюзивной социокультурной среды в России.

Методы. Теоретико-практический анализ, экспертная оценка, наблюдение, глубинные интервью с родителями и лицами ближайшего социального окружения людей с инвалидностью и ОВЗ.

Результаты. В ходе практического исследования обозначен ряд факторов, способствующих более позитивному отношению населения к лицам с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, рассмотрен потенциал движения «Абилимпикс» и добровольческого корпуса

«Волонтеры инклюзии» в создании условий для трудоустройства и профессиональной социализации таких граждан.

Выводы. Формирование позитивной инклюзивной социокультурной среды в России тесно связано с созданием условий для профессиональной ориентации, трудоустройства и профессиональной социализации лиц с инвалидностью и ОВЗ. Движение «Абилимпикс» способствует созданию таких условий, однако нуждается в совершенствовании деятельности в связи с тем, что в структуре инвалидности около 80 % составляют лица с ментальной и психической патологией. Значимым фактором формирования позитивной инклюзивной среды в России выступает развитие добровольческого корпуса «Волонтеры инклюзии».



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)