Формирование профессиональной компетенции аспирантов технического вуза в ходе педагогической практики
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-92-98
Аннотация
Цель. Научно обосновать содержание профессиональной педагогической компетенции и разработать технологию организации и проведения педагогической практики аспирантов технического вуза; рассмотреть вопросы формирования профессионально значимых результатов образования в ходе педагогической практики.
Методы. Теоретические: анализ научной литературы; педагогическое моделирование; изучение, систематизация и обобщение традиционного и инновационного педагогического опыта. Эмпирические: беседы, интервьюирование, психолого-педагогическое прямое наблюдение за группой и самостоятельной работой аспирантов, оценка деятельности аспирантов, графическая интерпретация оценки результатов их деятельности.
Результат. Авторы предлагают ввести в общую характеристику образовательной программы аспирантуры технического вуза профессиональную компетенцию для реализации организационно-педагогического и методического сопровождения научных исследований в области профессиональной деятельности. Полученные результаты самостоятельной работы аспирантов в ходе педагогической практики свидетельствуют об их соответствии требованиям новых профессиональных стандартов к формированию значимых трудовых функций, необходимых для реализации эффективного управления человеческими ресурсами в рамках современного производства.
Вывод. В рамках компетентностного подхода разработана достаточно эффективная модель управления педагогической деятельностью аспиранта. Определены современные технологии, используемые руководителями педагогической практики в целях подготовки аспирантов к проведению занятий по специальным дисциплинам на уровне требований современных профессиональных стандартов.
Ключевые слова
Об авторах
В. А. РыжоваРоссия
Рыжова Виктория Александровна, кандидат технических наук, доцент, факультет прикладной оптики
Санкт-Петербург
А. И. Демченко
Россия
Демченко Ангелина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра романо-германской филологии, восточных языков и методики преподавания, факультет иностранных языков
Махачкала
Список литературы
1. Горленко О. А., Мирошников В. В. Подготовка инженеров для наукоемких и высокотехнологичных отраслей // Инженерное образование. 2012. № 9. С. 116-123.
2. Кармазинский А. Н. Аспирантура: проблемы и пути их решения // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 6. [Электронный ресурс] /Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=7614 (дата обращения: 04.08.2018)
3. Парфенова С. Л., Грибовский А. В. Профессиональный стандарт научного работника как ориентир творческого развития ученого [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://cyberleninka.ru/.../professionalnyystandart-nauchnogo-rabotnika-kak-orientir-.html (дата обращения: 13.07.2018).
4. Полат Е. C. Новые педагогические технологии в системе образования. М. : Владос, 2001.
5. Струк Е. Н. Подготовка преподавателей в аспирантуре технического университета: особенности и проблемы // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.scienceeducation.ru/ru/article/view?id=27751 (дата обращения: 04.08.2018 г.)
6. Чучалин А. И. Подготовка аспирантов к педагогической деятельности в высшей школе // Высшее образование в России. 2017. № 8-9. С. 5-21.
7. Robinson T. E., Hope W. C. Teaching in Higher Education: Is There a Need for Training in Pedagogy in Graduate Degree Programs? Research in Higher Education Journal. 2013. Vol. 21, Aug. [Electronic resource]. Mode of access: https://eric.ed.gov/?id=EJ1064657 (accessed: 21.08.2018)
Рецензия
Для цитирования:
Рыжова В.А., Демченко А.И. Формирование профессиональной компетенции аспирантов технического вуза в ходе педагогической практики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(4):92-98. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-92-98
For citation:
Ryzhova V.A., Demchenko A.I. Professional Competence Formation of Technical University Postgraduates in the Course of Pedagogical Practice. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(4):92-98. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-4-92-98