ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель. В статье авторами анализируются вопросы обучения одаренных детей информатике в контексте актуальной проблемы нехватки IT-специалистов в России. Цель статьи - представить компоненты образовательного процесса, которые, по мнению авторов, должны быть включены в программы обучения одаренных детей по информатике в средней школе. Методы. В основе исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме обучения информатике в качестве курса профессионально-ориентированного обучения, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. В статье представлены результаты критического анализа и разработки методов работы со школьниками, для обеспечения формирования первичных информационно-коммуникационных навыков. Выводы. Авторы перечисляют компоненты образовательного процесса, включение которых обеспечит фундамент для последующей профессиональной подготовки учащихся в сфере информационных технологий, а также создаст условия для достижения долгосрочных целей на уровне государственных интересов.
Цель - выявить и систематизировать типичные ошибки студентов, изучающих русский язык как иностранный, обусловленные как трудностями системы и структуры русского языка, так и интерферирующим влиянием их родного языка. Методы. Методами исследования выступают следующие: наблюдение, теоретический анализ, обобщение, социально-педагогический, направленные на выявление наиболее типичных речевых ошибок студентов в процессе изучения русского языка как иностранного. Результаты. В статье рассматриваются трудности, с которыми студенты сталкиваются в процессе изучения русского языка как иностранного. Такого рода сложности оказываются обусловленными особенностями структурно-типологического устройства, с одной стороны, русского языка и, с другой стороны, родного языка студентов-иностранцев. При этом, характерные трудности в овладении студентами русского языка как иностранного проявляются в виде типичных фонетических, грамматических и лексических ошибок в их устной и письменной речи. Исследуются характер и причины совершения ошибок. Подчеркивается важность роли преподавателя русского языка как иностранного в профилактике выявленных ошибок. Вывод. Успешное овладение студентами курса русского языка как иностранного определяется прогнозированием, учетом типичных фонетических, грамматических и лексических ошибок и определением оптимальных путей их преодоления.
Цель данного исследования - анализ проблем допустимого наказания в воспитании детей. Статья направлена на обсуждение различных подходов к наказанию, их эффективности и возможных психологических последствий для ребенка. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, изучение, сравнение, систематизация научных данных, педагогический эксперимент, наблюдение, собеседование, проектирование. Результаты. В ходе исследования авторы пришли к выводу о том, что важно помнить, что эффективное воспитание включает не только наказание, но и позитивное воздействие, поощрение, обучение правильному поведению и разумное использование наказания в качестве инструмента. Выводы. Дальнейшие исследования и поиск новых методов, будут способствовать развитию положительных и здоровых взаимоотношений в семье и лучшему воспитанию детей.
Цель. В статье рассмотрены особенности системы образования в высшей школе, традиционный и инновационный подход в преподавании. Методы: исследование влияния инновационных подходов включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния инновационного подхода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Инновационный подход позволяет развивать у студентов навыки и компетенции, которые востребованы в современном обществе, такие как критическое мышление, коммуникация, творчество и решение проблем. Вывод. Интеграция современных технологий в образовательный процесс обогащает учебный материал и делает обучение более интересным и доступным. Это может быть использование интерактивных досок, онлайн-курсов, вебинаров, мультимедийных презентаций и других цифровых инструментов. Технологии также позволяют организовывать дистанционное обучение и расширять границы образования. Применение инновационного подхода позволяет учебному процессу быть более гибким, интересным и релевантным для современных вызовов и потребностей студентов и общества в целом.
Цель. Исследование природы межпредметных связей естественно-научного и гуманитарного образования, которые рассматривают как средство социализации учащихся старших классов средней школы. Методы. В данном исследовании применяется метод логического мышления и сравнительного анализа. Результаты. Рассмотрены все три ключевых компонента развития учащегося: интеллектуальные способности; коммуникативные умения; навыки созидательной деятельности. Выводы. На основании анализа природы межпредметных связей установлены 7 ярко выраженных признаков социализации учащихся старших классов средней школы.
Целью данного исследования является рассмотрение повышения познавательного интереса учащихся начальных классов за счет использования современных педагогических технологий. Методы. При работе над заявленной темой мы использовали такие методы, как: анализ литературы по изучению формирования познавательного интереса учащихся начальных классов и применение современных педагогических технологий на уроках иностранного языка, а также методы наблюдения, изучения и обобщение педагогического опыта. Результат. Анализируя и обобщая педагогический опыт авторов данного исследования, можно констатировать, что различные игровые формы, используемые на уроке, позволяют качественно разнообразить процесс обучения английскому языку, сделать его интересным и увлекательным, так как игры, по сути, являются естественными среде учащихся начальных классов. Вывод. Применение здоровьесберегающих технологий гарантирует создание психологически и эмоционально одобрительной атмосферы на уроке, что является достаточным условием извлечения новейших знаний и поддержания устойчивого познавательного интереса у учащихся при изучении иностранного языка.
