Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 17, № 2 (2023)
Скачать выпуск PDF

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-11 59
Аннотация

Целью исследования является рассмотрение условий формирования патриотического сознания старшеклассников через включение их во внеурочную историко-краеведческую деятельность. Основной метод – теоретический анализ психолого-педагогической, исторической, краеведческой литературы по предмету исследования. Результаты. Раскрыты сущность и содержание таких понятий, как патриотизм, патриотическое сознание, внеурочная историко-краеведческая деятельность; определены основные приемы и методы формирования патриотического сознания в процессе внеурочной историко-краеведческой деятельности старшеклассников, а также содержание некоторых форм и методов воспитательной работы по проблеме исследования. Выводы. Внеурочная историко-краеведческая деятельность обеспечивает знание истории, историко-культурного процесса, осмысление таких понятий и категорий, как патриотизм, Родина, малая Родина, Отечество, формирует патриотическое сознание у старшеклассников.

12-16 44
Аннотация

Цель – рассмотреть особенности организации здоровьеформирующей образовательной среды в системе школа – вуз и психолого-педагогическое сопровождение процесса освоения учащимися и студентами здоровьеформирующих ценностей. Методы. Анализ научно-методической литературы, наблюдение, обобщение, эксперимент. Результаты. Изучение психолого-педагогической литературы выявило актуальность исследованной нами проблемы. Анализ компонентов здоровьеформирующей образовательной среды показал необходимость включения всех компонентов образовательного процесса для эффективного использования обучающих, воспитательных и развивающих ресурсов в системе школа – вуз. Сравнительный анализ результатов эксперимента выявил, что реализация программы формирования здорового образа жизни позволяет создать благоприятную среду для освоения учащимися и студентами здоровьеформирующих ценностей. Заключение. Здоровьеформирующая образовательная среда в системе школа – вуз способствует повышению эффективности образовательного процесса, если участники образовательного процесса осознают здоровье как ценность, показатель уровня культуры личности и необходимое условие жизнедеятельности общества.

17-20 45
Аннотация

Цель – проанализировать основные трудности, с которыми сталкиваются учащиеся при решении геометрических задач на вычисление, и пути преодоления этих трудностей. Методы. Комбинированные аналитико-синтетические методы, аналогия и обобщение. Результаты. Определены трудности, возникающие у учеников при решении геометрических задач, приведены примеры задач на вычисление и указаны пути преодоления трудностей. Выводы. Определено, что основная трудность, c которой встречаются ученики при решении вычислительной геометрической задачи, связана с подбором нужной теоремы или формулы.

20-26 48
Аннотация

Целью исследования является разработка электронного образовательного ресурса, направленного на развитие научного мышления учащихся основной школы посредством решения определенных типов олимпиадных математических задач. Методы. При разработке данного курса применялись задачный и индуктивный методы обучения, а также деятельностный и системный подходы в обучении. Результаты. Разработан курс с 5 по 9 классы, состоящий из цепочек взаимосвязанных задач, позволяющий обучаться самостоятельно. Выводы. Делается заключение о том, что средством развития научного мышления учащихся могут быть олимпиадные математические задачи, если использовать рассмотренную методику обучения.

27-33 59
Аннотация

Цель исследования – рассмотреть возможности использования традиционных народных промыслов в системе начального образования в целях формирования художественной культуры младших школьников. Методы. Анализ научно-методической и специальной литературы, публикаций, изучение центров народных промыслов Республики Дагестан. Результаты. Рассмотрены различные виды художественных промыслов народов Дагестана, изделия которых демонстрируют детям младшего школьного возраста способность людей преобразовывать, творчески осваивать природу. С изделиями декоративно-прикладного искусства учащихся знакомятся через погружение в соответствующую среду на уроках ИЗО, в ходе экскурсий в музеи и центры народных промыслов. Использование такой среды незаменимо при обучении ИЗО, организации эстетического воспитания, так как в сознании школьников формируется уважительное и бережное отношение к культурному наследию малой родины. Выводы. В системе начального образования возможно использование центров традиционных народных промыслов как воспитательной среды. Знакомство с различными центрами народных промыслов Республики Дагестан детей младшего школьного возраста не только способствует формированию у них художественной культуры, но и прививает любовь к труду, служит средством приобщения к народной культуре Дагестана. Также в процесс творческих поисков вовлекаются педагоги, которым необходимо проводить целенаправленное исследование народных промыслов.

