ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель статьи – изучить литературные источники по проблеме влияния уровня тревожности школьников на успешность учебной деятельности.
Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение.
Результат. Теоретический анализ психолого-педагогических исследований выявил влияние уровня тревожности личности на успешность учебной деятельности школьников. У ряда учеников обнаружен высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, требующий психологической коррекции.
Вывод. Рассмотренная проблема позволила определить влияние уровня тревожности школьников на успешность деятельности. Преодоление тревожности возможно только при тесном сотрудничестве психолога, педагога, родителей и самого школьника. Сформулированы методические рекомендации для школьных учителей, педагогов и родителей по преодолению тревожности у школьников.
Цель настоящего эмпирического исследования состоит в изучении диагностических возможностей проективной методики «Тест руки» по выявлению агрессивных тенденций в поведении, и перспектив использования этой методики в практике работы школьных психологов.
Методы. Наблюдение, опрос, проективная методика «Тест руки», методы статистической обработки данных.
Результат. Были получены нормативные показатели оценочных категорий теста руки для учащихся VI-VIII классов, a также обнаружены статистически значимые связи между наблюдаемым поведением и индексом агрессивности.
Вывод. Проективная методика «Тест руки» может быть использована в практике психологов образовательных учреждений для выявления агрессивных тенденций в поведении.
Цель исследования – изучить связь атрибутивного стиля и ценностей студентов с их учебной мотивацией.
Методы. Опросник атрибутивного стиля М. Селигмана (ШОСТО), опросник ценностей Ш. Шварца, опросник диагностики учебной мотивации студентов А. А. Реана и В. А. Якунина.
Результат. Доказано, что между студентами-оптимистами и студентами-пессимистами имеются различия в специфике корреляционной связи мотивации учения и личностных ценностей. Также, эмпирически установлено, что личностные ценности определяют характер учебной мотивации студентов.
Вывод. Стиль атрибуции и личностные ценности выступают в качестве значимых детерминант мотивации учебной деятельности студентов, обуславливая содержание их мотивации. При этом степень развитости учебной мотивации выше у студентов с оптимистическим стилем и эгоистическими ценностями. Напротив, студенты с пессимистическим стилем и групповыми ценностями обладают меньшей степенью развития мотивации учения.
Цель исследования – изучить особенности этноконфессиональной идентичности студентов светских и религиозных (исламских) учебных заведений.
Методы. Анкетный опрос, методика «Кто я?», методика «Незаконченные предложения», методика «Шкалирование».
Результат. Проведенное исследование на репрезентативной выборке на материале студентов светских и религиозных учебных заведений выявило особенности проявления религиозной идентичности студентов светских и религиозных (исламских) учебных заведений.
Вывод. Исследование этнорелигиозной идентичности студентов светских и исламских учебных заведений Дагестана показало как сходство, так и различия в проявлении у них идентичности. Сходство состоит в доминировании у испытуемых обеих групп этноконфессиональной идентичности над региональной, общероссийской и полоролевой. Выявленные в нашем исследовании различия в идентичности у студентов связаны с тем, что у студентов религиозных (исламских) вузов религиозная идентичность функционирует дифференцировано (мусульманин, раб Аллаха из уммы Мухаммада), чем у их сверстников светских учебных заведений, а также слабая выраженность у первых (религиозная группа) общегражданской идентичности.
Цель исследования – изучить особенности проявления тревожности и агрессивности подростков из неполных и смешанных семей.
Методы. Методика диагностики агрессивности Басса-Дарки и шкала личностной тревожности А. М. Прихожан.
Результат. В данной статье было выявлено, что высокими показателями по шкалам «тревожность» и «агрессивность» обладают дети, воспитывающиеся в неполных и смешанных семьях, по сравнению с подростками из полных семей. Было установлено, что у подростков из неполных семей тревожность и агрессивность более выражены, чем у детей из смешанных семей.
Вывод. Высокие показатели тревожности и агрессивности наблюдаются у подростков из неполных и смешанных семей, чем у их сверстников из полных семей. Также были выявлены различия в психологической структуре тревожности и агрессивности у подростков, относящихся к различным группам семей (полная, неполная, смешанная). Полученные нами данные эмпирического исследования дают основание заключить, что социально-психологический климат в полных семьях является важнейшим фактором благоприятного психо-эмоционального развития детей подросткового возраста, в то время как неполный и смешанный статус семьи негативно сказывается на формировании эмоциональной сферы личности подростка, в частности, на развитии тревожности и агрессивности.