Основной целью исследования является выявление особенностей паремий для более ускоренного изучения английского языка и облегчения процесса обучения через лингвоориентированный подход, а также потребность доказать, как знание паремий влияет на расширение представления о менталитете и мировоззренческих основ нации и способствует выстраиванию взаимно толерантных взаимоотношений. В соответствии с целью авторами были использованы разнообразные методы - от когнитивного до комплексного толкования, дискурсивного и коммунопрагматического анализа. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о повышении мотивации к изучению языка, о погружении не только в грамматические нюансы английского, но и в ментальную природу языка, поскольку паремии являются концентрированным сгустком сокровищницы языка. Выводы. Выявлены и описаны особенности паремий, представлен инструмент выявления этнических нюансов языка.
Целью данной статьи является выявление уровней проявления социальной ответственности, а также раскрытие факторов их формирования. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы как общенаучные методы, так и специально-педагогические, позволившие нам провести анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы, сопоставление и обобщение. Результаты. Представленное научное исследование позволяет раскрыть существующие уровни проявления социальной ответственности, характеризующие приобщение к системным компонентам культурных и традиционных ценностей, развитию общечеловеческих норм морали, вырабатывания внутренней свободы и осознанию необходимости соблюдения законности и правопорядка, уважение к закону, воспитанию социальной ответственности за выполнение профессионального и общественного долга, а также раскрытие факторов их формирования. Выводы. Развитие социальной ответственности представляет собой постоянный и непрерывный процесс, совершающийся на протяжении всей жизнедеятельности личности. Фундаментальной основой формирования социальной ответственности выступают определенные социально-педагогические условия в конкретный период развития индивида, требующие использования всего социально-общественного потенциала.
Цель. В статье рассмотрены сущность, основные аспекты, компоненты и уровни проектно-эвристической деятельности будущего учителя. Методы: исследование проектно-эвристической деятельности включало как качественные, так и количественные методы исследования. Выбор соответствующих методов, позволил получить наиболее точные и полные данные для понимания влияния этого метода обучения на учащихся и образовательный процесс в целом. Результаты. Проектно-эвристическая деятельность помогает формированию самостоятельных и активных личностей, которые способны критически мыслить и успешно справляться с вызовами современного мира. Применение проектно-эвристического метода обогащает учебный процесс, развивает учащихся как личности, обучает их активной деятельности и подготавливает к успешной жизни в современном обществе. Вывод. Важно отметить, что успешная реализация проектно-эвристической деятельности требует подготовки и поддержки со стороны будущего учителя. Учитель должен создавать подходящие условия для работы над проектами, предоставлять необходимые ресурсы и руководство, а также быть готовым поддерживать и мотивировать учащихся на протяжении всего процесса работы.
Целью статьи является анализ и оценка публикационной активности кафедр факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности (ФФКиБЖ) Дагестанского государственного педагогического университета (ДГПУ). Методы: статистический метод, анализ литературы по предмету исследования, сопоставление и обобщение. Результат. В данной работе представлен комплексный анализ публикационной активности профессорско-преподавательского состава факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности ДГПУ за 2018-2022 гг., проведенный на основе базы данных Российского индекса научного цитирования, Информационных материалов к заседанию ученого совета «Основные показатели научно-исследовательской деятельности Дагестанского государственного педагогического университета и его структурных подразделений» за последние 5 лет, а также информационных материалов отчетов заведующих кафедр по научно-исследовательской деятельности за 2022 год. Показана степень адекватности применения количественных и качественных показателей (достоинства и недостатки) публикационной активности профессорско-преподавательского состава кафедр, как ключевых критериев в оценке достижений в научно-исследовательской деятельности. Вывод. Проблема публикационной активности преподавателей высшей школы остается актуальной и требует постоянного внимания. Выявленные по результатам исследования количественные и качественные показатели публикационной активности профессорско-преподавательского состава отражают современное состояние публикационной продуктивности коллективов кафедр ФФКиБЖ. Актуальность результатов проведенного авторами анализа и обобщения материалов исследования, отражающие в том числе факторы, влияющие на продуктивность публикационной активности профессорско-преподавательского состава, предполагают их информационную ценность, значимость и пригодность к практическому использованию руководителями кафедр при планировании и управлении научно-исследовательской работой преподавателей и студентов.