33-41 50
Аннотация

Целью статьи является анализ опыта практической реализации проекта по созданию сети групп психолого-педагогической направленности в общеобразовательных организациях города с численностью населения менее 50 000 человек (г. Кириши Ленинградской области) при непосредственном участии организации высшего образования (Волховский филиал РГПУ им. А.И. Герцена). Методы определяются поставленной целью и задачами исследования и носят комплексный характер. На разных этапах работы использовались методы моделирования, тестирования, анкетирования, наблюдения, эксперимента, анализа научной и учебно-методической литературы. Результаты. Выявлены подходы к организации психолого-педагогических классов (групп), определены условия и направления их развития, план работы по созданию сети психолого-педагогических классов в малом городе. Выводы. Классы или группы психолого-педагогической направленности являются одной из важных составляющих реализуемого на сегодняшний день проекта по обеспечению педагогическими кадрами российской системы образования. Комплексная модель и сетевая форма организации психолого-педагогических классов с участием педагогического вуза позволяет привлечь к работе заинтересованных в проекте педагогов и интегрировать в учебную программу более широкий спектр мероприятий профориентационной направленности, тем самым содействуя ее более результативной работе.

41-46 37
Аннотация

Цель – рассмотреть теоретические и практические аспекты формирования информационно-коммуникационной компетентности бакалавров педагогического образования. Методы. Анализ научной и научно-методической литературы, обобщение, систематизация полученных результатов. Результаты. Обоснована необходимость формирования информационно-коммуникационной компетентности у бакалавров педагогического образования, определены направления, методы и формы работы по ее формированию в ходе изучения дисциплины «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение». Выводы. Возрастание интереса и мотивации студентов к изучению предмета «Нормативно-правовые основы профессиональной деятельности и антикоррупционное поведение» показало, что использованные нами технологии обеспечивают развитие у бакалавров педагогического образования информационно-коммуникационной компетентности как способности к поиску и преобразованию информации и применению информационных и коммуникационных технологий с целью создания и передачи нового знания.

47-51 38
Аннотация

Цель работы – изучить элементы внедрения технологий виртуальной и дополненной реальности в процесс обучения бакалавров педагогического образования. Методы. Анализ литературы, обобщение, сопоставление. Результаты. Проанализирована роль технологии виртуальной и дополненной реальности в современном мире, в частности – в сфере образования, рассмотрены возможности внедрения элементов виртуальной и дополненной реальности для бакалавров педагогического образования в учебный процесс. Выводы. Элементы виртуальной и дополненной реальности, использованные в процессе исследования, могут быть использованы при изучении разных дисциплин бакалаврами педагогического образования.

52-56 41
Аннотация

Целью исследования было изучить влияние физических нагрузок на студентов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы. Основными методами послужили анализ научной и педагогической литературы, эксперимент. Результаты. Приведены исходные данные и изменения, произошедшие в системе дыхания в ходе эксперимента в шести группах, отличавшихся характером заболеваний и интенсивностью выполняемой физической нагрузки. Выводы. Дозированные бег и плавание – наиболее оптимальные средства физического воспитания для студентов с отклонениями со стороны сердечно-сосудистой системы. Измерение частоты сердечных сокращений у занимающихся в процессе занятий физическими упражнениями позволяет своевременно корректировать уровень интенсивности и продолжительности предлагаемой нагрузки.

57-62 48
Аннотация

Цель статьи – рассмотреть проблемы сохранения душевного здоровья детей в современной семье. В соответствии с целью использовались методы анализа и обобщения психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что успешность решения проблем душевного здоровья ребенка в современных условиях зависит от благоприятного педагогического пространства в семье, так как первый в жизни ребенка социальный институт – его семья. Духовное развитие ребенка осуществляется через процессы общения, нравственное воспитание, воспитание ребенка в соответствии с особенностями его семьи. Выводы. Взрослые, принимающие непосредственное участие в процессе воспитания ребенка, должны сообща работать над сохранением его душевного здоровья. В настоящее время, когда на развитие ребенка влияют различные источники информации, именно родители выполняют функцию по передаче ему систем ценностей и норм, включению их в социальную среду и другие социальные связи.

