Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-11-15
Аннотация
Цель исследования – изучить специфику формирования коммуникативной компетентности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) младшего школьного возраста в инклюзивном образовании.
Методы. Тестирование, педагогическое наблюдение, формирующий эксперимент.
Результат. Изучение коммуникативных навыков детей с ОВЗ продемонстрировало снижение уровня коммуникативной компетентности детей, поступающих в первый класс инклюзивной школы. В соответствии с выявленными в исследовании проблемами была разработана методика коррекционной работы, в основе которой выступает тренинг коммуникативных навыков у первоклассников с ОВЗ.
Вывод. Анализ результатов контрольного эксперимента с использованием методов вариационной статистики позволил прийти к выводу об эффективности предложенной методики.
Об авторе
М. Б. АзароваРоссия
Азарова Майя Борисовна, директор
Нальчик
Список литературы
1. Бажукова О. А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4. С. 6-11.
2. Бажукова О. А. Психологическая практика помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 5-9.
3. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.
4. Маллаев Д. М., Магомедов Г. А. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Естественные и точные науки. 2015. № 3. С. 31-36.
5. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.
6. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1. С. 28-37.
7. Магомедова С. Ш., Омарова П. О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 11-10. С. 2258-2262.
8. Омарова П. О. Новый проект Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3. С. 114-116.
9. Омарова П. О. Перспективы развития общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в ВОВ. 2015. С. 172-174.
10. Омарова П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.
11. Омарова П. О., Гасанова З. З. Использование проективной методики "Дерево" в диагностике дефицитарной социальной ситуации развития // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 247-254.
12. Омарова П. О., Османова Г. А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4. С. 60-68.
Рецензия
Для цитирования:
Азарова М.Б. Формирование коммуникативных навыков детей с ограниченными возможностями здоровья в инклюзивном образовании. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):11-15. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-11-15
For citation:
Azarova M.B. Formation of the Communication Skills of the Children with Disabilities in Inclusive Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):11-15. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-11-15