Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск
Том 11, № 2 (2017)
Скачать выпуск PDF

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

5-11 74
Аннотация
Цель. Изучить, проанализировать взаимосвязь психологических особенностей личности с уровнем личностно-профессиональных притязаний. Методы. Анализ психологической литературы, синтез, обобщение, тестирование. Результаты. Выявлено, что уровень личностно-профессиональных притязаний на статистически значимом уровне сочетается с различными психологическими характеристиками и индивидуально-психологическими особенностями (пол, профессиональный потенциал, время поиска работы, доминантность, идентичность в сфере внутреннего мира, социально-психологическая адаптация, самопринятие, самооценка, мотивация достижения и избегания неудач) клиентов кадровых агентств. Вывод. Представленное исследование позволит повысить эффективность выявления индивидуальных особенностей личностно-профессиональных притязаний и проводить их экспресс-диагностику для совершенствования процедуры поиска востребованного места работы.
11-15 61
Аннотация
Цель данного исследования – выявление особенностей личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста, а именно – их самооценки. Методы. Для определения ведущей руки детей применялся тест Вильдавского. Для выявления особенностей самооценки использовалась методика Г. А. Урунтаевой и Ю. А. Афонькиной и методика опосредованного изучения самооценки Ю. Е. Алешиной. Результаты. Экспериментальное исследование показало: низкий уровень самооценки в группе левшей старшего дошкольного возраста встречается в три раза чаще, чем в группе правшей, что проявляется в большей критичности при оценке своих качеств, приписывании себе меньшего числа положительных характеристик, более осознанном оценивании себя. Вывод. Существуют особенности личностной сферы детей-левшей старшего дошкольного возраста, которые проявляются как в уровне их самооценки, так и в самом ее содержании.
15-21 102
Аннотация
Цель. Определить на основе результатов эмпирического исследования общность и различия в структуре индивидуальных ценностей дагестанских юношей и девушек. Метод. Методика диагностики индивидуальной структуры ценностных ориентаций личности С. С. Бубновой (попарное сравнение 11 обобщенных ценностей). Результаты. Между юношами и девушками обнаружены различия в значимости таких ценностей, как материальное благосостояние, высокий социальный статус, признание и уважение людей, высокая социальная активность (они более значимы для юношей) и любовь (значимее для девушек). Более высокий ранг для юношей имеют ценности – признание и уважение людей, общение, познание и высокая социальная активность, для девушек – любовь и приятное времяпрепровождение. Выводы. Различия в ценностных предпочтениях между юношами и девушками отражают ролевые ожидания в отношении к ним, существующие в данной культуре. Мужчины проявляют больше стремления к социальному признанию, женщины – готовность к любви и заботе о ближнем.
22-26 69
Аннотация
Целью исследования является изучение гендерных различий в оценке значимости жизненных целей у юношей и девушек, проживающих в Дагестане. Методы. Анализ психологической литературы, синтез, обобщение – теоретические методы; тестирование, опрос, качественный анализ результатов исследования – практические методы исследования. Результат. Выявлены значимые различия между группами юношей и девушек в оценке некоторых жизненных целей. Выводы. Для юношей в большей степени, чем для девушек важны такие жизненные цели, как реализация своих способностей, обретение чувства гармонии с природой, иметь много свободного времени, быть свободным в решениях, войти в историю, отомстить всем своим врагам и заниматься спортом; для девушек в будущем более важно заниматься творчеством, быть очень богатыми, не испытывать лишений и иметь хорошую семью.
26-31 65
Аннотация

Цель. Соотнести характеристики культуры Северного Кавказа с психологическими измерениями культуры Г. Триандиса, Г. Хофстеде, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Н. М. Лебедевой.

Метод. Анализ этнографических, социально-философских и социально-психологических исследований.

Результаты. Показано, что авторы, обращаясь к культуре Северного Кавказа, в соответствии со своими исследовательскими интересами дают описание самых разных культурных феноменов, систематизация которых является актуальной научной проблемой. Многочисленные характеристики культуры Северного Кавказа, содержащиеся в этнографических и культурно-антропологических исследованиях, соотнесены с психологическими измерениями культуры Г. Триандиса, Г. Хофстеде, Р. Инглхарта, Ш. Шварца, Н. М. Лебедевой.