Цель исследования – изучение уровня одаренности и психологических проблем одаренного ребенка в современной школе.
Методы. Методика «Изучение гибкости при создании слов»; тексты сочинений-сказок на свободную тему.
Результат. Возрастной показатель в развитии способностей дал следующие результаты: до 10 лет – максимальный уровень – 25,5 %; 56,1 % – низкий; 18,6 % – промежуточный. Дети 11 лет: максимальный – 11,6 %; 31,5 % – промежуточный; 36,8 % –низкий. Общий показатель: 45,7 % составляют дети с низким уровнем, с промежуточным – 25,7 %, с максимальным уровнем – 28,2 %.
Вывод. Результаты, полученные нами, позволяют утверждать, что у детей десятилетнего возраста уровень развития ниже, чем у одиннадцатилетних испытуемых. Одним из детей десятилетнего возраста было составлено 15 слов: данный уровень характеризуется как высокий, но они не были учтены, так как им были использованы буквы, которые отсутствовали в исходном слове. В ходе исследования были выявлены 10 детей с максимальным уровнем, 9 детей с промежуточным уровнем и 16 детей с низким.
Цель – изучить взаимосвязь атрибутивного стиля и личностных ценностей с мотивами обучения студентов.
Методы. Опросник изучения атрибутивного стиля (М. Селигман, адаптация В. Ю. Шевяхова, Т. О. Гордеева), опросник ценностей (Ш. Шварц, модификация В. Н. Карандашев), методика изучения мотивации обучения в вузе (Т. И. Ильина).
Результат. Выявлены различия выраженности мотивов обучения в вузе, степени их согласованности и личностных ценностей у студентов, обладающих оптимистическим и пессимистическим стилем атрибуции.
Вывод. Атрибутивный стиль личности во взаимосвязи с личностными ценностями детерминируют учебно-профессиональную мотивацию студентов. В частности, в отличие от ценностно-мотивационной сферы студентов, обладающих пессимистическим атрибутивным стилем личности, ценностно-мотивационная сфера личности студентов-оптимистов содержательно более насыщенна, и это опосредованно влияет на мотивацию обучения в вузе. А кроме того, студенты с оптимистическим атрибутивным стилем имеют развернутое представление о жизненных планах, при этом, конкретизируя содержание целей и результатов деятельности на период обучения в вузе.
Цель исследования – выявление специфики социальных перемен и их влияние на ценности студентов.
Методы. Анкетирование, шкала ценностей М. Рокича, методика изучения ценностей личности Ш. Шварца, критерии Ч. Э. Спирмена, статистический анализ.
Результат. На примере студентов Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) установлено влияние социальных перемен на индивидуальные ценности молодежи. При необходимых условиях динамика будет способствовать улучшению и гармонизации социума.
Вывод. Результаты, полученные нами, показывают, что на первой ступени ценностных ориентаций для молодежи стоят семья, друзья, на второй ступени расположены интересная работа, карьерный рост, материальные ценности.
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Целью статьи является обобщение нормативных и теоретических основ молодежной политики вуза, а также предложение опыта по организации инновационной деятельности вуза и развития самой молодежи.
Методы. Анализ нормативно-правовых документов по молодежной политике, передовой педагогический опыт, опытная педагогическая работа, комплексные методики.
Результат. Пройдя начальный путь в науке, поработав индивидуально или в коллективе над определенной проблемой, и получив конкретные научно-исследовательские результаты, студенты, аспиранты и молодые ученые готовы к следующему шагу – к своему становлению в части определения и развития прикладных аспектов научной разработки.
Вывод. Концепция молодежной инновационной политики направлена на определение содержания деятельности вуза по разработке и реализации молодежной инновационной политики, формирование условий для реализации интеллектуального, экономического и социального потенциала молодого поколения.
В работе рассматриваются требования к результатам освоения основных образовательных программ, которые представляют собой описание совокупности компетентностей по дисциплине «Математика». Эти требования задают критерии оценки метапредметных и предметных результатов на каждой ступени обучения.
Целью настоящей работы является выделение типа задач, решение которых способствует формированию предметных компетенций по математике на втором и третьем уровнях.
Результат. Дается анализ школьных учебников по математике на предмет содержания практико-ориентированных задач, приведены примеры задач экономического характера, предлагаемые в заданиях Единого государственного экзамена (ЕГЭ) по математике.
Вывод. Для обеспечения подготовки учащихся на всех трех уровнях математической компетентности, учителю необходимо творчески подходить к подбору задачного материала на уроках математики.
