Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 16, № 3 (2022)
Скачать выпуск PDF | PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

6-9 52
Аннотация

Цель статьи – раскрыть методику обучения младших школьников связной речи на уроках чтения.

При написании статьи были использованы следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта.

Вывод. Реализация системного подхода в процессе обучения младших школьников связной речи осуществляется путем установления связей данной системы с другими системами обучения русскому языку (внешних связей), а также связей между компонентами системы – знаниями, речевыми умениями, методами и средствами обучения (внутренних связей).

10-15 48
Аннотация

Цель данного исследования заключается в выявлении особенностей формирования лингвистической компетенции учащихся-дагестанцев при изучении имени числительного.

Методы. Анализ научно-методической литературы, наблюдение, экспериментальная работа, изучение и обобщение педагогического опыта.

Результаты. В статье имена числительные характеризуются с точки зрения реализации компетентностного подхода в обучении русскому языку. Особое внимание уделяется усвоению базовых понятий. Так, имена числительные рассматриваются с семантической (разряды, значение) и грамматической (морфологические свойства и характер употребления) сторон.

Выводы.  Предложенные приемы изучения различных групп числительных, система практических упражнений формируют лингвистической компетенции учащихся-дагестанцев, способствуют предупреждению и преодолению типичных речевых и орфографических ошибок, повышают интерес к изучению русского языка.

16-31 72
Аннотация

Целью исследования является обоснование эффективности методики комплексного обучения бакалавров прикладной информатики, проектированию информационных систем в полном цикле на основе использования систем электронного документооборота (СЭД).

Метод исследования состоит в изучении и анализе научно-педагогической и методической литературы в области обучения бакалавров прикладной информатики и универсальных средств их подготовки; обобщение подходов к обучению студентов проектированию информационных систем; моделирование и дедуктивный метод для выстраивания логики экспериментальной проверки гипотезы исследования; методы эмпирического исследования: беседа, наблюдение, сравнение.

Результаты. Сформирована модель комплексного обучения проектированию информационных систем, проектному практикуму и электронному документообороту (включая курсовое проектирование), способствующая за счет использования СЭД обеспечению возможностей для реализации, тестирования, адаптации и апробации студентами проектов информационных систем.

Вывод. Сформирована модель комплексного обучения бакалавров прикладной информатики проектированию информационных систем в полном цикле на основе использования СЭД, описывающая подходы к использованию СЭД как объекта для изучения и среды для реализации проектов студентами.

32-35 52
Аннотация

.

Цель рассмотреть особенности функциональной подготовки юношей, занимающихся спортивной борьбой в рамках тренировочных нагрузок.

Методы. Анализ спортивной литературы по проблеме исследования.

Результаты. Автор исследовал специфические особенности, связанные с физиологическим воздействием тренировочных нагрузок на определенные системы организма.

Вывод. Совокупность свойств различных звеньев целостного организма приспосабливается к различным тренирующим воздействиям и приобретает новые свойства, являющиеся определенной суммой функциональных сдвигов в организме не только по качеству, но и по количеству.

36-40 45
Аннотация

Цель. Рассмотреть вопросы развития навыков научно-исследовательской деятельности студентов как средства формирования предметной компетентности будущего учителя математики.

Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, систематизация.

Результат. Авторы рассматривают возможность формирования навыков научно-исследовательской деятельности путем решения специально подобранных задач и упражнений, приводят примеры и задачи из различных разделов геометрии.

Вывод. Формированию и развитию навыков научно-исследовательской деятельности студентов способствует решение не типовых, нестандартных, творческих задач.

40-45 50
Аннотация

Цель – обсуждение методических вопросов, связанных с практикой применения занимательных дивергентных задач в процессе обучения математике учащихся начальных классов.

Методы. Анализ, синтез, обобщение, наблюдение, анкетирование, педагогический эксперимент.

Результат. Приведены примеры ряда ключевых занимательных дивергентных задач с методикой их подачи и организации работы над ними, которые на практике показали свою эффективность в деле развития у младших школьников познавательной активности и стойкого интереса к математике.

Вывод. Систематическое и методически обоснованное использование в ходе обучения математике младших школьников занимательных дивергентных задач (задач, идей и предложений), вызывающих познавательный интерес, стимулирует развитие у них познавательной активности.

46-52 67
Аннотация

Целью исследования является изучение процесса формирования правовой грамотности студента в процессе обучения в вузе.

Методы. Анализ научной литературы и диссертационных работ по проблеме исследования, обобщение, сравнение.

Результат. Уточнено понятие правовая грамотность в психолого-педагогической литературе, сделан вывод о том, что под правовой грамотностью понимается знакомство личности с правовыми основами государства, совокупность граждански значимых правовых знаний государственных законов, видов и норм права.

Вывод. Правовая грамотность должна формироваться на всех этапах образования, в особенности на этапе обучения в вузе, поскольку именно квалифицированные преподаватели, обладая знаниями, как в сфере права, так и в сфере педагогики, смогут наиболее качественно способствовать формированию правовой грамотности у молодежи.