Выводы. Одним из серьезных препятствий для целостного представления системы ценностей культуры Северного Кавказа является отсутствие единого подхода к их систематизации и большие различия в авторских интерпретациях понятия «ценности культуры». В этой связи особую актуальность приобретают эмпирические исследования ценностей культуры, выполненные по единой методологии.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

32-37 82
Аннотация
Цель. Выявить особенности и раскрыть сущность интегрированного обучения младших школьников в условиях начальных малокомплектных школ, где сама специфика организации учебного процесса диктует необходимость проведения интегрированных уроков. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, опытно-экспериментальная работа по организации интегрированного обучения в начальных малокомплектных школах. Результат. На основании результатов внедрения элементов интегрированного обучения в начальных малокомплектных школах обоснована целесообразность интеграции близких по содержанию учебных предметов на одном уроке. Вывод. Анализ психолого-педагогической литературы, проведенная опытно-экспериментальная работа позволили авторам статьи выявить особенности и обосновать целесообразность внедрения элементов интегрированного обучения младших школьников в условиях объединения классов в комплекты.
37-42 81
Аннотация

Цель. Рассмотреть проблемы самоопределения студенческой молодежи, его сущность и способы развития.

Методы. Анализ научной литературы, опросные методы: беседа, включенное наблюдение экспертов в процессе общения с респондентами, анкетирование, формализованное интервьюирование со студентами психолого-педагогического направления Института социально-гуманитарных технологий Московского государственного университета технологий и управления имени. К. Г. Разумовского (ПКУ) и студентами педагогического факультета Карагандинского государственного университета им. академика Е. А. Букетова.

Результаты. Большинство студентов (41 %) отметили, что знают свои интересы, способности, однако не представляют, как ими воспользоваться, 22 % студентов хотели бы получить помощь у специалистов в определении своих возможностей и их реализации. Среди качеств, которые должны характеризовать выпускника вуза, большинство студентов в первую очередь называют профессионализм (78,9 %), интеллектуальные качества (67 %), а также всестороннее развитие личности (69,3 %).

Выводы. В профессиональном образовании необходимо особое внимание уделить самоактулизации личности студента. Результаты нашего исследования показывают, что студенты к числу важнейших качеств, которыми, на их взгляд, должен обладать молодой специалист, относят уверенность в себе, умение общаться с людьми, отзывчивость, самостоятельность, инициативность, предприимчивость и другие.

43-47 75
Аннотация
Целью данного исследования являлось представление философско-акмеологического подхода к определению мировоззренческих и методологических приоритетов развития современного высшего образования. Методы. Анализ научной литературы, анализ и интерпретация эмпирических данных, наблюдение. Результат. В рамках сотрудничества и ежегодно проводимого круглого стола, решение такой важной задачи, в центре которой оказывается социальная потребность в подготовке социально ответственных профессионалов своего дела, показывает необходимость использования эпистемологического и аксиологического потенциала акмеологии в образовании. Вывод. Под активизацией человеческого фактора следует понимать не только движение к отдельному индивиду через предоставление ему условий, выработку стимулов, формирование мотивов деятельности, но и становление индивида как личности, освобождение «внутреннего человека».
47-52 77
Аннотация

Цель исследования – обосновать возможность использования интерактивных методов обучения при изучении биологических дисциплин для самореализации старшеклассников.

Методы. Анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, интернет-источников, связанных с предметом исследования и теоретико-методологический анализ изучаемой проблемы.

Результаты. При привлечении учеников в процесс интерактивных методов обучения на уроках биологии необходимо учитывать следующие значимые условия: подборка заданий, проблем, личностно-значимых для учащихся; создание личностно-деятельностных ситуаций; использование интерактивных методов от простых к сложным и т. д.

Выводы. В процессе исследования были установлены методы, способствующие формированию интерактивных навыков у обучающихся. Это умение оценивать свои способности, опыт совместного решения проблемы; способность совместно решать проблему и анализировать ситуацию; способность самостоятельно обнаружить информацию; способность рефлексивно оценивать итог своей деятельности на основе поставленных целей; способность устанавливать индивидуальные отношения к взаимодействию и др.

53-62 49
Аннотация

Целью исследования является разработка автономной системы мониторинга знаний по физике в виде многофункциональных тестов разного уровня.

Методы. В данной статье рассмотрена и проанализирована практика использования тестов на уроках физики с выводом рейтинга. Использованы компьютерные технологии тестирования результатов учебного процесса. Тесты составлены для мониторинга знаний по физике без ограничений в использовании наглядности вопроса, т. е. непосредственно в вопросы были включены иллюстрации, схемы экспериментов, таблицы величин и основные физические формулы.

Результаты. Тестирование проводится на компьютерах с использованием составленных программных тестовых модулей разного уровня, а урок организуется в виде соревнования, в конце которого выводится рейтинг по результатам тестирования.

