Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Лингвостилистический анализ поэтического текста в практике вузовского преподавания

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-11-18

Аннотация

Цель статьи – провести комплексный лингвостилистический анализ одного из стихотворений К.Н. Подревского в аспекте обучения студентов филологических факультетов. Статья посвящена творчеству до сих пор никем не исследованного российского поэта, композитора, музыканта и переводчика начала XX века, автора стихов к известному во многих странах мира романсу «Дорогой длинною» (композитор – Борис Фомин) – Константина Николаевича Подревского. Его творчество вобрало в себя время, своеобразно отразив его и, в свою очередь, оказало воздействие на умы и настроения миллионов людей, как в России, так и за рубежом. Методы. Анализ художественного текста, интерпретация научных данных, сравнение лингвистических явлений. Результат. В работе впервые представлена ритмическая характеристика стихотворения «Медовый, аметистовый», дан анализ средств художественной выразительности, определена архаическая форма высказывания (субъектный синкретизм), выявлены отношения автора и лирического героя в аспекте обучения студентов филологических факультетов. Вывод. Следует отметить, что поэтические тексты К.Н. Подревского – это драматизированные сцены и миниатюры. Специфическая манера его общения с читателями и слушателями – доверительно-исповедальная. Эта близость создаётся особыми выразительными средствами.

Об авторах

Г. Н. Алиева
Дагестанский государственный технический университет
Россия

Алиева Гюльнара Низамовна – доктор филологических наук, профессор, заведующий кафедрой русского языка ДГТУ.

Махачкала



О. В. Курбанова
Дагестанский государственный технический университет
Россия

Курбанова Ольга Владимировна - кандидат филологических наук, доцент, кафедра русского языка, ДГТУ.

Махачкала



Список литературы

1. Белая Г. А. Он не хотел жить с головой, повернутой назад. «Булат Окуджава. Специальный выпуск». М., 1997. С. 15.

2. Бройтман С. Н. Русская лирика ХIХ – нач. XX в. В свете исторической поэтики (субъектно-образная структура). М., 1997.

3. Бройтман С. Н. Историческая поэтика. М., 2001.

4. Байко С. В. За каплями Датского короля. Пути исканий Булата Окуджавы // Вопросы литературы, сентябрь-октябрь, 1998. С. 3-31.

5. Бройтман С. Н. Поэтика русской классической и неклассической лирики. М., 2008.

6. Курбанова О. В. Поэтическая концептосфера лирики М. Волошина: дисс… канд. филол. наук. Махачкала, 2009.

7. Лотман Ю. М. Анализ поэтического текста: структура стиха: пособие для студентов. Л.: Просвещение, 1972.

8. Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Л.: Наука, 1974. С. 289.

9. Художественный текст и литературный жанр. Межвузовский научно-тематический сборник. Махачкала: ДГУ, 1980. 144 с.


Рецензия

Для цитирования:


Алиева Г.Н., Курбанова О.В. Лингвостилистический анализ поэтического текста в практике вузовского преподавания. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(1):11-18. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-11-18

For citation:


Aliyeva G.N., Kurbanova O.V. Linguistic and Stylistic Analysis of the Poetic Text in the Practice of University Teaching. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(1):11-18. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-1-11-18

Просмотров: 40


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)