Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Исследование психолого-педагогических особенностей развития детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-96-101

Аннотация

Цель данного исследования: изучение психолого-педагогических особенностей развития детей, имеющих сочетание тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе.

Методы.  Анализ психолого-педагогической и медицинской литературы, анализ медицинской документации, наблюдения, эксперимент

Результат. Как показало исследование, у таких детей определяющими факторами развития знаний и представлений об окружающем мире являются при равнозначном поражении интеллектуальной сферы, пол, возраст ребенка, а также степень двигательных нарушений. Имеющиеся при данном нарушении наличие косоглазия можно компенсировать стимулированием двигательной сферы ребенка. Наиболее проблемной областью является импрессивная речь детей, которая согласно корреляционному анализу находится в обратной зависимости с развитием движений. Практически у всех детей остается сохранной вкусовая чувствительность, что можно рассматривать в качестве определяющего фактора при обучении таких детей.

Вывод. При определении образовательной траектории, необходимо учитывать индивидуальные особенности относительно развитых сохранных функций, базируясь на которых возможно составить и реализовать программу развития детей со столь сложной сочетанной нозологией.

Об авторе

А. А. Наумов
Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет
Россия

Наумов Александр Анатольевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра специальной педагогики и психологии

Пермь



Список литературы

1. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии. Педагогическая помощь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2006. 240 с.

2. Наумов А. А. К вопросу о реализации системного подхода в работе с детьми, имеющими тяжелые двигательные и интеллектуальные нарушения при ДЦП / Реализация системно-деятельностного подхода в современном образовании: достижения и перспективы // Сборник Всероссийской научно-практической конференции. Пермь, 22-24 сентября, 2016. С. 42-46.

3. Приходько О. Г Система ранней комплексной дифференцированной коррекционно-развивающей помощи детям с церебральным параличом. Автореферат диссертации д-ра пед. наук. М., 2009. 48 с.

4. Программа воспитания и обучения детей с сочетанными нарушениями (с интеллектуальной недостаточностью и нарушениями опорно-двигательного аппарата): учебно-методическое пособие / Под общ. ред. А. А. Наумова. Пермь: Изд-во ПГПУ, 2009. 109 с.

5. Симонова Т. Н. Синергетическая модель психолого-педагогической помощи дошкольникам с тяжелыми двигательными нарушениями. Автореферат диссертации д-ра пед. наук. М., 2011. 42 с.

6. Специальная психология: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений / В. И. Лубовский, Т. В. Розанова, Л. И. Солнцева и др. / Под ред. В. И. Лубовского. М. : Академия, 2003. 64 с.

7. Шамарин Т. Г. Возможности восстановительного лечения детских церебральных параличей / Т. Г. Шамарин, Г. И. Белова. Элиста: Джангар, 1999. 167 с.

8. Шипицина Л. М., Мамайчук И. И. Детский церебральный паралич. СПб. : Дидактика Плюс, 2001. 272 с.


Рецензия

Для цитирования:


Наумов А.А. Исследование психолого-педагогических особенностей развития детей с сочетанием тяжелых двигательных и интеллектуальных нарушений при детском церебральном параличе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):96-101. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-96-101

For citation:


Naumov A.A. Research of Psychological and Pedagogical Features of Development of Children with Combination Severe Motor and Intellectual Disorders in Infantile Cerebral Palsy. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):96-101. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-96-101

Просмотров: 106


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)