Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 10, № 4 (2016)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-9 85
Аннотация
Цель. Изучить особенности оказания помощи детям с интеллектуальными нарушениями в системах специального и инклюзивного образования. Метод. Анализ психолого-педагогической литературы. Результаты. Дано теоретическое изучение доступности и эффективности инклюзивной образовательной среды с комплексной адекватной помощью, выявлено, что дети с интеллектуальными нарушениями нуждаются в более длительном периоде времени, чем их нормально развивающиеся сверстники для приема и переработки сенсорной информации. Выводы. При организации доступности и эффективности инклюзивной образовательной среды необходима комплексная адекватная помощь, при различных формах интеллектуальной недостаточности.
10-16 83
Аннотация
Цель. Обзор результатов эмпирических исследований структуры и динамики ценностей российской (дагестанской) молодежи. Методы. Теоретические методы (анализ, синтез, классификация, обобщение, абстрагирование, индукция, дедукция), исторический, логический, аксиоматический методы. Результаты. Проведенные за последние два десятилетия исследования ценностей на российской выборке показали, что произошли существенные изменения в структуре и иерархии ценностей молодежи нашей страны. Выводы. В структуре индивидуальных ценностей современной российской молодежи сохраняется ведущая тенденция к росту ценностей открытости изменениям при сохранении высокой значимости ценностей социального фокуса.
17-22 112
Аннотация
Наука не может развиваться без прогнозов на будущее. Статья посвящена обсуждению вопросов, поднятых в публикации известных психологов А. Л. Журавлева, Т. А. Нестика, А. В. Юревича, посвященной прогнозу развития психологической теории и практики на предстоящие полтора десятилетия. Утверждается, что прогнозы такого рода необходимы, так как способствуют развитию психологической науки. В статье анализируется комплекс затронутых в статье А. Л. Журавлева, Т. А. Нестика, А. В. Юревича методологических проблем и вопросов, делается вывод, что они взаимосвязаны, при этом центральным звеном и, соответственно, главной проблемой методологии является выработка понимания предмета психологии, позволяющего конструктивно решать возникающие вопросы. Предлагается новая трактовка методологического кризиса, акцентируется его уровневый характер. В статье предлагается трактовка предмета психологической науки как внутреннего мира человека, показаны некоторые преимущества данного подхода.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

23-27 108
Аннотация
Цель. Обосновать необходимость дополнительных социокультурных мер воздействия на улучшение функционирования русского языка в многонациональном Дагестане, повышение уровня владения русским языком школьниками и культуры русской речи. Методы. Наблюдение и изучение, сопоставление, обобщение. Результаты. Авторы выявили некоторые внеязыковые и внутриязыковые причины, благоприятствующие формированию национально-русского двуязычия в дагестанской национальной школе. Выводы. Овладение русским языком в совершенстве в многонациональном дагестанском обществе зависит от: эффективности обучения этому языку в школе; учета социальных факторов, оказывающих негативное влияние на позиции русского языка, следовательно, на обучение русскому языку в национальной школе.
28-32 73
Аннотация
Цель. Цель данного исследования заключается в определении графических возможностей среды программирования в школьном курсе математики. Методы. Методы компьютерной графики в учебном процессе. Результаты. В качестве практической реализации заданной цели разработана программа на языке Pascal ABC для построения графиков функций. Выводы. Разработанная программа на языке Pascal ABC дает возможность получить эскизы графиков различных функций.
33-38 59
Аннотация
Цель. Актуализация диалектической методологии для её результативного применения учёными психолого-педагогического направления. Методы. В качестве основного метода авторами избран системный анализ диалектических принципов и подходов, форм правильного мышления и возможность их полноценного использования при проведении психолого-педагогических исследований. Результаты. Предложена концепция актуализации принципов и подходов социальной диалектики, диалектических и формально-логических законов, а также основных форм правильного мышления. Выводы. Сформулированные авторами диалектические принципы и подходы с учётом содержания диалектических и формально-логических законов, а также форм правильного мышления могут позитивно и существенно изменить содержание, глубину и системность проведения различными авторами психолого-педагогических исследований.
38-43 88
Аннотация
Цель исследования заключается в освещении вопроса важности роли организации и применения народных игр на уроках физкультуры в общеобразовательных школах Дагестана, что является одним из средств нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Методы. Анализ теоретической и педагогической литературы, метод наблюдения и экспериментальный метод. Результаты. Исследование показало, что использование традиционных игр народов Дагестана способствует развитию физических и нравственных качеств, повышению физической подготовленности и работоспособности подростков, устранению учебной перегрузки и укреплению их здоровья. Выводы. Народные игры богаты по своему содержанию и предназначены в своей совокупности для физического развития всех частей тела. Они также являются средством нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания. Особое место в физическом воспитании детей занимают подвижные игры, которые тесно связаны с укладом жизни, видами труда и культурными народными традициями.
