ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО
Цель исследования – изучить с позиций исторического подхода становление и развитие дефектологической школы в Республике Дагестан. Методы. Ретроспективный анализ литературных источников, анализ исторической документации, интервью. Результаты. Изучение истории становления и развития дефектологии в Дагестане тесно связано с формированием научной школы «Гуманизация общего и специального образования» члена-корреспондента Российской академии образования Джафара Михайловича Маллаева и деятельностью Народного учителя СССР Умы Магомедовны Муртузалиевой. На протяжении пятидесяти лет в республике были созданы коррекционные образовательные учреждения для детей с тяжелой мнестической патологией, нарушениями слуха, дефектами речи и опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, созданы условия для подготовки дефектологических кадров, проводятся исследования в области научно-методической поддержки специального и инклюзивного образования.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования – изучить специфику формирования коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста в инклюзивном образовании.
Методы. Тестирование, педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент.
Результат. Изучение коммуникативных навыков детей с ОВЗ продемонстрировало снижение уровня коммуникативной компетентности детей, поступающих в первый класс инклюзивной школы. В соответствии с выявленными в исследовании проблемами была разработана методика коррекционной работы, в основе которой выступает тренинг коммуникативных навыков у первоклассников с ОВЗ.
Вывод. Анализ результатов контрольного эксперимента с использованием методов вариационной статистики позволил прийти к выводу об эффективности предложенной методики.
Цель. В статье рассматриваются клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и экспериментальные исследования на примере умственно отсталых в сравнительном сопоставлении с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушением зрения.
Метод исследования. Тестирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, методика Рене-Жиля.
Результат. Клинико-психологическое исследование формирования межличностных отношений у умственно отсталых детей выявило общие закономерности и специфику каждой нозологии, влияющей на формирование межличностных отношений у детей с ОВЗ. Психическое развитие ребёнка происходит в особом виде, поскольку его биологическая основа патологична.
Вывод. Установлено, что клиника интеллектуальных нарушений влияет на специфику и особенности формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Клинико-психологические особенности прежде всего создают трудности в общении умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте и характеризуются несформированностью навыков практической и речевой коммуникации.
Цель исследования заключается в изучении особенностей речевого прогнозирования в процессе коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями.
Методы. Aнализ отечественной и зарубежной литературы, медицинской документации и личных дел респондентов, эксперимент, в ходе которого проведено стандартизированное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия школьников со сверстниками и учителями; беседа с педагогами.
Результат. Респонденты затрудняются в понимании информативной стороны коммуникации, не используют лицевую экспрессию в коммуникативном процессе, испытывают трудности в понимании вариативности исхода социально-значимых ситуаций и признании существования различных позиций участников общения, что приводит к трудностям речевого прогнозирования.
Вывод. С учетом выявленных особенностей разработаны стратегии формирования речевого прогнозирования в процессе коммуникативного взаимодействия в социально-значимых сферах.
Цель исследования – выявить особенности формирования навыков коммуникации у детей с бисенсорными нарушениями, разработать перспективный план работы по формированию коммуникативных навыков с использованием верботонального метода у данной категории детей.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской и педагогической документации, сбор анамнестических данных, стандартизированное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.
Результат. В ходе экспериментального исследования у младших школьников, имеющих бисенсорные нарушения, были выявлены особенности коммуникационной сферы, негативно влияющие на процесс социализации.
Вывод. Результаты проведенного исследования позволяют наметить направления дальнейшего изучения данной проблемы и обозначить пути коррекционного воздействия на коммуникативную сферу детей с нарушениями слуха и зрения.
Цель. Изучение проблемы диагностики готовности педагогов к реализации инклюзивного образования.
Методы. Представлена методика диагностики, направленная на выявление компонентов профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивной практики.
Результат. Инклюзивное образование предусматривает формирование профессиональной готовности педагогов к организации взаимодействия субъектов образовательных отношений в инклюзивной образовательной среде.
Вывод. Диагностика профессиональной готовности педагогов к реализации инклюзивного образования позволит выстроить процесс профессиональной подготовки и повышения квалификации в соответствии с потребностями педагогов в поддержке (образовательной, психологической и т. д.).
Цель исследования: развитие речевой активности у детей с комплексными нарушениями средствами мобильных приложений альтернативной коммуникации.
Методы. Компаративный анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод экспертных оценок.
