Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-26-31

Аннотация

Цель исследования – выявить особенности формирования навыков коммуникации у детей с бисенсорными нарушениями, разработать перспективный план работы по формированию коммуникативных навыков с использованием верботонального метода у данной категории детей.

Методы исследования: анализ психолого-педагогической литературы, медицинской и педагогической документации, сбор анамнестических данных, стандартизированное наблюдение, количественный и качественный анализ полученных данных.

Результат. В ходе экспериментального исследования у младших школьников, имеющих бисенсорные нарушения, были выявлены особенности коммуникационной сферы, негативно влияющие на процесс социализации.

Вывод. Результаты проведенного исследования позволяют наметить направления дальнейшего изучения данной проблемы и обозначить пути коррекционного воздействия на коммуникативную сферу детей с нарушениями слуха и зрения.

Об авторах

Е. А. Овчинникова
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия
Овчинникова Елена Анатольевна, бакалавр, кафедра ДКП, ИПО


И. А. Нигматуллина
Казанский (Приволжский) федеральный университет
Россия
Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дефектологии и клинической психологии (ДКП), Институт психологии и образования (ИПО)


Список литературы

1. Ахметзянова А. И., Нигматуллина И. А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Гуманитарные науки. 2017. № 2(38). С. 105-114.

2. Жигорева М. В. Изучение симптоматики речевых нарушений у слепоглухих детей. Дис. …канд. пед. наук. М., 1993. 176 с.

3. Козырева В. П. Формирование коммуникативной активности у детей с множественными нарушениями в процессе коррекционной работы. Дис. … канд. пед. наук. М., 2011. 183 с.

4. Лосева О. О. Давай поговорим! В картинках: аудиовизуальный курс по развитию обиходно-разговорной речи. М. : Изд-во НКЦО ФМБА, 2014. 20 с.

5. Речицкая Е. Г. Сурдопедагогика: учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2004. 655 с.

6. Руленкова Л. И. Как научить глухого ребёнка слушать и говорить на основе верботонального метода: пособие для педагога-дефектолога. М. : Парадигма, 2011. 191 с.

7. Туджанова К. И. Особенности формирования средств коммуникации у детей с комплексными сенсорными нарушениями (слепоглухих) // Актуальные проблемы социально-гуманитарных знаний. Сборник статей. М., 2015. C. 141-145.

8. Carrera A., Alonso A., Ramón de la Rosa, Evaristo Sensing J. A. Performance of a Vibrotactile Glove for Deaf-Blind People. Applied Sciences. 2017. Vol. 7(4). Pp. 317-326.

9. Dammeyer J. Deafblindness and dual sensory loss research: Current status and future directions. World Journal of Otorhinolaryngology. 2015. Vol. 5(2). Pp. 37-40.

10. Hart P. Using imitation with congenitally deafblind adults: establishing meaningful communication partnerships. Infant and Child Development. 2006. Vol. 15. Pp. 263-274.

11. Johnson N., Parker A. T. Effects of Wait Time When Communicating with Children Who Have Sensory and Additional Disabilities. Journal of visual impairment and blindness. 2013. Vol. 107(5). Pp. 363-374.

12. Martens M. A. W., Janssen M. J., Ruijssenaars W. A., Huisman M., Riksen-Walraven J. M. Fostering Emotion Expression and Affective Involvement with Communication Partners in People with Congenital Deafblindness and Intellectual Disabilities. Journal of applied Research and Intellectual Disabilities. 2017. Vol. 30(5). Pp. 872-884.


Рецензия

Для цитирования:


Овчинникова Е.А., Нигматуллина И.А. Формирование навыков коммуникации у младших школьников с бисенсорными нарушениями с использованием верботонального метода. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):26-31. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-26-31

For citation:


Ovchinnikova E.A., Nigmatullina I.A. Formation of Communication Skills of the Junior Schoolchildren with Bisensory Impairments Through the Verbotonal Method. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):26-31. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-26-31

Просмотров: 102


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)