Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 17, № 3 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-11 65
Аннотация

Цель. В статье авторами анализируются вопросы обучения одаренных детей информатике в контексте актуальной проблемы нехватки IT-специалистов в России. Цель статьи - представить компоненты образовательного процесса, которые, по мнению авторов, должны быть включены в программы обучения одаренных детей по информатике в средней школе. Методы. В основе исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме обучения информатике в качестве курса профессионально-ориентированного обучения, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. В статье представлены результаты критического анализа и разработки методов работы со школьниками, для обеспечения формирования первичных информационно-коммуникационных навыков. Выводы. Авторы перечисляют компоненты образовательного процесса, включение которых обеспечит фундамент для последующей профессиональной подготовки учащихся в сфере информационных техноло­гий, а также создаст условия для достижения долгосрочных целей на уровне государственных интересов.

11-17 65
Аннотация

Цель - выявить и систематизировать типичные ошибки студентов, изучающих русский язык как иностранный, обусловленные как трудностями системы и структуры русского языка, так и интерферирующим влиянием их родного языка. Методы. Методами исследования выступают следующие: наблюдение, теоретический анализ, обобщение, социально-педагогический, направленные на выявле­ние наиболее типичных речевых ошибок студентов в процессе изучения русского языка как иностранного. Результаты. В статье рассматриваются трудности, с которыми студенты сталкиваются в процессе изучения русского языка как иностранного. Такого рода сложности оказываются обусловленными особенностями структурно-типологического устройства, с одной стороны, русского языка и, с другой стороны, родного языка студентов-иностранцев. При этом, характерные трудности в овладении студентами русского языка как иностранного проявляются в виде типичных фонетических, грамматических и лексических ошибок в их устной и письменной речи. Исследуются характер и причины совершения ошибок. Подчеркивается важность роли преподавателя русского языка как иностранного в профилактике выявленных ошибок. Вывод. Успешное овладение студентами курса русского языка как иностранного определяется прогнозированием, учетом типичных фонетических, грамматических и лексических ошибок и определением оптимальных путей их преодоления.

18-22 56
Аннотация

Цель данного исследования - анализ проблем допустимого наказания в воспитании детей. Статья направлена на обсуждение различных подходов к наказанию, их эффективности и возмож­ных психологических последствий для ребенка. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение, сравнение, систематизация научных данных, педагогический эксперимент, наблюдение, со­беседование, проектирование. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что важно помнить, что эффективное воспитание включает не только наказание, но и позитивное воздействие, поощрение, обучение правильному поведению и разумное использование наказания в качестве инструмента. Выводы. Дальнейшие исследования и поиск новых методов, будут способствовать развитию положительных и здоровых взаимоотношений в семье и лучшему воспитанию детей.

23-27 54
Аннотация

Цель. В статье рассмотрены особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании. Методы: исследование влияния инновационных подходов включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответ­ствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния инновационного подхода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем. Вывод. Интеграция современных технологий в образовательный процесс обогащает учебный материал и делает обучение более интересным и доступным. Это может быть использование интерак­тивных досок, онлайн-курсов, вебинаров, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов. Технологии также позволяют организовывать дистанционное обучение и расширять границы образования. Применение инновационного подхода позволяет учебному процессу быть более гибким, интересным и релевантным для современных вызовов и потребностей студентов и общества в целом.

28-33 66
Аннотация

Цель. Исследование природы межпредметных связей естественно-научного и гуманитарного образования, которые рассматривают как средство социализации учащихся старших классов средней школы. Методы. В данном исследовании применяется метод логического мышления и сравнительного анализа. Результаты. Рассмотрены все три ключевых компонента развития учащегося: интел­лектуальные способности; коммуникативные умения; навыки созидательной деятельности. Выводы. На основании анализа природы межпредметных связей установлены 7 ярко выраженных признаков со­циализации учащихся старших классов средней школы.

33-38 56
Аннотация

Целью данного исследования является рассмотрение повышения познавательного интереса учащихся начальных классов за счет использования современных педагогических технологий. Методы. При работе над заявленной темой мы использовали такие методы, как: анализ литературы по изучению формирования познавательного интереса учащихся начальных классов и применение со­временных педагогических технологий на уроках иностранного языка, а также методы наблюдения, изучения и обобщение педагогического опыта. Результат. Анализируя и обобщая педагогический опыт авторов данного исследования, можно констатировать, что различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс обучения английскому языку, сделать его интересным и увлекательным, так как игры, по сути, являются естественными среде учащихся начальных классов. Вывод. Применение здоровьесберегающих технологий гарантирует создание психологически и эмоционально одобрительной атмосферы на уроке, что является достаточным условием извлечения новейших знаний и поддержания устойчивого познавательного интереса у учащихся при изучении ино­странного языка.