Выводы. В работе предложены и внедрены элементы программных модулей по физике. Тестирование проводилось с периодичностью раз в 5-6 уроков и имеет закрепительный характер. Тестовые модули дают хорошую накопляемость оценок, особенно в старших классах, и наглядный результат проделанной работы в виде процента успеваемости, качества знаний, степени обученности. Рейтинговая игра способствует повышению интереса к предмету даже у слабых учеников. Установлено, что внедрение инновационной технологии многоуровневого тестирования привело к активизации интереса учащихся к предмету, повлияло на качество восприятия учебного материала и его усвоение.

62-68 69
Аннотация

Целью статьи является изучение процесса формирования профессиональных знаний, умений и навыков в условиях сельскохозяйственного трудового воспитания, как необходимого аспекта профессионального становления.

Метод. Анализ методической и психолого-педагогической литературы. Результаты. Рассмотрены подходы решения данной проблемы в условиях средней общей образовательной школы сельской местности. Определены необходимые условия профессионального становления учащихся в процессе обучения и приобщения к сельскохозяйственному труду.

Выводы. Анализ литературы и обобщение результатов трудового воспитания в сельской средней общеобразовательной школе позволили авторам выявить подходы решения проблем профессионального становления учащихся. В данной статье обращается внимание на проблемы профессионального становления учащихся в динамично меняющихся социально-экономических условиях сельской местности. Рассмотрены внутренние и внешние факторы, обуславливающие значимость профессионального становления. В статье отмечается, что трудовое воспитание является неотъемлемой функцией развития общества и учебно-воспитательного процесса в средней общей образовательной школе. Раннее вовлечение учащихся в целенаправленно организованный, дифференцированный, посильный труд выполняет образовательную, воспитательную, обучающую функции учебно-воспитательного процесса.

69-72 73
Аннотация
Цель. Рассмотреть состояние и развитие профессионального образования в рамках профессиональных образовательных учреждений, обеспечивающих преемственность и личностную ориентированность в процессе подготовки к профессиональной деятельности. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, обобщение, сравнение. Результаты. Выделен ряд проблем, связанных с отставанием содержания программ подготовки от возрастающих потребностей экономики в квалифицированных специалистах. Отмечаются условия, необходимые для развития в сфере профессионального образования. Особое внимание уделяется современным методам и технологиям обучения. Вывод. Содержание программ профобразования и в частности дополнительного должно опираться на развитие системы взаимодействия вузов с образовательными организациями, развивающими совместно с предприятиями высокотехнологичные производства.
73-78 86
Аннотация
Цель. Выявить приоритеты, ценностные ориентиры, методологические основы общероссийского патриотизма, проанализировать реальную ситуацию в практике патриотического воспитания. Методы. Анализ психолого-педагогической литературы, наблюдение. Результаты. На основе имеющейся правовой базы раскрыты ключевые направления политики России в сфере национального образования; выявлены усилия, принятые меры и результаты руководства страны в разработке политики в сфере национального образования и их влияние на выработку национальной идеи и на патриотическое воспитание молодежи. Выводы. В нашей стране особую значимость приобретает проблема сплочения народов федеративного государства на основе демократических начал, вековых традиций народов России, ценностей, ориентиров, исходящих от национальной идеи – патриотизма, а также содержания национального образования.
78-82 61
Аннотация

Целью данной статьи является изучение особенностей и определение принципов работы преподавателя при дистанционной форме обучения.

Метод. Анализ требований к преподавателю в новых условиях обучения и его работы при дистанционном обучении.

Результаты. В статье отмечается, что при дистанционном обучении, прежде всего, необходимы учет взаимосвязи между дидактическими задачами и свойствами информационных технологий, гибко организованный курс, способный удовлетворить разнообразные потребности обучающихся. Основу дистанционного обучения составляет интерактивное взаимодействие со студентами, призванное развивать их самостоятельность, критическое мышление. Изучение особенностей работы преподавателя при дистанционной форме обучения показало, что, при любом педагогическом процессе, сама сущность педагога остается неизменной, и одной из особенностей его работы представляется личностно-ориентированный подход, который сегодня призван быть основой любого высшего образования, вне зависимости от того, в какой форме оно осуществляется.

Выводы. Работа преподавателя при дистанционной форме обучения имеет много особенностей, формируются совершенно другие, специфические особенности поведенческой модели преподавателя. Дистанционное обучение требует от преподавателя особенно тщательной подготовки к занятию, умения владеть виртуальной аудиторией и навыков интерактивного общения с разными категориями слушателей.

83-88 97
Аннотация

Целью данного исследования являлось определение проблем развития технологического образования в современной России.

