Классификация педагогических технологий
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-97-103
Аннотация
Цель - выявить системообразующие компоненты структуры педагогической технологии, определить ее признаки, на основе обнаруженных сходств и различий педагогических технологий разработать авторскую классификацию педагогических технологий. Методы. Анализ научной и психолого-педагогической литературы, сопоставление, обобщение. Результаты. На основе ретроспективного и системного анализа авторы пришли к выводу, что до настоящего времени не сформировано целостное представление о педагогической технологии и ее составляющих, не найдены ответы на вопросы: «Какова структура и содержание педагогической технологии?», «Каковы механизмы реализации педагогической технологии в образовательной практике?», «Существует ли множество педагогических технологий либо их ограниченное количество?», «По каким критериям и признакам необходимо классифицировать педагогические технологии?» и др. В связи с отсутствием единства во взглядах на структуру педагогической технологии возникает потребность в структурно-функциональном анализе, когда изучаемый объект рассмаривается как комплекс элементов, находящихся во взаимодействии. Выводы. В работе проведено разграничение понятий «методика обучения» и «педагогическая технология»; выявлены системообразующие компоненты структуры педагогической технологии; рассмотрены и определены ее основания и признаки; обнаружены сходства и различия педагогических технологий; разработана авторская классификация педагогических технологий.
Об авторах
М. Х. ХайбулаевРоссия
Хайбулаев Магомед Хайбулаевич - профессор, директор.
Махачкала
Р. В. Сулейманова
Россия
Сулейманова Раисат Валиабдуллаевна - кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики.
Махачкала
Д. А. Салманова
Россия
Салманова Джамила Абдулкафаровна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики.
Махачкала
Ш. A. Магомедов
Россия
Магомедов Шамиль Абдулмажидович - кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела педагогических практик.
Махачкала
Список литературы
1. Батышев С. Я. Производственная педагогика. М.: Изд-во «Машиностроение», 1976. 688 с.
2. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Изд-во «Педагогика», 1989. 192 с.
3. Бордовская Н. В. Современные образовательные технологии. Учебное пособие. М.: Изд-во КНОРУС, 2010. 432 с.
4. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986. 247 с.
5. Зайцев В. С. Современные педагогические технологии. Учебное пособие. В 2-х книгах. Книга 1. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2012. 411 с.
6. Количенко А. К. Энциклопедия педагогических технологий. Пособие для преподавателей. СПб.: Изд-во КАРО, 2002. 368 с.
7. Маврин С. А. Педагогические системы и технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Омск: Изд-во ОГПИ, 1993. 98 с.
8. Олешков М. Ю. Педагогическая технология: проблемы классификации и реализации //Профессионально-педагогические технологии в теории и практике обучения. Сборник научных трудов. Екатеринбург: РГППУ, 2005. С. 5-19.
9. Савельева М. В., Савельев А. Н. Педагогические технологии: инновационное применение // Решетневские чтения. 2016. № 20. URL: https: //cyberleninka.ru/article/n/pedagogicheskie-tehnologii-innovatsionnoe-primenenie (дата обращения: 24.04.2023).
10. Самыгин С. И. Педагогика и психология высшей школы. Ростов-на-Дону: Изд-во «Феникс», 1998. 544 с.
11. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. М.: Народное образование, 2005. 175 с.
12. Шамова Т. И., Давыденко Т. М. Управление образовательным процессом в адаптивной школе. М.: Издат. центр «Педагогический поиск», 2001. 384 с.
Рецензия
Для цитирования:
Хайбулаев М.Х., Сулейманова Р.В., Салманова Д.А., Магомедов Ш.A. Классификация педагогических технологий. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(2):97-103. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-97-103
For citation:
Khaibulaev M.Kh., Suleymanova R.V., Salmanova J.A., Magomedov Sh.A. Pedagogical Technologies Classification. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(2):97-103. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-97-103