39-45 42
Аннотация

Основной целью исследования является выявление особенностей паремий для более ускоренного изучения английского языка и облегчения процесса обучения через лингвоориентированный подход, а также потребность доказать, как знание паремий влияет на расширение представления о менталитете и мировоззренческих основ нации и способствует выстраиванию взаимно толерантных взаимоотношений. В соответствии с целью авторами были использованы разнообразные методы - от когнитивного до комплексного толкования, дискурсивного и коммунопрагматического анализа. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о повышении мотивации к изучению языка, о погружении не только в грамматические нюансы английского, но и в ментальную природу языка, поскольку паремии являются концентрированным сгустком сокровищницы языка. Выводы. Выявлены и описаны особенности паремий, представлен инструмент выявления этнических нюансов языка.

45-49 58
Аннотация

Целью данной статьи является выявление уровней проявления социальной ответственности, а также раскрытие факторов их формирования. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы как общенаучные методы, так и специально-педагогические, позволившие нам провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, сопоставление и обобщение. Результаты. Представленное научное исследование позволяет раскрыть существующие уровни проявления социальной ответственности, характеризующие приобщение к системным компонентам культурных и традиционных ценностей, развитию общечеловеческих норм морали, вырабатывания внутренней свободы и осознанию необходимости соблюдения законности и правопорядка, уважение к закону, воспитанию социальной ответственности за выполнение профессионального и общественного долга, а также раскрытие факторов их формирования. Выводы. Развитие социальной ответственности представляет собой постоянный и непрерывный процесс, совершающийся на протяжении всей жизнедеятельности личности. Фундаментальной основой формирования социальной ответственности выступают определенные социально-педагогические условия в конкретный период развития индивида, требующие использования всего социально-общественного потенциала.

50-57 47
Аннотация

Цель. В статье рассмотрены сущность, основные аспекты, компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя. Методы: исследование проектно-эвристической деятельности включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния этого метода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Проектно-эвристическая деятельность помогает формированию самостоятельных и активных личностей, которые способны критически мыслить и успешно справляться с вызовами современного мира. Применение проектно-эвристического метода обогащает учебный процесс, развивает учащихся как личности, обучает их активной деятельности и подготавливает к успешной жизни в современном обществе. Вывод. Важно отметить, что успешная реализация проектно-эвристической деятельности требует подготовки и поддержки со стороны будущего учителя. Учитель должен создавать подходящие условия для работы над проектами, предоставлять необходимые ресурсы и руководство, а также быть готовым поддерживать и мотивировать учащихся на протяжении всего процесса работы.

57-70 65
Аннотация

Целью статьи является анализ и оценка публикационной активности кафедр факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ) Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Методы: статистический метод, анализ литературы по предмету исследования, сопоставление и обобщение. Результат. В данной работе представлен комплексный анализ публикационной активности профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ДГПУ за 2018-2022 гг., проведенный на основе базы данных Российского индекса научного цитирования, Информационных материалов к заседанию ученого совета «Основные показатели научно-исследовательской деятельности Дагестанского государственного педагогического университета и его структурных подразделений» за последние 5 лет, а также информационных материалов отчетов заведующих кафедр по научно-исследовательской деятельности за 2022 год. Показана степень адекватности применения количественных и качественных показателей (достоинства и недостатки) публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедр, как ключевых критериев в оценке достижений в научно-исследовательской деятельности. Вывод. Проблема публикационной активности преподавателей высшей школы остается актуальной и требует постоянного внимания. Выявленные по результатам исследования количественные и качественные показатели публикационной активности профессорско-преподавательского состава отражают современное состояние публикационной продуктивности коллективов кафедр ФФКиБЖ. Актуальность результатов проведенного авторами анализа и обобщения материалов исследования, отражающие в том числе факторы, влияющие на продуктивность публикационной активности профессорско-преподавательского состава, предполагают их информационную ценность, значимость и пригодность к практическому использованию руководителями кафедр при планировании и управлении научно-исследовательской работой преподавателей и студентов.