Цель исследования – раскрыть воспитательный потенциал народных, художественных традиций Дагестана в культурно-образовательном пространстве, как часть материальной и духовной культуры.
Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, систематизация, обобщение народного опыта.
Результат. В содержании фактологического материала освещаются проблемы изучения народного декоративно-прикладного искусства в школах Дагестана.
Вывод. Учитывая важность реализации обучающего и педагогического потенциала народных художественных промыслов и ремесел и их недостаточную разработанность и освещенность использования опыта предыдущих поколений в формировании творческих способностей школьников авторы формулируют проблему исследования: разработка оптимального содержания изучения народных художественных промыслов, научное исследование и экспериментальное обоснование форм и методов развития творческих способностей на основе опыта прошлого.
Цель. Анализ современных особенностей реализации государственных программ в области патриотического воспитания в Российской Федерации и Республике Дагестан в её составе сквозь призму программно-целевого подхода с выявлением позитивных и негативных основ.
Методы. Диалектическая методология сквозь призму сравнительного анализа, системности, междисциплинарного синкретичного подхода, историзма и объективности.
Результат. Выявлены позитивные и негативные моменты как итог реализации программно-целевого подхода в направлении патриотического воспитания подрастающего поколения, основные начала проведения такой работы в конкретно взятом субъекте РФ – Республике Дагестан как важнейшие детерминанты, влияющие на уровень духовности. Достигнутый результат рассматривается как панацея изменения массового общественного сознания в направлении воспитания патриотизма и развития общероссийской гражданской идентичности.
Вывод. Опредмеченный способ патриотического воспитания молодежи в России и Республике Дагестан, как составной её части, синтезирует современные подходы и исторические традиции, направленные на развитие общероссийской гражданской идентичности, формирование массового общественного гражданско-патриотического сознания.
Целью исследования явилось изучение формирования духовности студенческой молодежи. На современном этапе студенческого образования актуальной темой для диспутов и публикаций является проблема духовности.
Метод опосредованного убеждения явился основным в данном исследовании. Студент – молодая личность, не изведавшая бурных течений нашей остросюжетной личной и общественной жизни. Поэтому окружающая действительность, социальные проблемы, кропотливое усвоение профессиональных знаний, вдумчивое освоение духовных знаний, увлечение литературой, различными видами искусств, в том числе высоким музыкальным искусством, для определенной части молодежи кажется «мелочью» в жизни, представляется в «розовом цвете» и не заслуживает, по их мнению, особого внимания. Именно поэтому формирование духовности студенческой молодежи становится приоритетной задачей современных вузов.
Результат. Содержательные формы внеучебной работы с музыкально-поэтическим материалом в вузах, а также в ходе проведения проектов социализации имеют большое значение в музыкально-эстетическом и духовно-ценностном становлении личности студентов.
Вывод. В статье анализируются проблемные аспекты становления духовности студентов, рассматриваются возможности музыкального просвещения как фактора духовного воспитания.
Цель данной статьи в определении стратегии профессионального сопровождения психологической безопасности личности студента в образовательном пространстве Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ).
Методы. Анализ продуктов деятельности, синтез инновационных педагогических технологий вуза, наблюдение за образовательным процессом, его результатами, обзор психолого-педагогической практики ДГПУ.
Результаты. Авторы выделили актуальные противоречия образовательной среды вуза, выявили детерминанты обеспечения психологической безопасности развития личности в образовательном пространстве данного учреждения. Разработана программа гибкой многоуровневой и многоканальной подготовки психолого-педагогических кадров, с включением научно-исследовательской, производственной и учебной практик (Федеральный государственный образовательный стандарт) по обеспечению индивидуальной и групповой психологической безопасности личности всех субъектов образования.
Выводы. Учет этнопсихологических, социально-культурных, политических особенностей образовательной среды вуза позволит построить стратегию развития личности не только студента, но и преподавателя, в которую включены духовно-нравственные, психосоматические, национально-культурные, познавательные аспекты обучения, развития и воспитания.
Целью данного исследования является раскрытие роли и значения внутрипредметных и межпредметных связей химии в обучении студентов химико-биологических специальностей.
Методы. Анализ литературы, обобщение опыта, систематические исследования на лекционных и лабораторно-практических занятиях по всем химическим дисциплинам на всех курсах.
Вывод. Разработка и широкое использование внутрипредметных и межпредметных связей химии является одним из важнейших условий успешной подготовки студентов химико-биологических специальностей педагогических вузов.