Цель. Раскрыть основные средства, формы и необходимые условия, способствующие формированию и развитию эстетической культуры учащихся. Методы. Сопоставление и изучение учебно-методологической и научно-исследовательской литературы, наблюдение и соотнесение декоративно-прикладного искусства и художественно-декоративных изделий. Результат. Процесс формирования и развития эстетической культуры всегда был и будет актуален, так как от уровня культуры каждой отдельно взятой личности зависит общий уровень культуры общества в целом. Особенное значение в формировании эстетического отношения к действительности имеет эстетический идеал как цель и образец, стимулирующий сознательное стремление к изысканности и совершенной красоте. Одним из движущих педагогических средств формирования и развития эстетической культуры является искусство. Оно позволяет связать людей разных конфессий и независимо от возраста, интересов, особенностей, языка, национальной принадлежности объединять их воедино. С этих позиций искусство является одним из основных и необходимых компонентом учебного цикла педагогической системы, направленное на формирование эстетической культуры учащихся. Вывод. Эстетическое воспитания учащихся это процесс, направленный на развитие эстетического эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности и соответствующей ему деятельности. Эстетическое воспитание является одним из компонентов целостного педагогического процесса, и призвано сформировать у учащихся стремление и умение строить свою жизнь опираясь на эстетику и законы красоты.
Целью данной статьи является выявление условий развития проектно-эвристической компетентности педагогов. Методы. В рамках написания данной статьи были использованы анализ и синтез данных психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования, нормативных документов по инновационным процессам в образовании, обобщение и систематизация передового педагогического опыта. Результаты. Развитие проектно-эвристической компетентности педагога рассматривается нами как сложный интегрированный процесс, направленный на осознание мотивов, потребностей в эффективном использовании средств проектной деятельности в профессиональной сфере, что предполагает овладение теоретическими знаниями и понимание сущности проектирования; практическое овладение способами и средствами достижения и открытия инноваций и новшеств; готовность и способность применять новый профессиональный опыт в осуществлении конкретных практико-ориентированных задач; осознание соответствия уровня своих профессиональных возможностей и умений уровню, необходимому для качественной реализации проектно-эвристической деятельности. Вывод. Поскольку педагоги должны приобрести умения и навыки практической реализации принципов и подходов, а также применять способы и методы реализации проектно-эвристической деятельности в будущей профессиональной сфере. С этих позиций, проектно-эвристическая компетентность является фактором формирования социально значимых знаний и умений, которые создадут основу для дальнейшей успешной профессиональной деятельности и будут способствовать осознанию ими необходимости в постоянной самореализации и самообразовании.
Целью статьи является анализ психолого-педагогических особенностей детей, переживших военные действия, и определение специфики профессиональной деятельности педагога с такими детьми. Методы. Анализ и обобщение научных и методических источников, опрос, контент-анализ. Результат. Разработаны рекомендации педагогу по взаимодействию с детьми из зон боевых действий с разными вариантами проявлений посттравматического стрессового расстройства. Вывод. Работа педагога с детьми, пережившими военные действия, ориентирована на интеграцию детей в образовательный процесс с учетом их психолого-педагогических особенностей, обусловленных посттравматическим стрессовым расстройством.
Целью статьи является обоснование технологий смешанного обучения в формировании коммуникативных универсальных учебных действий учащихся 5-7 классов. Методы. Изучение психолого-педагогической литературы, посвященной представлению о коммуникативных УУД и специфике ее формирования. Анализ и обобщение полученных результатов исследования литературы, согласно которым мы выделили три ключевые компоненты, определяющих формирование коммуникативных навыков, к которым были отнесены эмотивная, когнитивная и поведенческая составляющие. Результаты. В качестве результатов исследования представлены показатели психолого-педагогического эксперимента, посвященные вопросу формирования коммуникативных универсальных учебных действий у обучающихся. Предложены две модели построения внеурочной деятельности обучающихся, приведены данные мероприятия, приведена оценка полученных результатов, отражающих специфику формирования элементов коммуникативных УУД. Выводы. В качестве выводов мы можем заключить, что смешанное обучение позволяет существенно разнообразить образовательный процесс, улучшить динамику образовательного процесса и может выступать в качестве эффективной технологии формирования коммуникативных УУД обучающихся. Однако результаты использования смешанного обучения, в сравнении с традиционной моделью обучения, остаются достаточно низкими, что позволяет нам говорить о том, что недостаточно выявлены условия использования технологий смешанного обучения и возникает потребность форсированного развития знаний, умений, навыков и элементов коммуникативных УУД.