Результат. В ходе исследования выявлены особенности речевой активности дошкольников с комплексными нарушениями, разработан и апробирован алгоритм работы с диадой «Родитель – ребенок с комплексными нарушениями» с использованием мобильного приложения.
Вывод. Использование мобильных приложений альтернативной коммуникации с учетом выстроенного алгоритма работы позволило увеличить количество самостоятельно инициированных коммуникативных актов, общую вовлеченность дошкольников в коммуникацию и способствовало развитию речевой активности изучаемой группы дошкольников с комплексными нарушениями.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель. Уточнить проблемы, с которыми сталкиваются инклюзивные дошкольные образовательные организации в ситуации интеграции слабовидящих детей и определить возможности организации их эффективного психолого-педагогического сопровождения.
Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент.
Результат. Инклюзивное образование, как совместное обучение здоровых детей и их сверстников с особенностями развития, становится необходимостью сегодняшнего дня. Автор уточняет психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, дает характеристику их познавательных и личностных возможностей. Указаны особенности организации эффективной совместной деятельности и взаимоотношений слабовидящих дошкольников с нормально-видящими сверстниками, которые приходится решать в ситуации организации инклюзивного пространства.
Вывод. Включение детей с нарушениями зрения в пространство инклюзивного образовательного учреждения на самых ранних ступенях развития до поступления в школу разрешит многие проблемы их дальнейшей адаптации и социализации. Это предотвратит формирование вторичных отклонений, повысит уровень развития и подготовит основной контингент, развивающихся в норме сверстников, к принятию детей с особенностями развития, научит способам эффективного сосуществования.
Цель – проанализировать парадигмы, существовавшие в отечественной социальной педагогике в период XX – начале XXI вв.
Методы. Теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, индукция, обобщение; методы исторической актуализации проблемы и исторической периодизации, парадигмальный метод.
Результат. Выявлено четыре парадигмы, существовавшие на разных этапах развития отечественной социальной педагогики XX – начала XXI вв.
Вывод. Спецификой отечественной социальной педагогики является сосуществование нескольких парадигм на одном и том же историческом этапе. На современном этапе развития социальной педагогики в России наблюдается переход от парадигмы «гражданина» к парадигме «включения».
Цель настоящего исследования состоит в разработке методических рекомендаций по обучению азбуке Лорма лиц с приобретенной с возрастом слепоглухотой.
Методы. Теоретический анализ лингвистической, психологической, педагогической литературы, беседа, анкетирование, диагностические методы, методы качественного и количественного анализа экспериментального исследования, проведение обучающего эксперимента.
Результат. Разработаны методические рекомендации по обучению коду Лорма слепоглухих взрослых.
Вывод. Разработка методических рекомендаций по обучению коду Лорма позволила расширить способы взаимодействия лиц пожилого возраста со слепоглухотой.
Цель. Изучить влияние словарного запаса на формирование устной речи у детей с бисенсорными нарушениями.
Методы. Теоретические: анализ научной и методической психолого-педагогической литературы; эмпирические: психолого-педагогический эксперимент, количественный и качественный анализ полученных данных, статистическая обработка результатов.
Результат. Словарный запас у слепоглухих детей существенно ниже возрастной нормы, отмечается взаимосвязь между объемом пассивного словарного запаса и уровнем развития устной речи. В связи с этим необходимо организовать специальную индивидуальную коррекционно-развивающую работу со слепоглухими детьми.
Вывод. Разработка специальной индивидуально-коррекционной программы будет способствовать накоплению пассивного словаря, его активизации и, как следствие, возникновению устной речи у слепоглухих детей.
Цель данного исследования – представить авторскую модель максимально раннего (в вузе) обучения будущих специальных психологов и педагогов начального общего образования навыкам их профессионального взаимодействия, обеспечивающих психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития (ЗПР) в условиях интегрированного (инклюзивного) образования.
Результат. В статьеописывается возможный формат университетской подготовки педагогов начального общего образования и специальных психологов для работы с детьми с ЗПР, представлены разработки содержания и стратегии взаимодействия бакалавров – будущих специальных психологов и педагогов.
Вывод. Для обеспечения максимального соответствия процессов обучения, воспитания и развития младших школьников с ЗПР в условиях реализации Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО) обучающихся с ОВЗ необходим пересмотр форматов вузовской подготовки педагогов и психологов в части интеграции их профессиональных компетенций по психолого-педагогическому сопровождению младших школьников данной категории.
Цель данного исследования – рассмотреть теорию и практику организации адаптивной физической культуры в инклюзивном образовательном пространстве.