43-48 63
Аннотация
Цель. Рассмотреть роль и возможности использования информационных технологий в процессе преподавания астрономии в педагогическом вузе. Методы. Теоретические: анализ литературы, изучение и обобщение педагогического опыта, моделирование. Результаты. На основе многолетнего опыта подготовлены рекомендации по использованию информационно-коммуникационной технологии в процессе преподавания астрономии при подготовке бакалавра физики. Выводы . Использование информационно-коммуникационной технологии способствует более глубокому усвоению астрономии, совершенствует методику ее преподавания, усиливает познавательный и профессиональный интерес студентов, развивает наглядно-образное мышление.
48-53 56
Аннотация
Цель. Составление алгоритма действий и выбор методического обеспечения для эффективного формирования исследуемой культуры в процессе культурно-просветительской деятельности учащихся старших классов. Методы. Синтез традиционных методов воспитания (убеждение, внушение, стимулирование, развитие инициативы, уверенности, коррекция поведения) и современных форм молодежной субкультуры (массовая, экранная, сетевая культуры электронных средств массовой информации, информационная культура в целом и др.). Результаты. Апробация предложенной педагогической технологии в школах г. Грозный способствовала формированию коммуникативной толерантности городских старшеклассников, также успешному формированию этнокультурной компетентности субъектов образования. Выводы. В данном контексте роль культурно-просветительской деятельности становится приоритетной как ведущей формы жизнедеятельности молодежи, располагающей потенциальными возможностями изменить систему взглядов на проблему формирования толерантного сознания.
54-59 51
Аннотация
Цель. Определить способы приобщения младших школьников к чтению книг. Методы. Анализ научной и научно-методической литературы, апробация образовательной концепции, обобщение опыта. Результаты. В данной статье рассмотрены способы и средства формирования у младших школьников интереса к чтению книг, методы и приемы педагогического руководства этой работой с целеустановкой на реализацию обучающего и воспитательного потенциала произведений художественной литературы. Выводы. Исследователи пришли к выводу, что в классе важно держать детские книги, нацеленные на приобщение ребенка к определенной дополнительной обучающей, воспитывающей и развивающей деятельности. А для оптимального использования художественного текста необходимо добиваться самостоятельности его чтения учащимися, осуществление которой происходит поэтапно.
59-64 63
Аннотация
Цель. Раскрыть сущность понятия «системно-деятельностный подход», рассмотреть структурную организацию урока, проводимого в русле данного подхода. Методы. Теоретический, сопоставительный, социолого-педагогический. Результаты. В связи с оптимизацией деятельности системы образования разрабатываются критерии и средства контроля, позволяющие осуществлять анализ качества результатов обучения, в числе которых следует указать проектную деятельность . В исследовании анализируется алгоритм проектной деятельности как средства поэтапного формирования мыслительных операций школьников. Выводы. Авторы делают вывод о высокой продуктивности реализации в образовательном процессе системно-деятельностного подхода.
65-69 88
Аннотация
Цель. Описание влияния игровых занятий, разработанных с учетом регионального компонента, на формирование экологического сознания детей дошкольного возраста. Методы. Анализ педагогической и научной литературы, апробация образовательной концепции, анализ эксперимента. Результаты. Описаны этапы эксперимента, направленные на формирование элементов экологического сознания. Определена роль игр в этом процессе. Выводы. Для эффективного формирования экологического сознания у детей дошкольного возраста, в зависимости от территории на которой они живут, необходимо применять игры, где методика предполагает региональный аспект.
69-74 102
Аннотация
Цель. Провести анализ некоторых аспектов современного образовательного процесса в консонансном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодёжи. Методы. В качестве основного метода авторами избраны диалектические принципы и подходы, а также основные формы правильного мышления. Результаты. Предложена концепция обеспечения синкретичного единства современного образовательного процесса с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием современной молодежи. Выводы. Сформулированные авторами обобщающие выводы и предложения могут оптимизировать современный образовательный процесс в гармоничном единстве с патриотическим и военно-патриотическим воспитанием.