Цель. Авторы исследования поднимают вопрос использования возможностей социальных сетей в процессе обучения афганских студентов русскому языку как иностранному. Соответственно, целью исследования является изучение особенностей использования социальных сетей в процессе обучения афганцев русскому языку как иностранному. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме использования социальных сетей в образовательном процессе, анализ материалов педагогической практики, анализ и обобщение полученных выводов. Результаты. Определяя важность совершенствования технологий обучения языкам с использованием социальных сетей, авторы констатируют, что в текущих условиях отсутствуют исследования, посвященные вопросам использования социальных сетей в процессе обучения именно жителей Афганистана. Однако, как отмечают исследователи, специфическая трудность в обучении афганцев русскому языку заключается в том, что наибольшие трудности у обучающихся вызывают написание и использование письменной речи. Учитывая специфику социальных сетей, авторы исследования описывают результаты собственной работы в условиях сотрудничества со студентами двух вузов г. Кабула. Выводы. На основании данного опыта и анализа исследований, посвященных трудностям изучения русского языка афганцами, исследователи делают вывод о перспективах использования социальных сетей на ранних этапах обучения русскому языку как иностранному.
ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Цель исследования заключалась в изучении роли мотивации в повышении эффективности профессиональной деятельности сотрудников организации. Методы. Мотивационный тест (Ф. Герцберг); методика «Изучение мотивационного профиля личности» (Ш. Ричи и П. Мартин); опросник «Удовлетворенность жизнью» (Н.Н. Мельникова); анкета «Социальное благополучие» (Н.Н. Мельникова); методика «Мотивация профессиональной деятельности» (К. Замфир в модификации А. Реана). Результаты. Установлено, что сотрудники с внутренней мотивацией деятельности отличаются более высокими показателями эффективности, проявляющейся в результативности, стремлении к саморазвитию, в творческом подходе к работе и профессиональной востребованности. Выводы. В ходе исследования определена значимость формирования внешней и внутренней мотивации персонала, как реализации комплексного подхода при мотивации труда в организации.
Цель исследования - обосновать необходимость формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством продуктивных видов деятельности. Методы: анализ психолого-педагогических исследований, наблюдение, педагогический эксперимент. Результат. Продуктивные виды деятельности при их систематическом применении в рамках занятий с детьми в дошкольном образовательном учреждении (ДОУ) способствуют эффективному формированию графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Вывод. Анализ опыта образовательной деятельности позволил определить эффективные педагогические условия формирования графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.
Цель исследования - изучить специфику мотивации волонтеров, оказывающих добровольческую помощь людям с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья. Методы. Фокус-группы, опросы добровольцев. Результаты. Определены мотивы участия волонтеров в инклюзивном добровольчестве, что позволит в дальнейшем разработать методику их вовлечения в систему социальной поддержки населения. Практически все волонтеры инклюзии имеют опыт иной добровольческой деятельности. Социально-демографическая характеристика волонтера инклюзии - это чаще всего девушки, в возрасте от 18 до 23 лет, приобщившиеся к опыту добровольчества в вузе или в общественной организации, причем примерно пятая часть из них сами относятся к людям с инвалидностью или ограниченными возможностями здоровья. Выводы. Ведущими мотивами участия в инклюзивном добровольчестве выступают возможность приносить людям пользу, проявлять свою активность, приобрести новый опыт, а также общение с интересными людьми, вовлеченность в общественную жизнь. Большую часть волонтеров инклюзии привлекает возможность оказывать помощь группе людей или в организации мероприятий для людей с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья, нежели одному человеку.
Цель. В данной статье на основе анализа китайской философии и исторических исследований рассматривается и изучается родительское воспитание в современном Китае. Методы. Анализ литературы и данных, исторический и педагогический анализ, синтез, сравнение и обобщение. Результаты. Конфуцианство, даосизм и буддийская культура имеют различные взгляды на жизнь для удовлетворения многогранных потребностей, которые могут быть у людей в реальности, и оказывают важное влияние на психологическую регуляцию людей и стремление к жизненным ценностям, а также на поддержание здоровой психики. Идеи "以佛治心,以道治身,以儒治世" (буддизма для духа, даосизма для тела и конфуцианства для окружающего мира)» и сегодня, когда общество развивается быстрыми темпами, могут служить источником просвещения для современного образования в области психического здоровья. Вывод. Современное образование должно представлять собой органичное сочетание школьного образования и родительского воспитания. Китайская философия воспитания демонстрирует гармоничное сочетание традиционного воспитания и государственной политики, направленной на воспитание гражданина страны.