Методы. Теоретический анализ литературных источников и экспериментальный метод исследования практики организации занятий адаптивной физической культурой в условиях инклюзивного образовательного пространства, тестирование, наблюдение, беседа,метод математической статистики.
Результат. Предложенная логистика организации занятий адаптивной физической культурой совместно всех категорий учащихся позволяет решать одновременно задачи физического развития и коррекционной помощи детям с различными нозологиями. Предложенная методика организации занятий адаптивной физической культурой позволит успешно решать задачи, предусмотренные инклюзивным образовательным пространством.
Вывод. Для адекватной организации занятий по адаптивной физической культуре необходимо выстраивать дифференцированные адаптированные программы для каждой категории детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При этом каждый учащийся, даже относящийся к одной конкретной нозологии, имеет индивидуальные особенности в развитии. Поэтому при разработке адаптированных программ по физической культуре возникает необходимость разработки индивидуальных образовательных маршрутов по физической культуре для лиц с ОВЗ в условиях инклюзивного образовательного социума.
Цель. Осветить в данной статье вопросы использования арт-терапии (пластилинографии) как формы работы с детьми, страдающими аутизмом, показать возможности арт-терапевтических технологий в работе с детьми, страдающими аутизмом, в построении с ними психотерапевтических отношений в условиях Центра нейрореабилитационной терапии и развития г. Махачкалы Республики Дагестан.
Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, игровые задания, пластилинография, наблюдение.
Результат. Дано теоретическое обоснование роли арт-терапии в работе с детьми, страдающими аутизмом. На практике показано, что одной из эффективных арт-терапевтических форм работы с детьми, страдающими аутизмом, является пластилинография, которая начинается с первых занятий, выступает платформой для психотерапевтических отношений между ребенком-аутистом и арт-терапевтом.
Вывод. При организации индивидуального подхода к детям, страдающим аутизмом, на примере арт-работы с Мухамадом (3 года) было показано, что использование арт-терапии (пластилинографии) как формы работы, послужило платформой для психотерапевтических отношений между ним и арт-терапевтом, что стало благоприятным основанием для использования в работе с ним в дальнейшем других арт-терапевтических технологий.
Цель. В статье представлен анализ социально значимой проблемы для лиц с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), это проблема взаимодействия трёх уровней образования: общего, специального (дефектологического) и инклюзивного.
Методы. Ретроспективный и эмпирический анализ, анкетирование, наблюдения, беседы с различными представителями социума, лицами с ОВЗ, родителями, гражданами, студентами-волонтерами факультетов специального дефектологического образования, студентами различных профильных вузов, педагогами, учителями и дефектологами.
Результат. Рассмотрены перспективы развития интегрированного и инклюзивного пространства в российском образовании и некоторые аспекты и практика организации.
Вывод. Полученные в исследовании результаты позволили предложить систему работы и рекомендации по формированию коммуникативной культуры у населения и особенно у родителей, имеющих нормотипичных, одаренных и детей с ОВЗ, а также будущих педагогов, посвятивших себя работе с лицами данной категории и инвалидами в едином образовательном пространстве.
Целью исследования являлось обоснование необходимости переосмысления прогрессивных традиций народной педагогики, как важнейшего фактора трудовой социализации человека с рождения до его зрелости.
Методы. Раскрыты возможности социально-экономических и хозяйственно-бытовых условий региона, культурно-исторических ценностей народа, произведений устного народного творчества, учебной, внеклассной и внешкольной воспитательной работы в приобретении трудовых знаний, умений и навыков оптимального формирования морально-этнического облика сельского труженика.
Результат. Выявлены и апробированы оптимальные условия рационального определения, осмысления и применения потенциальных возможностей народной педагогики в процессе трудовой социализация детей.
Вывод. Использование эффективных традиционных народных средств, форм и методов трудового воспитания позволит максимально оптимизировать процесс трудовой социализации человека с его рождения до зрелости.
Целью данной статьи является характеристика основных направлений работы реабилитационного центра с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями.
Методы. Анализ социально-психологической литературы по проблеме социально-педагогической работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), систематизация и характеристика направлений деятельности реабилитационных учреждений.
Вывод. В современных социально-экономических условиях, сложившихся в Российской Федерации, необходимо активизировать деятельность реабилитационных учреждений для лиц с ОВЗ, популяризировать деятельность специалистов социальной сферы, оптимизировать воспитательный потенциал семей, воспитывающих детей с ОВЗ.