74-78 73
Аннотация
Цель. Доказать целесообразность использования заданий творческого характера как одного из средств формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках математики в начальных классах. Методы. Анализ методической и психолого-педагогической литературы, апробация нового подхода к решению проблемы, обобщение опыта работы передовых учителей начальных классов. Результаты. На конкретном примере описано использование нового подхода к решению заданий творческого характера как средство формирования у младших школьников логических универсальных учебных действий. Вывод. Анализ литературы, обобщение опыта работы и результаты опытно-педагогической работы позволили авторам статьи рассмотреть новый подход по использованию заданий творческого характера на уроках математики в начальных классах, как средство обеспечивающее развитие у младших школьников логических универсальных учебных действий.
79-82 57
Аннотация
Цель. Обосновать и экспериментально доказать роль физической культуры и здоровья в обеспечении профессиональной подготовки будущих специалистов. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, анкетирование, метод антропометрии. Результаты. Авторы разработали систему последовательного приобщения студентов - первокурсников к занятиям физической культурой и спортом. Необходимость использования новых подходов к занятиям физической культурой и элементарным массовым спортом актуально. Необходимо, выстроить систему физического воспитания студентов с учётом их будущей профессиональной подготовки. Выводы. Качество профессиональной подготовки обеспечивает адекватное использование средств физической культуры, начало которой закладывается на первом курсе обучения в вузе и создает условия для полноценного здоровья.
83-90 104
Аннотация
Цель: выявление, изучение, описание и классификация синтаксических ошибок в русской речи учащихся-дагестанцев и установление причин их возникновения (по материалам Основного государственного экзамена по русскому языку). Методы. Теоретический, сопоставительный, социолого-педагогический. Результаты. Определено: употребление учащимися правильно построенных простых предложений не достигло нужной степени автоматизма, в речи учащихся достаточно часто встречаются синтаксические ошибки. Установлены типичные ошибки, которые допускаются учащимися, и причины возникновения ошибок. Выводы. Анализ ошибок учащихся в грамматическом оформлении простого предложения на русском языке поможет определить систему отбора и подачи материала, приёмов работы, направленных на предупреждение и устранение ошибок.
91-96 81
Аннотация
Цель. Раскрытие проблемы формирования здорового образа жизни учащихся в современных условиях искажения и недооценки традиционных нравственных категорий, выявление исторически апробированных средств, форм и методов формировании здорового образа народной материнской школы воспитания. Методы. Анализ психолого-педагогической, историко-этнографической, культурологической, устной народной, художественно-публицистической литературы, письменных источников, данных полевого материала, систематизация и обобщение народного опыта. Результаты. Определены средства, формы и методы народной материнской школы воспитания, направленные на обеспечение здоровья детей. Выводы. Обращение к исторически апробированным прогрессивным средствам, формам и методам материнской школы воспитания позволит значительно оптимизировать здоровый образ жизни человека.
97-102 75
Аннотация
Цель. Раскрыть понятие «алгоритмическая культура, выделить основные этапы ее формирования и на их основе конкретизировать методику ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного вычитания чисел с переходом через разряд. Методы. Анализ методической и психолого-педагогической литературы, апробация выдвигаемой концепции, изучение и обобщение опыта работы учителей начальных классов. Результаты. Описаны пути усовершенствования методики ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного вычитания чисел с переходом через разряд, определены задачи развития и роль алгоритмической культуры в этом процессе. Выводы. Проведенная экспериментальная работа по формированию у младших школьников алгоритмической культуры позволило авторам конкретизировать методику ознакомления младших школьников с алгоритмом письменного вычитания чисел с переходом через разряд.
102-107 75
Аннотация
Цель. Раскрыть особенности применения интерактивных форм обучения на уроках иностранного языка, проанализировать их роль в формировании коммуникативной компетенции старшеклассников. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты. В ходе проведенного нами исследования доказана эффективность представленных нами интерактивных форм обучения в формировании коммуникативной компетенции старшеклассников. Автором даны практические рекомендации для учителей иностранного языка общеобразовательных школ по применению интерактивных форм обучения на уроках английского языка. Выводы. Дискуссия способствует формированию умений в четырех основных видах речевой деятельности: аудировании, говорении, чтении, письме, что в свою очередь ведет к формированию коммуникативной компетенции.
108-111 73
Аннотация
Цель. Раскрыть роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка в процессе развития его личности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение опыта воспитания в советской школе, апробация концепции патриотического воспитания. Результаты. Раскрыта роль патриотического воспитания в формировании позитивного имиджа подростка. Выводы. Обращение к опыту патриотического воспитания в советской школе позволило определить его роль в формировании позитивного имиджа подростка.
