Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Способы преодоления лексической интерференции у студентов-дагестанцев

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-42-46

Аннотация

Цель – определить способы преодоления обусловленных родными языками трудностей, с которыми сталкиваются студенты-дагестанцы при изучении лексики русского языка.

Методы. Изучение научно-методической литературы, наблюдение, обобщение опыта обучения русскому языку студентов-дагестанцев.

Результаты. Изучение русской лексики в дагестанской аудитории должно проводиться с учетом специфики родного языка обучающихся, что поможет им осознать особенности русского языка, при этом значительное место должны занимать дифференцирующие упражнения на основе межъязыкового противопоставления. Типичными упражнениями по лексике являются условный перевод, анализ семантики слов и словосочетаний в сопоставлении со словами и словосочетаниями родного языка, коммуникативные упражнения на использование усвоенных слов в речевой практике.

Выводы. Для предупреждения явной интерференции и постепенного перехода от упрощенного использования средств русского языка к свободному и гибкому владению ими обучающимся важно осознать специфику изучаемого и родного языков. Рассмотренные приемы работы содействуют предупреждению ошибок, обусловленных влиянием родного языка обучающихся. Наиболее существенными являются дифференцирующие упражнения, устраняющие недодифференциацию и сверхдифференциацию.

Об авторе

Г. М. Магомед-Касумов
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Магомед-Касумов Грозбек Магомедрасулович, кандидат педагогических наук, профессор, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе

Махачкала



Список литературы

1. Карлинский Е. А. Принципы исследования лексической интерференции // Зарубежное языкознание и литература. Алма-Ата, 1971. С. 62–70.

2. Красильщикова Л. И. К вопросу об устойчивости первоначальных связей в процессах памяти // Вопросы психологии. 1956. № 6. С. 65–82.

3. Магомед-Касумов Г. М. Обучение русской лексике учащихся-дагестанцев // Русский язык в дагестанской школе. 2000. № 1. С. 7–12.

4. Митрофанова О. Д. О методических и психологических требованиях к системе упражнений по русскому языку // Русский язык для студентов-иностранцев. Вып. 12. М.: Высшая школа, 1972. С. 5–14.

5. Формирование знаний и умений на основе поэтапного усвоения умственных действий / под ред. П. Я. Гальперина и Н. Ф. Талызиной. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1968. 135 с.

6. Шварц Л. М. Интерференция и упражнения // Ученые записки Гос. НИИ психологии. Т. 2. М., 1941. С. 193–216.


Рецензия

Для цитирования:


Магомед-Касумов Г.М. Способы преодоления лексической интерференции у студентов-дагестанцев. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(1-2):42-46. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-42-46

For citation:


Magomed-Kasumov G.M. Ways to Overcome Dagestani Students’ Lexical Interference. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(1-2):42-46. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-1-2-42-46

Просмотров: 37


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)