Цель данного исследования: изучение психолого-педагогических особенностей развития детей, имеющих сочетание тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе.
Методы. Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, анализ медицинской документации, наблюдения, эксперимент
Результат. Как показало исследование, у таких детей определяющими факторами развития знаний и представлений об окружающем мире являются при равнозначном поражении интеллектуальной сферы, пол, возраст ребенка, а также степень двигательных нарушений. Имеющиеся при данном нарушении наличие косоглазия можно компенсировать стимулированием двигательной сферы ребенка. Наиболее проблемной областью является импрессивная речь детей, которая согласно корреляционному анализу находится в обратной зависимости с развитием движений. Практически у всех детей остается сохранной вкусовая чувствительность, что можно рассматривать в качестве определяющего фактора при обучении таких детей.
Вывод. При определении образовательной траектории, необходимо учитывать индивидуальные особенности относительно развитых сохранных функций, базируясь на которых возможно составить и реализовать программу развития детей со столь сложной сочетанной нозологией.
Рассмотреть возможность использования внеучебной деятельности, как условия преодоления коммуникативных трудностей у детей младшего школьного возраста с нарушением слуха и зрения.
Методы. Психолого-педагогическое исследование на базе специальных (коррекционных) образовательных учреждений, анализ, наблюдение, анкетирование.
Результат. В процессе внеучебной деятельности происходит преодоление трудностей коммуникации у учащихся младших классов с нарушением слуха и зрения. Авторы предлагают на основе планомерной и специальной организации внеучебной деятельности, определения ее направлений, особенностей руководства, форм и видов предполагаемой системы работы с младшими школьниками, имеющими нарушения слуха и зрения, справиться с возможными вербальными и невербальными затруднениями в процессе общения. Это приведет к их комфортному эмоциональному состоянию, положительно повлияет на учебную деятельность, скажется на улучшении качества жизни и развитии личности в целом.
Вывод. Активное целенаправленное использование внеучебной деятельности, как общественно полезной, способствует преодолению коммуникативных трудностей у учащихся младших классов с нарушением слуха и зрения, развитию общения, творческих способностей и социальной адаптации.
Цель исследования – изучить возможности ресурсного центра в организации инклюзивной образовательной среды в регионе на примере Республики Дагестан.
Методы исследования: анализ документации, педагогическое наблюдение, анкетирование, экспресс-опрос, метод фокус-групп.
Результаты. Проведенное исследование на базе Северо-Кавказского ресурсного центра инклюзивного образования «Созвездие» Дагестанского отделения Всероссийского педагогического собрания позволило выявить высокий потенциал ресурсных центров в сфере общего и профессионального образования как организаторов, способствующих формированию и развитию инклюзивной социокультурной среды, определить основные векторы деятельности в этом направлении, возможности общественных организаций в продвижении идей инклюзии в регионе.
Цель данного исследования: изучение формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения. В работе использовались методы теоретического анализа, тестовой диагностики, педагогического эксперимента, качественной и количественной интерпретации данных.
Результаты. Новый подход к формированию мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения, основанный на применении комплекса диагностических методик, дополняющих друг друга и адаптированных для восприятия испытуемыми. Психолого-педагогический подход основан на использовании ассистивных технологий сопровождения с применением жестовой речи и контактной жестовой речи как специфических средств, способствующих активации познавательных интересов и мотивов.
Вывод. Применение моделей, программ эмоционально-волевой стабилизации, преодоления тревожности, таких как психологический театр, основанных на познавательных интересах и мотивах способствует формированию мотивации к значимой деятельности взрослых людей с нарушением слуха и зрения. Данные исследовательской работы могут быть использованы как в дальнейших теоретических разработках, так и в практической деятельности научных работников, психологов и педагогов.
Цель. Проанализировать, обобщить представления об альтернативной коммуникации как о разнообразии средств общения слепоглухих людей, рассмотреть понятия вербальной и невербальной коммуникации.
Методы. Теоретический анализ научной литературы и практического опыта обучения и сопровождения слепоглухих людей.
Результат. Социальная адаптация слепоглухих невозможна без использования средств альтернативной и дополнительной коммуникации. Рассмотрены различные представления о способах взаимодействия лиц с двойным сенсорным дефектом, проанализированы имеющиеся научные подходы к проблеме обеспечения и расширения коммуникативных возможностей человека и практических систем дополнительного общения.
Вывод. Для расширения возможностей социальной интеграции лиц с нарушением зрения и слуха необходимо разнообразие способов коммуникативного поведения.