71-75 50
Аннотация

Цель. Раскрыть основные средства, формы и необходимые условия, способствующие формированию и развитию эстетической культуры учащихся. Методы. Сопоставление и изучение учебно-методологической и научно-исследовательской литературы, наблюдение и соотнесение декоративно-прикладного искусства и художественно-декоративных изделий. Результат. Процесс формирования и развития эстетической культуры всегда был и будет актуален, так как от уровня культуры каждой отдель­но взятой личности зависит общий уровень культуры общества в целом. Особенное значение в формировании эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к изысканности и совершенной красоте. Одним из движущих педагогических средств формирования и развития эстетической культуры является искусство. Оно позволяет связать людей разных конфессий и независимо от возраста, интересов, особенностей, языка, национальной принадлежности объединять их воедино. С этих позиций искусство является одним из основных и необходимых компонентом учебного цикла педагогической системы, направленное на формирование эстетической культуры учащихся. Вывод. Эстетическое воспитания учащихся это процесс, направленный на развитие эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, и призвано сформировать у учащихся стремление и умение строить свою жизнь опираясь на эстетику и законы красоты.

76-79 35
Аннотация

Целью данной статьи является выявление условий развития проектно-эвристической компетентности педагогов. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы анализ и синтез данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по инновационным процессам в образовании, обобщение и систематизация передового педагогического опыта. Результаты. Развитие проектно-эвристической компетентности педагога рассматривается нами как сложный интегрированный процесс, направленный на осознание мотивов, потребностей в эффективном использовании средств проектной деятельности в профессиональной сфере, что предполагает овладение теоретическими знаниями и понимание сущности проектирования; практическое овладение способами и средствами достижения и открытия инноваций и новшеств; готовность и способность применять новый профессиональный опыт в осуществлении конкретных прак­тико-ориентированных задач; осознание соответствия уровня своих профессиональных возможностей и умений уровню, необходимому для качественной реализации проектно-эвристической деятельности. Вывод. Поскольку педагоги должны приобрести умения и навыки практической реализации принципов и подходов, а также применять способы и методы реализации проектно-эвристической деятельности в будущей профессиональной сфере. С этих позиций, проектно-эвристическая компетентность является фактором формирования социально значимых знаний и умений, которые создадут основу для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и будут способствовать осознанию ими необходимости в постоянной самореализации и самообразовании.

80-88 65
Аннотация

Целью статьи является анализ психолого-педагогических особенностей детей, переживших военные действия, и определение специфики профессиональной деятельности педагога с такими детьми. Методы. Анализ и обобщение научных и методических источников, опрос, контент-анализ. Результат. Разработаны рекомендации педагогу по взаимодействию с детьми из зон боевых действий с разными вариантами проявлений посттравматического стрессового расстройства. Вывод. Работа педагога с детьми, пережившими военные действия, ориентирована на интеграцию детей в образовательный процесс с учетом их психолого-педагогических особенностей, обусловленных посттравматическим стрессовым расстройством.

88-94 42
Аннотация

Целью статьи является обоснование технологий смешанного обучения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов. Методы. Изучение психоло­го-педагогической литературы, посвященной представлению о коммуникативных УУД и специфике ее формирования. Анализ и обобщение полученных результатов исследования литературы, согласно кото­рым мы выделили три ключевые компоненты, определяющих формирование коммуникативных навы­ков, к которым были отнесены эмотивная, когнитивная и поведенческая составляющие. Результаты. В качестве результатов исследования представлены показатели психолого-педагогического эксперимента, посвященные вопросу формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Предложены две модели построения внеурочной деятельности обучающихся, приведены данные мероприятия, приведена оценка полученных результатов, отражающих специфику формирования элементов коммуникативных УУД. Выводы. В качестве выводов мы можем заключить, что смешанное обучение позволяет существенно разнообразить образовательный процесс, улучшить динамику обра­зовательного процесса и может выступать в качестве эффективной технологии формирования комму­никативных УУД обучающихся. Однако результаты использования смешанного обучения, в сравнении с традиционной моделью обучения, остаются достаточно низкими, что позволяет нам говорить о том, что недостаточно выявлены условия использования технологий смешанного обучения и возникает потребность форсированного развития знаний, умений, навыков и элементов коммуникативных УУД.

