Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-5-10

Аннотация

Цель исследования – изучить с позиций исторического подхода становление и развитие дефектологической школы в Республике Дагестан. Методы. Ретроспективный анализ литературных источников, анализ исторической документации, интервью. Результаты. Изучение истории становления и развития дефектологии в Дагестане тесно связано с формированием научной школы «Гуманизация общего и специального образования» члена-корреспондента Российской академии образования Джафара Михайловича Маллаева и деятельностью Народного учителя СССР Умы Магомедовны Муртузалиевой. На протяжении пятидесяти лет в республике были созданы коррекционные образовательные учреждения для детей с тяжелой мнестической патологией, нарушениями слуха, дефектами речи и опорно-двигательного аппарата, нарушениями зрения, расстройствами аутистического спектра, созданы условия для подготовки дефектологических кадров, проводятся исследования в области научно-методической поддержки специального и инклюзивного образования.

Об авторах

Д. М. Маллаев
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

 Маллаев Джафар Михайлович, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии (КПСП), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ); член-корреспондент, Российская академия образования (РАО)

Махачкала



П. О. Омарова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, кафедра КПСП, декан, факультет специального (дефектологического) образования 

Махачкала



Список литературы

1. Бажукова О. А. Проблемы и перспективы развития инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2013. № 4 (25). С. 6-11

2. Бажукова О. А. Психологическая практика помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016. Т. 10. № 4. С. 5-9.

3. Вагабова С. В., Маллаев Д. М. Социально-педагогические предпосылки эффективности профориентации учащихся в контексте реализации федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения // Вестник Академии права и управления. 2014. № 37. С. 201-207.

4. Маллаев Д. М. Психолого-педагогические предпосылки по восполнению дефицита нравственного и физического развития слепых и слабовидящих детей в игре // Дефектология. 1993. № 5. С. 38-42.

5. Маллаев Д. М., Магомедов Г. А. Адаптивная физическая культура в системе специального и инклюзивного образования // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2015. № 3. С. 31-36.

6. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.

7. Маллаев Д. М., Омарова П. О. Методика педагогической поддержки процесса социализации младших школьников с задержкой психического развития // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2007. № 1 (1). С. 28-37.

8. Магомедова С. Ш., Омарова П. О. Модель профилактики наркомании в общеобразовательной школе // Фундаментальные исследования. 2014. № 10-11. С. 2258-2262

9. Омарова П. О. Новый проект Дагестанского государственного педагогического университета и Детского Фонда ООН (ЮНИСЕФ) // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2008. № 3. С. 114-116.

10. Омарова П. О. Перспективы развития общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в ВОВ. 2015. С. 172-174.

11. Омарова П. О. Социализация детей с нарушениями интеллекта // Педагогическое образование и наука. 2009. № 10. С. 29-34.

12. Омарова П. О., Османова Г. А. Классификация стойкой школьной дезадаптации в младшем школьном возрасте // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2010. № 4 (13). С. 60-68.


Рецензия

Для цитирования:


Маллаев Д.М., Омарова П.О. История становления и развития специального и инклюзивного образования в Дагестане. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):5-10. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-5-10

For citation:


 , Omarova P.O. History of Formation and Development of Special and Inclusive Education in Dagestan. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):5-10. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-5-10

Просмотров: 168


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)