Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-15-20

Аннотация

Цель. В статье рассматриваются клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и экспериментальные исследования на примере умственно отсталых в сравнительном сопоставлении с детьми с задержкой психического развития (ЗПР) и нарушением зрения.

Метод исследования. Тестирование, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент, методика Рене-Жиля.

Результат. Клинико-психологическое исследование формирования межличностных отношений у умственно отсталых детей выявило общие закономерности и специфику каждой нозологии, влияющей на формирование межличностных отношений у детей с ОВЗ. Психическое развитие ребёнка происходит в особом виде, поскольку его биологическая основа патологична.

Вывод. Установлено, что клиника интеллектуальных нарушений влияет на специфику и особенности формирования межличностных отношений детей младшего школьного возраста. Клинико-психологические особенности прежде всего создают трудности в общении умственно отсталых детей в младшем школьном возрасте и характеризуются несформированностью навыков практической и речевой коммуникации.

Об авторах

О. А. Бажукова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Бажукова Оксана Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии (КПиСП)

Махачкала



М. С. Абдуллаева
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Абдуллаева Муслимат Сурхаевна, старший преподаватель, кафедра КПиСП

Махачкала



П. П. Магомедова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Магомедова Патимат Пирбудаговна, магистрант, кафедра КПиСП

Махачкала



Список литературы

1. Бажукова О. А. Особенности тон решения родителей к умственно отсталым детям // Современная наука: проблемы и перспективы. 2004. № 4. С. 11-15.

2. Власова Т. А., Певзнер М. С. О детях с отклонениями в развитии. М., 1973. 157 с.

3. Гаврилушкина О. П. Речевое общение как основа личностного развития дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Коррекционное обучение как основа личностного развития аномальных дошкольников / Под ред. Л. П. Носковой. М. : Педагогика, 1989. С. 98-120.

4. Маллаев Д. М. Психология и педагогика игры слепого и слабовидящего ребёнка. М. : Academa, 2008. 180 с.

5. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Магомедова А. Н. Роль семьи в социализации детей с ограниченными возможностями развития. М. : Academa, 2008. 180 с.

6. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Бажукова О. А. Психология общения и поведения умственно отсталого школьника. СПб. : Речь, 2008. 160 с.

7. Омарова П. О. Куклотерапия как средство коррекции нарушений общения у умственно отсталых младших школьников. Личностная парадигма образования и проблемы развивающего обучения / Отв. ред. О. К. Мусаев. Махачкала: Юпитер, 1998. С. 43-44.


Рецензия

Для цитирования:


Бажукова О.А., Абдуллаева М.С., Магомедова П.П. Клинико-психологические особенности формирования межличностных отношений у умственно отсталых младших школьников. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):15-20. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-15-20

For citation:


Bazhukova O.A., Abdullaeva M.S., Magomedova P.P. Clinical and Psychological Features of Backword Preschoolers’ Interpersonal Relationships Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):15-20. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-15-20

Просмотров: 154


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)