94-100 57
Аннотация

Цель. Авторы исследования поднимают вопрос использования возможностей социальных сетей в процессе обучения афганских студентов русскому языку как иностранному. Соответственно, целью исследования является изучение особенностей использования социальных сетей в процессе обучения афганцев русскому языку как иностранному. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме использования социальных сетей в образова­тельном процессе, анализ материалов педагогической практики, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. Определяя важность совершенствования технологий обучения языкам с использо­ванием социальных сетей, авторы констатируют, что в текущих условиях отсутствуют исследования, посвященные вопросам использования социальных сетей в процессе обучения именно жителей Афгани­стана. Однако, как отмечают исследователи, специфическая трудность в обучении афганцев русскому языку заключается в том, что наибольшие трудности у обучающихся вызывают написание и использо­вание письменной речи. Учитывая специфику социальных сетей, авторы исследования описывают результаты собственной работы в условиях сотрудничества со студентами двух вузов г. Кабула. Выводы. На основании данного опыта и анализа исследований, посвященных трудностям изучения русского языка афганцами, исследователи делают вывод о перспективах использования социальных сетей на ранних этапах обучения русскому языку как иностранному.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

101-107 44
Аннотация

Цель исследования заключалась в изучении роли мотивации в повышении эффективности профессиональной деятельности сотрудников организации. Методы. Мотивационный тест (Ф. Герцберг); методика «Изучение мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П. Мартин); опросник «Удовлетво­ренность жизнью» (Н.Н. Мельникова); анкета «Социальное благополучие» (Н.Н. Мельникова); методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана). Результаты. Уста­новлено, что сотрудники с внутренней мотивацией деятельности отличаются более высокими показате­лями эффективности, проявляющейся в результативности, стремлении к саморазвитию, в творческом подходе к работе и профессиональной востребованности. Выводы. В ходе исследования определена значимость формирования внешней и внутренней мотивации персонала, как реализации комплексно­го подхода при мотивации труда в организации.

108-114 65
Аннотация

Цель исследования - обосновать необходимость формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности. Методы: анализ психолого-педагогических исследований, наблюдение, педагоги­ческий эксперимент. Результат. Продуктивные виды деятельности при их систематическом применении в рамках занятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) способствуют эффектив­ному формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вывод. Анализ опыта образовательной деятельности позволил определить эф­фективные педагогические условия формирования графомоторных навыков у детей старшего до­школьного возраста с задержкой психического развития.

114-120 30
Аннотация

Цель исследования - изучить специфику мотивации волонтеров, оказывающих добро­вольческую помощь людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методы. Фокус-группы, опросы добровольцев. Результаты. Определены мотивы участия волонтеров в инклюзивном добровольчестве, что позволит в дальнейшем разработать методику их вовлечения в систему социаль­ной поддержки населения. Практически все волонтеры инклюзии имеют опыт иной добровольческой деятельности. Социально-демографическая характеристика волонтера инклюзии - это чаще всего де­вушки, в возрасте от 18 до 23 лет, приобщившиеся к опыту добровольчества в вузе или в обществен­ной организации, причем примерно пятая часть из них сами относятся к людям с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Ведущими мотивами участия в инклюзивном добровольчестве выступают возможность приносить людям пользу, проявлять свою активность, приобре­сти новый опыт, а также общение с интересными людьми, вовлеченность в общественную жизнь. Большую часть волонтеров инклюзии привлекает возможность оказывать помощь группе людей или в организации мероприятий для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, нежели одному человеку.

120-127 44
Аннотация

Цель. В данной статье на основе анализа китайской философии и исторических исследо­ваний рассматривается и изучается родительское воспитание в современном Китае. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Резуль­таты. Конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь для удовле­творения многогранных потребностей, которые могут быть у людей в реальности, и оказывают важное влияние на психологическую регуляцию людей и стремление к жизненным ценностям, а также на под­держание здоровой психики. Идеи "以佛治心,以道治身,以儒治世" (буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» и сегодня, когда общество развивается быстрыми тем­пами, могут служить источником просвещения для современного образования в области психического здоровья. Вывод. Современное образование должно представлять собой органичное сочетание школьного образования и родительского воспитания. Китайская философия воспитания демонстрирует гармоничное сочетание традиционного воспитания и государственной политики, направленной на вос­питание гражданина страны.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)