Методы. В исследовании использовалась систематическая вероятностная выборка. Из 824 человек участников эксперимента в двух российских регионах (Московская область и г. Москва) было выбрано 163 человека для интервьюирования. При однородной генеральной совокупности вероятностная систематическая выборка дала равную возможность каждому участнику стать респондентом. Использовались следующие методы сбора информации: формализованное интервью по вопроснику (163 чел.), включенное наблюдение экспертов в процессе общения с респондентами (22 чел.).

Результаты. Современные технологии и материалы далеко опередили существующее содержание обучения школьников (школьники – 54 %, родители – 58 %, педагоги общеобразовательных школ – 25 %, работодатели – 64 %); недостаточный уровень технологической подготовки и культуры школьников, отражающийся на эффективности их профессиональной подготовки в колледжах, вузах (школьники – нет ответов, родители – 32 %, педагоги общеобразовательных школ – 14 %, работодатели – 58 %).

Выводы. В условиях технологического образования необходимо особое внимание уделить следующим ключевым навыкам работы с информацией: формирование рефлексивного мировоззрения, понимающего изменчивую природу информации и остающегося открытым к новым данным; анализ роли новых социокультурных идей в интерпретации информации и распространении знания; готовность работать с противоречивой информацией, развитие культуры аргументации и дискутирования в целях достижения согласия.

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

89-93 60
Аннотация
Цель. Совершенствование подготовки будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности методами программированного обучения. Методы. Наблюдение, педагогический эксперимент, методы математической статистики. Результаты. В ходе исследования выявлены объективные и субъективные причины недостаточной эффективности обучающих программ спортивного мастерства по волейболу будущих учителей физической культуры и безопасности жизнедеятельности. Вывод. Проведенный педагогический эксперимент показал эффективность подготовки студентов факультета физической культуры и безопасности жизнедеятельности, специализирующихся в волейболе.
93-101 93
Аннотация
Цель. Показать, как можно усилить коммуникативную направленность обучения русскому языку путем использования на уроке принципа интеграции. Методы. Теоретический, социолого-педагогический. Результат. Рассмотрены виды и приемы работы на интегрированном уроке развития речи. Вывод. Предлагаемые виды и формы работы способствуют развитию коммуникативной компетенции учащихся, повышению интереса учащихся к обучению, развитию их творческой самостоятельности.
102-107 80
Аннотация
Цель. Выявить потенциал дидактического коммуникативного воздействия (ДКВ) учителя английского языка для формирования межкультурной компетенции учащихся. Методы. Анализ научной литературы, анализ и интерпретация эмпирических данных, наблюдение. Результаты. Выявлена специфика реализации организующей функции ДКВ учителя английского языка в социокультурном аспекте. Выводы. ДКВ учителя представляет для учащихся образец речевого поведения носителя языка. При отборе речевых средств ДКВ необходимо учитывать особенности англо культуры. Значительные различия в выражении просьбы в русской и английской культуре обуславливает особую роль организующей функции ДКВ.
107-113 58
Аннотация

Цель. Рассмотреть методы и приемы работы по формированию познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) общего образования.

Методы. Теоретический, социолого-педагогический.

Результаты. Проанализированы условия формирования у учащихся познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий (УУД) при изучении русского словообразования, выявлены трудности в определении морфемного состава слова и отношений производности, что влечет за собой неправильное понимание значения производных слов и, как следствие, неверное употребление их в контексте. В статье также предлагается работа над словообразовательными типами (СТ), позволяющая выявить лексические и грамматические значения слов, находящихся в отношении производности; над окказионализмами для активизации познавательной деятельности учащихся и формирования коммуникативных УУД при изучении состава слова и словообразования.

Вывод. Для формирования у школьников познавательных и коммуникативных универсальных учебных действий при изучении процессов русского словообразования предлагается работа над словообразовательными типами (СТ), над окказионализмами, индивидуально-авторскими образованиями, основанными на лексической взаимозависимости производных и производящих основ, на значимости морфем.

114-120 103
Аннотация
Цель. Обоснование системы работы по обучению русскому языку, связанной с формированием и развитием двуязычия у дагестанских детей-дошкольников, которые владеют родным языком, а русский язык осваивают в детском саду в процессе обучения русскому как неродному. Методы. Теоретический, сопоставительный, социолого-педагогический. Результаты. Обоснована методика обучения русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия. Выводы. Предлагаемая система работы направлена на комплексное овладение дошкольниками видами речевой деятельности (слушанием, говорением) на русском языке в условиях билингвизма и содействует решению воспитательных задач.

ПРАВИЛА ДЛЯ АВТОРОВ



Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)