111-116 59
Аннотация
Цель. Разработать эффективную методику развития быстроты движений у девочек 10-12 лет, не занимающихся спортом. Методы. Эксперимент, наблюдение, сравнение, обобщение. Результаты. Определено оптимальное количество повторений скоростной нагрузки и интервалов отдыха между ними и доказана их эффективность в процессе педагогических и физиологических экспериментов. Выводы. Выполнение скоростной нагрузки в установленных параметрах приводит к росту скорости бега, является оптимальным для функциональной деятельности сердечно-сосудистой, не вызывает отрицательной реакции сердца на данную нагрузку, что характеризует величину нагрузки как допустимую.
116-121 110
Аннотация
Цель. Изучить способы реализации здорового образа жизни (ЗОЖ). Метод. Анализ психолого-педагогической литературы. Результаты. Определены критерии и основные правила ведения здорового образа жизни. Выводы. ЗОЖ - это не только отступление от вредных привычек, но и активное творение здоровья. Здоровье человека по данным Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) на 60 % зависит от образа жизни. Это и режим труда и отдыха, система питания, различные закаливающие и развивающие упражнения; система отношений к себе, к другому человеку, к жизни в целом. Главное в здоровом образе жизни - это активное творение здоровья, включая все его компоненты.
121-126 66
Аннотация
Цель. Рассмотрение проблемы восприятия художественного произведения в младших классах в национальной школе и раскрытие этапов работы над художественным произведением на уроках чтения. Методы. Педагогическое наблюдение, исследовательская беседа, педагогический эксперимент, анализ текста. Результаты. Описаны этапы работы над художественным произведением на уроке и выявлена положительная динамика в усвоении учащимися программного материала. Выводы. Анализ текста содействует формированию способностей к образному анализу, обогащению словарного запаса и оказывает влияние на развитие памяти и речи учащихся.
126-131 51
Аннотация
Цель. На основе методологических принципов комплексного подхода выявить логическую схему познавательной деятельности для структурирования и построения классов элементарных функций на уровне профессионального образования. Методы. Методы анализа, взаимно обратных отображений, аналогии и метод единства противоположностей. Результаты. Предложена новая методика построения классов элементарных функций на основе метода единства дифференциального и интегрального, позволяющая наиболее эффективно применить свойства элементарных функций для построения математических моделей и решения задач прикладного характера. Выводы. Комплексная модель обучения математике дает возможность оптимального выбора содержания математического образования с учетом психолого-педагогических особенностей субъектов познавательной деятельности и упрощения логических схем восприятия сложных математических понятий в зависимости от уровня обучения математике.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

132-137 55
Аннотация
Цель. Рассмотреть средства выражения видов связи самостоятельных предложений в составе текста, а конкретно цепной связи и ее видов. Методы. Теоретический, сопоставительный, социолого-педагогический. Результаты. Проанализированы сочинения-рассуждения выпускников школ, выявлены ошибки в построении текста, сделан вывод о необходимости целенаправленной работы над средствами связи предложений в составе текста. Выводы. Для формирования у школьников коммуникативной и речевой компетенции следует организовать с ними работу по наблюдению над структурно-семантической организацией текста, над средствами связи между предложениями с целью повысить выразительность речи учащихся, избежать однообразия речи и повторов.
137-142 49
Аннотация
Цель. Рассмотреть особенности формирования грамотного произношения и письма у первоклассников, разработать системы формирования орфоэпических и орфографических умений и навыков с использованием информационных технологий. Метод. Анализ причин трудностей в произношении и правописании авароязычных учащихся. Результаты. Предложены экспериментально проверенные упражнения, даны методические рекомендации по формированию навыков правильного произношения и грамотного письма. Выводы. Предлагаемые методы и приёмы по преодолению ошибок в произношении и правописании могут быть использованы при обучении авароязычных первоклассников нормам орфоэпии и орфографии русского языка.
143-148 76
Аннотация
Цель. Высмеивание общественных взаимоотношений народа России начала XX века. Метод. Анализ рассказов M. М. Зощенко «Монтер» и «Аристократка», в которых наиболее ярко выражены комические особенности произведений писателя. Результаты. Учителю необходимо определить объем и характер знаний (историко-, культурно- и теоретико-литературных), которые будут даны учащимся, умения и навыки, формируемые на уроке. Выводы. Эпизод как важная грань композиции, имеющая большое значение для осмысления содержания рассказа, помогает понять его основную проблематику и выявить комические особенности произведений писателя.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)