Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Технологические аспекты профессиональной подготовки в рамках образования в интересах устойчивого развития

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-67-75

Аннотация

Целью исследования является теоретическое обоснование и разработка технологии поэтапного вхождения обучающихся в системе профессионального образования в будущую профессию, на основе идей образования в интересах устойчивого развития.

Методы. Логический, причинно-следственный, обобщения, нормативный, проектирования, прогнозирования, моделирования, системно-структурный и структурно-функциональный анализ, анализ внешнесредового воздействия.

Результат. Разработана технология поэтапного вхождения обучающихся в системе профессионального образования в будущую профессию (в рамках образования в интересах устойчивого развития) на основе интеграции формирования мотивационно-ценностного компонента личности с аналитической, проектной и практико-ориентированной деятельностью в единый комплекс, который представлен следующими этапами: 1) мотивационно-ценностный, основная задача которого – формирование положительной мотивации к будущей профессиональной деятельности; 2) вводно-социо-технико-экономико-экологический, его цель – приобретение знаний о профессии с трех основных позиций; 3) проектный, посвящен освоение метода проектов на примере поставленных проблем; 4) практико-ориентированный, основанный на двух формах практики: учебной и производственной; 5) культуролого-праксиологический.

Вывод. Авторами исследования в работах ученых не выявлена интеграция рассматриваемых видов педагогической деятельности в единой технологии. Рассматриваемая деятельность базируется на положениях системного подхода к комплексному решению эколого-социально-экономических задач. Она носит исследовательский характер, при ее реализации учитываются и выявляются определенные экологические, социальные и технико-экономические закономерности, используются достижения науки. Важной характеристикой является ее объективность на всех этапах: при сборе информации, формулировании выводов, разработке и реализации проекта, выработке рекомендаций. Поэтапная реализация представленной авторами исследования педагогической технологии позволяет сформировать у обучающегося интерес к будущей профессии, его ценностно-мотивационную сферу, создаст условия для осознанного освоения знаний, становления практических умений и навыков будущего профессионала, участвующего в построении устойчиво развивающегося общества.

Об авторах

Н. П. Несговорова
Курганский государственный университет
Россия

Несговорова Наталья Павловна, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой географии, фундаментальной экологии и природопользования

Курган



В. Г. Савельев
Курганский государственный университет
Россия

Савельев Василий Григорьевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра географии, фундаментальной экологии и природопользования

Курган



Г. Г. Недюрмагомедов
Новомугурухская СОШ Чародинского района (Уйташ); Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Недюрмагомедов Георгий Гаджимирзоевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики, Дагестанский государственный педагогический университет; учитель биологии и экологии, Новомугурухская СОШ Чародинского района

Махачкала, Уйташ



Список литературы

1. Басов В. М. Задачи по экологии и методика их решения. М.: Издательство ЛКИ. 2007. 160 с.

2. Емельянова И. Н., Теплякова О. А. Процедура построения практико-ориентированной модели подготовки выпускника университета // Образование и наука 2015. №8 (127). С. 20-33.

3. Лисицкая Л. Г. К вопросу о практико-ориентированном подходе в образовании // Семья и личность: проблемы взаимодействия. 2018. №10. С. 64-72.

4. Писарева О. М. Организационные аспекты проектирования систем поддержки прогнозно-аналитической деятельности в управлении развитием многоуровневой организационной системы // Управленческие науки в современном мире. 2016. № 2 (1). С. 265-270.

5. Тряпицына А. П. Профессиональная подготовка студентов – будущих педагогов к решению задач модернизации общего образования // Социальная педагогика в России. 2013. № 4. С. 49-56.

6. Хайруллина Э. Р., Иксанова А. С. Особенности аналитического обеспечения инновационной и образовательной деятельности в сфере технологического проектирования в вузе // Вестник Марийского государственного университета. 2018. № 12 (4 (32)). С. 88-93.

7. Cowley B., Heikura T., Ravaja, N. Learning loops – interactions between guided reflection and experience-based learning in a serious game activity. Journal of Computer Assisted Learning. 2013. No. 29 (4). Pp. 48-370.

8. DeFillippi R. J. Introduction: Project-based learning, reflective practices and learning. Management Learning. 2001. No. 32(1). Pp. 5-10.

9. Dmitrieva Y. A., Korobova S. Y., Kochkina D. V. Individual response to stressors and efficiency in project activities // Behavioral sciences. 2020. No. 10 (1). P. 10.

10. Garcia-Martin J., Perez-Martinez J. E. Method to Guide the Design of Project Based Learning Activities Based on Educational Theories. International Journal of Engineering Education. 2017. No. 33 (1). Pp. 984-999.

11. Krainiukov S., Spiridonova V. On how students of humanitarian and engineering specialties perceive their educational and professional activities: psycho-semantic analysis. Lecture Notes in Networks and Systems. 2020. No. 131. Pp. 856-863.

12. Nesgovorova N. P., Savelev V. G., Ivantsova G. V., Prokopieva M. Y., Fedorova T. A., Tebenkova E. A. Humanitarization of natural science education of elementary school children: challenges and opportunities. Journal of Environmental Treatment Techniques. 2019. No. 7 (Special Issue). Pp. 915-924.

13. Nordin M. S., Noordin M. K. Project-Based Learning (PjBL) Framework in Developing NonTechnical Skills for Engineering Students. Journal of Computational and Theoretical Nanoscience. 2018. No. 24 (6). Pp. 4515-4518.

14. Popova M. S. Project activities as a means of developing the creative activity of university students. Gaudeamus. 2017. No. 16. Pp. 101- 103.

15. Sherstobitova A. A., Glukhova L. V., Khozova E. V., Krayneva R. K. Integration of agile methodology and pmbok standards for educational activities at higher school, Smart Innovation. Systems and Technologies. 2020. No. 188. Pp. 339-349.


Рецензия

Для цитирования:


Несговорова Н.П., Савельев В.Г., Недюрмагомедов Г.Г. Технологические аспекты профессиональной подготовки в рамках образования в интересах устойчивого развития. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(4):67-75. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-67-75

For citation:


Nesgovorova N.P., Savelyev V.G., Nedyurmagomedov G.G. Technological Aspects of Professional Training in Education for Sustainable Development. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(4):67-75. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-67-75

Просмотров: 52


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)