Стратегия формирования речевого прогнозирования у школьников с бисенсорными нарушениями в процессе коммуникативного взаимодействия
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-21-26
Аннотация
Цель исследования заключается в изучении особенностей речевого прогнозирования в процессе коммуникативного взаимодействия школьников с бисенсорными нарушениями.
Методы. Aнализ отечественной и зарубежной литературы, медицинской документации и личных дел респондентов, эксперимент, в ходе которого проведено стандартизированное наблюдение за процессом коммуникативного взаимодействия школьников со сверстниками и учителями; беседа с педагогами.
Результат. Респонденты затрудняются в понимании информативной стороны коммуникации, не используют лицевую экспрессию в коммуникативном процессе, испытывают трудности в понимании вариативности исхода социально-значимых ситуаций и признании существования различных позиций участников общения, что приводит к трудностям речевого прогнозирования.
Вывод. С учетом выявленных особенностей разработаны стратегии формирования речевого прогнозирования в процессе коммуникативного взаимодействия в социально-значимых сферах.
Ключевые слова
Об авторах
И. А. НигматуллинаРоссия
Нигматуллина Ирина Александровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра дефектологии и клинической психологии, Институт психологии и образования
Казань
Д. А. Логинова
Россия
Логинова Дарья Андреевна, сурдопедагог
Казань
Список литературы
1. Ахметзянова А. И. Прогностическая компетентность младшего школьника с ограниченными возможностями здоровья: учебное пособие. Казань: Изд-во КУ, 2017. 46 с.
2. Ахметзянова А. И., Нигматуллина И. А. Речевая коммуникация в структуре прогностической компетентности младших школьников с тяжелыми нарушениями речи // Гуманитарные науки. 2017. № 2 (38). С. 105-114.
3. Менделевич В. Д. Психология девиантного поведения: учебное пособие. СПб. : Речь, 2005. 445 с.
4. Нигматуллина И. А., Яппарова Ф. Р. Современные аспекты изучения коммуникативной функции антиципационной состоятельности / Образование и личность: разнообразие зон развития // Сборник материалов Международной научно-практической конференции. Казань: Изд-во ЦСГО; Школа, 2017. С. 79-81.
5. Семаго Н. Я. Диагностический комплект психолога. Методика «Эмоциональные лица». Москва, Изд-во АПКиППРО, 2007. 17 с.
6. Черкасова Е. Л. Речевая коммуникация детей младшего школьного возраста: изучение, диагностика, развитие. М. : Национальный книжный центр, 2011. 192 с.
Рецензия
Для цитирования:
Нигматуллина И.А., Логинова Д.А. Стратегия формирования речевого прогнозирования у школьников с бисенсорными нарушениями в процессе коммуникативного взаимодействия. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):21-26. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-21-26
For citation:
Nigmatullina I.A., Loginova D.A. The Strategy of Formation the Speech Forecasting of the Schoolchildren with Bisensory Impairments in the Process of Communicative Interaction. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):21-26. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-21-26