Концептуальные основы развития процесса подготовки будущих учителей биологии на принципах устойчивого развития: обобщение международной практики
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-82-87
Аннотация
Цель. Целью исследования является обобщение международного опыта преподавания биологии на основании принципов устойчивого развития в части систематизации инструментов и методов совершенствования подготовки учителей биологии.
Методы. В качестве материалов исследования послужили результаты исследования международных исследователей в части преподавания биологии в развитых, развивающихся и менее развитых странах. В данной статье применяются общенаучные методы исследования – анализа, синтеза и сопоставления.
Результат. Автором обобщен международный опыт преподавания биологии на основании принципов устойчивого развития в части систематизации инструментов и методов совершенствования подготовки учителей биологии.
Вывод. Формирование экологического мышления в процессе преподавания биологии один из инструментов реализации принципов устойчивого развития в системе образования. При этом традиционные методы обучения не позволяют сформировать познавательную активность, достаточную для создания компетенций в области навыков сохранения окружающей среды, так как их развитие предполагает применение междисциплинарного подхода, а также развития таких навыков как участие в дискуссиях, реализация проектной деятельности и принятия решений. Поэтому необходимо использование активных методов обучения, позволяющих развить познавательную активность школьников. В настоящее время в международных исследованиях является нерешенным вопрос о необходимости учета в образовательном процессе специфики региональных экосистем, а также применения междисциплинарного подхода при объяснении сути экологических и социально-экономических проблем. В этих условиях повышается значимость совершенствование подготовки учителей биологии в части развития навыков применения инструментов и методов активного обучения и творческого подхода к разработке подходов к выбору методов обучения.
Ключевые слова
Об авторе
В. П. РазахановаРоссия
Разаханова Венера Пирмагомедовна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра биологии, экологии и методики преподавания, факультет биологии, географии и химии
Махачкала
Список литературы
1. Бабенко М. В., Бобылев С. Н., Бокарев А. А., Гимади В. И. Доклад о человеческом развитии в Российской Федерации. Цели устойчивого развития ООН и Россия: краткая версия / под ред. С. Н. Бобылева, Л. М. Григорьева [Электронный ресурс]. URL: http://ac.gov.ru/files/publication/a/14685.pdf (дата обращения: 15.09.2022).
2. Захаров В. М. Итоги конференции «Рио+20» // Итоги конференции «Рио+20»: новые возможности. Бюллетень «На пути к устойчивому развитию России. 2012. № 61. С. 4-6 [Электронный ресурс]. URL: http://doc.knigix.ru/22konferenciya/448427-2-61-2012-itogikonferenciirio-20-novie-vozmozhnosti-e-vmzaharov-rio-20-novie-i.php (дата обращения: 15.09.2022).
3. Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: монография. Петрозаводск: Международный центр научного партнерства «Новая Наука», 2022. 521 с.
4. Àlvarez-Garcia, O.; Sureda-Negre, J.; Comas-Forgas, R. Environmental education in preservice teacher training: A literature review of existing evidence. JTEFS 2015, 17, 72-85.
5. Asyari, M.; Al Muhdhar, M.H.I.; Ibrohim, S.H. Improving critical thinking skills through the integration of problem based learning and group investigation. Int. J. Lesson Learn. Stud. 2016, 5, 36-44.
6. Fien, J.; Maclean, R.; Park, M.G. Work, Learning and Sustainable Development: Opportunities and Challenges; Springer: Berlin, Germany, 2009.
7. UNESCO. Education for sustainable development. An expert review of processes and learning. 2011. Available at: http://unesdoc.unesco.org/images/0019/001914/191442e.pdf (accessed 15.09.2022).
8. Volet, S.; Vauras, M.; Khosa, D.; Iiskala, T. Metacognitive regulation in collaborative learning: Conceptual developments and methodological contextualizations. In Interpersonal Regulation of Learning and Motivation: Methodological Advances; Volet, S., Vauras, M., Eds.; Routledge: New York, NY, USA, 2013; pp. 67-101.
Рецензия
Для цитирования:
Разаханова В.П. Концептуальные основы развития процесса подготовки будущих учителей биологии на принципах устойчивого развития: обобщение международной практики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(4):82-87. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-82-87
For citation:
Razakhanova V.Р. Conceptual Foundations for the Development of the Training Process of Future Biology Teachers on the Sustainable Development Principles: Generalization of International Practice. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(4):82-87. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-82-87