62-70 35
Аннотация

Целью статьи является анализ теоретических предпосылок и практического опыта использования инфографики как способа визуализации учебной информации в филологическом образовании, обоснование ее преимуществ, важности как результативного инструмента процесса обучения. Методы. В ходе работы использовались анализ научной и учебно-методической литературы, описание, объяснение, эксперимент. Результаты. Выявлены способы улучшения усвоения и понимания учебной информации, определены методы и приемы работы с инфографикой как образовательным средством. Выводы. Визуализация учебной информации с помощью инфографики способствует лучшему пониманию концепций и правил. В ходе работы по созданию инфографики студенты собирают, обрабатывают и систематизируют материал и представляют его для обсуждения, что позволяет обучающимся хорошо усвоить учебный предмет, улучшает их визуальную грамотность, способствует развитию их навыков коммуникации, совместной деятельности, исследовательских навыков, компетенций в области цифровой грамотности, стимулирует творческое и когнитивное мышление. Результаты своей работы студенты смогут использовать в ходе производственной практики для обучения школьников.

71-76 51
Аннотация

Умение критически мыслить относят к одному из основных навыков XXI века. Его развитие рассматривается в государственных образовательных стандартах как важный метапредметный образо­вательный результат. Цель исследования - выявление основных умениевых компонентов критического мышления. Методы. Анализ научной литературы, обобщение результатов. Результаты. В ходе анализа литературы была выявлено, что, с одной стороны, критическое мышление не сводится к формальной логике, с другой стороны, в литературе не определено, что входит в состав критического мышления кроме формальной логики. В то же время без определения структуры критического мышления, умений, которые входят в его состав как умственной деятельности, вряд ли возможно его эффективное развитие. Теоретический анализ статей по проблеме исследования и рассмотрение заданий, предлагаемых как средство развития критического мышления, позволил выделить состав умений критического мышления и описать их. Выводы. Разработка и решение задач и заданий, направленных на формирование компонентов критического мышления, позволит не только развить его, но и овладеть умением работать с информацией.

77-81 55
Аннотация

Цель исследования - выявление закономерностей и проблем внедрения метода проектов в практику биологического образования в школах Оренбургской области. Методы. Анализ научных источников и нормативных документов в рамках исследуемой проблемы; опрос, анкетирование учителей и обучающихся, математико-статистическая обработка эмпирических данных. Результаты. В статье представлены результаты многолетнего исследования, отражающие практику внедрения метода проектной деятельности в преподавание биологии в общеобразовательных школах Оренбургской области. Показаны трудности реализации метода в процессе обучения, определены их причины. Выводы. Выявлены такие трудности использования метода проектов в учебном процессе общеобразовательной школы, как недостаточная методическая подготовленность учителей биологии по проблемам проектного обучения, малое количество специальной методической литературы, нехватка рабочего времени, слабая материально-техническая база.

82-87 40
Аннотация

Цель - рассмотреть актуальность методического сопровождения военнослужащих в процессе их профессиональной подготовки. Методы. Анализ научной литературы, сопоставление, обобщение. Результаты. Проанализировано толкование понятия «сопровождение» в работах российских ученых. Обозначена важность сопровождения обучающихся на современном этапе развития нашего общества. Определены направления методического сопровождения, рассмотрены подходы в обучении военнослужащих в процессе профессиональной подготовки. Выводы. Методическое сопровождение - это инструмент, который окажет поддержку, помощь в вопросах воспитания военнослужащих в процессе профессиональной подготовки, включения в социальную жизнь в соответствии с нормами, ценностями, принятыми в обществе.

87-96 66
Аннотация

Целью исследования было изучение роли и задач учителя в развитии нравственности учащихся. В статье представлен обзор мнений зарубежных и российских исследователей о цели, необходи­мости и условиях нравственного воспитания учащихся. Методы и исследовательские процедуры, применяемые в работе, включают сравнительно-исторический анализ научных публикаций и обобщение его результатов. Результаты. Определены основные роли педагогов в нравственном развитии учащихся, трудности нравственного воспитания в школе и причины, их обусловливающие. Выводы. Помимо родителей, которые ответственны за формирование нравственности своих детей, важную роль в этом процессе играет школа, как учреждение, транслирующее моральные ценности и способствующее нравственному развитию учащихся. При этом учитель выступает, помимо преподавателя учебных дисциплин, наставником, прививающим моральные ценности, организатором комфортной, заботливой среды, фасилитатором, консультантом и посредником между учащимися и их родителями в школе. Несмотря на трудности, с которыми сталкиваются учителя, в школе необходимы уроки этики, чтобы воспитывать учеников, уравновешенных и гармоничных в интеллектуальном, духовном, эмоциональном и физическом аспектах.