53-57 47
Аннотация

Цель работы состоит в раскрытии особенностей методики изучения глагола в начальных классах на основе изучения научно-методической литературы по данному вопросу, обобщения опыта лучших учителей страны, республики.

При написании статьи нами были использованы следующие методы исследования: анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, анализ, обобщение опыта.

Выводы.  Обучение русскому языку в начальных классах представляет собой первоначальный этап системы обучения русскому языку в школе. В начальных классах осуществляется не подготовка к изучению языка, а изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 7-10 лет.

58-62 63
Аннотация

Целью работы явилось изучение опыта взаимодействия государственных, общественных организаций и бизнес-структур в области совершенствования экологического воспитания и экологической культуры в Ставропольском крае.

Методы. При реализации настоящих исследований был применен метод обобщения и анализа сведений, опубликованных в открытых официальных источниках и средствах массовой информации.

Результаты. Проведенные исследования позволили установить значимые результаты совместной деятельности региональных органов власти, высших учебных заведений, крупных промышленных компаний и общественных природоохранных организаций в совершенствовании системы экологического образования.

Выводы.  Показана результативность такого сотрудничества и целесообразность передачи координации деятельности высшим учебным заведениям.

63-68 43
Аннотация

Aim. The article deals with the actual problem of the readiness of parents with children with disabilities and institutions of additional education for inclusive interaction. To show the peculiarity of the work of institutions of additional education in improving the system of work on the successful socialization and integration of children with disabilities into society, in other words, about the inclusion of a child.

Methods. Analysis of psychological and pedagogical literature, principles of inclusive education, observation.

Results. The theoretical substantiation for the role of institutions of additional education, in particular, carrying out inclusive practice, is given. Rehabilitation of a disabled child is unthinkable without the participation of the family. The correct attitude of the family to the child's illness is one of the factors of rehabilitation of an abnormal personality. The most important thing in working with the family is to teach parents and other family members to accept the child as he is, to sympathize with him, but not in the form of pity, but a constructive desire and willingness to create conditions that stimulate his mental, physical and emotional development.

Conclusion. For a long time, society divided children into ordinary (normics) and disabled (children with disabilities), who did not have the opportunity to receive full-fledged development and education on an equal basis with healthy children. And today this problem has not removed its relevance. An inclusive approach to this problem removes many questions. But, unfortunately, this issue has not been fully developed and requires closer attention to the problems of interaction between a family with a child with disabilities and the system of additional education.

69-76 38
Аннотация

Целью данного исследования можно считать описание результативности использования технологии смешанного обучения при подготовке педагога к проектно-эвристической деятельности в сравнении с эффективностью подготовки педагога к проектно-эвристической деятельности в условиях традиционного обучения.

Методы. С Целью написания данной статьи были использованы как общенаучные методы, так и специально-педагогические методы, позволившие нам провести исследование, результаты которого описаны в данной статье.

Результаты. В результате проделанной работы были сделаны

Выводы.  об эффективности использования технологии смешанного обучения в процессе подготовки магистрантов к проектно-эвристической деятельности.

Выводы.  Как мы видим, использование технологии смешанного обучения позволяет повысить эффективность подготовки студентов к проектноэвристической работе. Однако, учитывая ограничения, заложенные в экспериментальную работу, мы не можем не говорить о том, что обнаруженный эффект, выраженный в более качественном выполнении заданий связанных с внедрением методов проектно-эвристической деятельности в педагогическую практику может иметь устойчивый характер. Тем не менее, даже прирост показателей группы, в процессе работы с которой использовалось смешанное обучение, в сравнение с группой, где использовались традиционные методики обучения, результативность в 15 % указывает на положительный эффект внедрения данной практики в работу по подготовке педагогов.

77-82 47
Аннотация

Цель данного исследования – выявление религиозно-нравственных основ педагогических воззрений русского ученого-педагога С. С. Гогоцкого, включение его идей в систему духовнонравственного воспитания в современной России.

Методы. Теоретический анализ философской и педагогической литературы; науковедческий, персонологический, интерпретационный анализ историкопедагогического знания.

Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что исследования С. С. Гогоцкого по истории педагогики носят просветительский характер и содержат ответ на современные практические вопросы воспитания и обучения.

Выводы.  Историко-педагогические исследования С. С. Гогоцкого могут содействовать повышению уровня современного религиозного, духовнонравственного воспитания молодежи.

82-87 40
Аннотация

Целью данной статьи является изучение роли творческой деятельности в процессе формирования проектной культуры. В рамках данной статьи рассматриваются психолого-педагогические аспекты, влияющие на формирование и развитие высших психических функций, лежащих в основе творческой деятельности.

Методы. В основе данной работы лежит метод теоретического анализа литературы, посвященной феномену творчества и его влиянию на процесс проектирования в разных сферах человеческой деятельности.

Результаты. По результатам проведенной работы была установлена взаимосвязь между ролью фигуры преподавателя и уровнем развития творческих способностей у детей.

Выводы.  Был предложен ряд теоретических рекомендаций, направленных на формирование условий, стимулирующих развитие творческой активности.