Целью исследования является изучение и определение условий, факторов и критерий, направленных на приобретение студентами умений и навыков безопасного поведения в процессе обучения в вузе.
Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, основных образовательных программ высшего образования (ООП ВО), опрос, анкетирование, педагогический эксперимент, статистическая обработка результатов эксперимента.
Результаты. Формированию безопасного поведения личности способствуют следующие педагогические условия: формирование готовности адекватно реагировать и вести себя в условиях чрезвычайных ситуаций (ЧС); организация клубной работы по обеспечению готовности студента к безопасной жизнедеятельности; реализация модели формирования личности безопасного поведения; приобретение знаний, умений и навыков действий в экстремальных ситуациях с помощью игровых методов и т. д.
Цель – проанализировать опыт организации проектной деятельности студентов-биологов. Методы. Анализ психолого-педагогической, методической литературы.
Результаты. В статье представлен опыт организации проектной деятельности студентов Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ) и Академии биологии и биотехнологии Южного федерального университета (ЮФУ) через обязательность коллективной практической деятельности творческого характера и активное участие всех участников проекта.
Вывод. Особенностью проектной деятельности в магистратуре является характер инновационной деятельности будущего специалиста в сфере образования.
Цель. Научно обосновать содержание профессиональной педагогической компетенции и разработать технологию организации и проведения педагогической практики аспирантов технического вуза; рассмотреть вопросы формирования профессионально значимых результатов образования в ходе педагогической практики.
Методы. Теоретические: анализ научной литературы; педагогическое моделирование; изучение, систематизация и обобщение традиционного и инновационного педагогического опыта. Эмпирические: беседы, интервьюирование, психолого-педагогическое прямое наблюдение за группой и самостоятельной работой аспирантов, оценка деятельности аспирантов, графическая интерпретация оценки результатов их деятельности.
Результат. Авторы предлагают ввести в общую характеристику образовательной программы аспирантуры технического вуза профессиональную компетенцию для реализации организационно-педагогического и методического сопровождения научных исследований в области профессиональной деятельности. Полученные результаты самостоятельной работы аспирантов в ходе педагогической практики свидетельствуют об их соответствии требованиям новых профессиональных стандартов к формированию значимых трудовых функций, необходимых для реализации эффективного управления человеческими ресурсами в рамках современного производства.
Вывод. В рамках компетентностного подхода разработана достаточно эффективная модель управления педагогической деятельностью аспиранта. Определены современные технологии, используемые руководителями педагогической практики в целях подготовки аспирантов к проведению занятий по специальным дисциплинам на уровне требований современных профессиональных стандартов.
Цель. Определить методы, средства, позволяющие эффективно формировать коммуникативную компетенцию в условиях поликультурной среды.
Методы. Анализ, обобщение, педагогический эксперимент.
Результат. Использование различных педагогических методов и средств способствует формированию коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля.
Вывод. Предложенная методика повышает уровень коммуникативной компетенции бакалавров гуманитарного профиля в условиях поликультурной среды.
Целью статьи является выявление системообразующих компонентов техносферной безопасности старшеклассников.
Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение.
Результат. Выявлены существующие техногенные факторы влияния на природную среду, меняющие баланс и условия ее существования и приводящие к природным и техногенным катастрофам. Обоснована структура компонентов формирования основ техносферной безопасности старшеклассников.
Вывод. Стремительное развитие техносферы поднимает вопрос о необходимости системной непрерывной подготовки по техносферной безопасности и в первую очередь учащихся общеобразовательных организаций.
Цель исследования – в необходимости выявления взаимозависимости между духовной безопасностью российского общества и государства и повышением эффективности процессов образования и воспитания.
Методы. Авторами применены диалектические принципы и подходы в консонансном единстве с междисциплинарным подходом.
Результат. Сформулированные в публикации обобщающие выводы и предложения помогут соответствующим службам и ведомствам страны оптимизировать образовательный и воспитательный процессы для полного обеспечения духовной безопасности современного российского общества и государства.
Выводы. Обеспечение духовной безопасности современного российского общества и государства требует существенной оптимизации образовательного и воспитательного процессов в направлении повышения их эффективности с сохранением преемственности между советской системой образования и воспитания и современной. Региональное образовательное пространство стало сегодня плацдармом для использования педагогических инноваций, что не всегда соответствует национальным интересам и национальной безопасности нашей страны. Предложены рекомендации по повышению эффективности обеспечения духовной безопасности общества.