97-103 37
Аннотация

Цель - выявить системообразующие компоненты структуры педагогической технологии, определить ее признаки, на основе обнаруженных сходств и различий педагогических технологий разработать авторскую классификацию педагогических технологий. Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение. Результаты. На основе ретроспективного и системного анализа авторы пришли к выводу, что до настоящего времени не сформировано целостное представление о педагогической технологии и ее составляющих, не найдены ответы на вопросы: «Какова структура и содержание педагогической технологии?», «Каковы механизмы реализации педагогической технологии в образовательной практике?», «Существует ли множество педагогических технологий либо их ограниченное количество?», «По каким критериям и признакам необходимо классифицировать педаго­гические технологии?» и др. В связи с отсутствием единства во взглядах на структуру педагогической технологии возникает потребность в структурно-функциональном анализе, когда изучаемый объект рассмаривается как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Выводы. В работе проведено раз­граничение понятий «методика обучения» и «педагогическая технология»; выявлены системообразую­щие компоненты структуры педагогической технологии; рассмотрены и определены ее основания и при­знаки; обнаружены сходства и различия педагогических технологий; разработана авторская классификация педагогических технологий.

104-109 46
Аннотация

Целью исследования является изучение специфики формирования правовых компетенций бакалавров психолого-педагогического образования и их соответствия педагогической практике. Методы. В основе данного исследования лежит изучение научной литературы, посвящённой проблеме правовых компетенций и анализа содержания профильных ФГОС ВО, с сопоставлением особенностей пра­вовых компетенций практикующих педагогов. Результаты. На основе анализа содержания ФГОС подготовки бакалавров и магистров педагогического образования и сопоставления их с существующей прак­тикой определен ряд проблем, не позволяющих обеспечить эффективное развитие правовой компетентности выпускников вузов. Выводы. Необходимо увеличить значение правовых дисциплин в структуре об­разовательных программ, учет позиций практикующих педагогов в определении содержания ФГОС и направлений совершенствования работы со студентами.

110-117 28
Аннотация

Цель статьи - обосновать целесообразность организации индивидуальной и групповой работы с ошибками учеников на уроках математики и охарактеризовать направления работы учителя по использованию математических ошибок учеников в качестве средства развития учебного сотрудничества и универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников. На разных этапах работы использовались методы теоретического анализа, эмпирического эксперимента и анализа его результатов. В результате исследования выявлены возможности организации учебного сотрудничества учителя с учеником, допустившим ошибку, и учителя с учеником и классом, показаны способы работы с ошибками учащихся в различных учебных ситуациях. Описаны возможности обучения будущих учителей начальных классов работе с ошибками учеников в рамках дисциплин методико-математического цикла и учебных педагогических практик. Получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии использования таких задач на качество профессиональной подготовки будущих учителей начальных клас­сов в области математики. Выводы. Обучение студентов способам организации работы с ошибками учеников может рассматриваться в качестве эффективного средства обеспечения профессиональной готов­ности будущих учителей к организации обучения, направленного на формирование у младших школьников универсальных коммуникативных учебных действий в процессе обучения математике.

118-122 72
Аннотация

Цель. В статье обосновывается эффективность использования элементов восточных единоборств и боевых искусств в системе физического воспитания студентов высших учебных заведений Дагестана. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение, обобщение. Результаты. Включение элементов восточных единоборств и боевых искусств в содержание тренировок и практических занятий по физическому воспитанию студентов способствует повышению общей выносливости, ско­ростных возможностей, скоростно-силовых качеств и силовых показателей отдельных групп мышц нижних и верхних конечностей. Выводы. Для повышения эффективности учебного процесса по физической культуре и спорту в вузах Дагестана целесообразно опираться на этнокультурные традиции, такие как восточные единоборства и боевые искусства.



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)