88-95 73
Аннотация

Цель статьи – показать важность применения блочно-модульной технологии как одного из основных элементов в процессе самообучения. В работе описаны актуальность и современные контексты реализации блочно-модульной технологии как самообучающейся деятельности в сфере общешкольного образования, ориентиры ее развития на материале обучения географии, выделены ее преимущества по сравнению с традиционной системой обучения и основные результаты апробации модели реализации технологии блочно-модульного (на материале географии).

Методы. Анализ теоретического, педагогического, методического материала, обобщение опыта.

Результаты. Сущность самообучения заключается в том, что обучающийся-субъект индивидуализирует обучение для удовлетворения потребностей в обучении, активно проводит деятельность для эффективного выполнения цели и решения учебной задач.

Вывод. Модульная технология в целом и представленный модуль играют важную роль в процессе самообучения географии, поэтому учителю / разработчику программы следует обратить внимание на создание программы самообучения и распространить эту модель по модулю самообучения. Благодаря наглядному и простому содержанию модуль самообучения будет более эффективным, если его правильно подготовить и применить к ученикам.

96-99 38
Аннотация

Цель. Статья посвящена анализу эффективности реализации программы формирования медиапедагогической компетентности у будущих специалистов в сфере массовой информации.

Методы. Опрос, анкетирование, исследования по формированию медиапедагогичекой компетентности у будущих специалистов сферы массовой информации.

Результат. Установлено, что авторская программа позволила повысить уровень интеграции содержания профессиональной и педагогической подготовки, уровень медиакультуры, а также активизировать развитие профессионально значимых качеств у студентов, обучающихся по направлению подготовки 42.04.04 «Телевидение».

Вывод. Реализация авторской программы по формированию медиапедагогической компетентности у будущих специалистов сферы массовой информации позволила создать медиапродукт, способствующий решению актуальных образовательно-воспитательных задач в ОО СПО ЛНР за счет смысловой направленности каждого созданного студентами телевизионного очерка.

100-104 50
Аннотация

Цель статьи – раскрыть сущность понятия «практическая работа», показать значение практических работ по географии в школе в закреплении теоретических знаний и в формировании практических умений и навыков учащимися.

Исследование основывается на использовании картографических методов, эмпирического метода и изучения опыта творческой деятельности учителей-новаторов.

Результаты. Установлено, что организация и проведение практических работ занимает важное место в раскрытии творческих возможностей учащихся. Огромное значение в активизации познавательной деятельности учащихся имеют практические работы творческого характера.

Вывод. В качестве вывода было охарактеризовано значение практических работ в процессе формирования умений и навыков у учащихся в курсе школьной географии.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

105-109 56
Аннотация

Цель исследования – изучить специфику добровольческой психологической помощи населению в 2020-2021 гг. в период пандемии новой коронавирусной инфекции COVID-19.

Методы. Экспертная оценка, опросы добровольцев, массовые гугл-опросы участников.

Результаты. В ходе экспериментального исследования выявлены некоторые особенности оказания психологической помощи населению, учет позволит совершенствовать содержание и методы волонтерской психологической помощи населению в условиях экстремальных и чрезвычайных ситуаций.

Выводы.  Добровольческая психологическая помощь населению с привлечением профессиональных психологов в качестве волонтеров в условиях пандемии новой коронавирусной инфекции стала эффективным средством поддержки в онлайн-режиме. Новым форматом оказания групповой психологической помощи выступили прямые эфиры в социальных сетях, способствовавшие актуализации запроса на психологическую помощь, диагностике актуальных проблем, психологическому просвещению по вопросам профилактики семейных конфликтов в условиях самоизоляции, получению психологических консультаций по оказанию родительской поддержки детей, переведенных на дистанционное образование, психологическому просвещению по широкому спектру проблем.

110-114 59
Аннотация

Цель исследования состоит в том, чтобы доказать, что разные семьи имеют разные стили воспитания, и эти стили воспитания по-разному влияют на психологию и поведение детей. Стиль воспитания и общения в семье – это совокупность личных установок, концепций, принципов и ценностных ориентаций, которые обеспечивают условия для развития ребенка и его подготовки к общественной жизни. Содержание, характер и результаты семейного воспитания зависят от ряда характеристик семьи, главным образом от личных ресурсов, которыми обладает семья.

Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Результаты. Анализируя учебную литературу, можно заметить, что не существует конкретных рамок для вопросов семейного воспитания, и родители не всегда используют один и тот же стиль воспитания в общении со своими детьми. Обращаясь к практике, можно заметить, что отцы обычно иначе воспринимаются мальчиками (более жестоки и деспотичны), чем матери, поэтому семейный стиль в определенной степени является компромиссом.

Вывод. Стили воспитания и характер отношений между родителями и детьми изменились не только во времени, но и в пространстве. Так, в китайской современной семье считается, что к дисциплине маленьких детей должны предъявляться самые строгие требования. По мере взросления ребенка дисциплина должна ослабевать и ему следует предоставлять все больше и больше самостоятельности. Выбор стиля семейного воспитания зависит в первую очередь от личности ребенка и родителей, а также от семейных традиций и моральных принципов.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)