Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-112-119
Аннотация
Цель данного исследования: изучение формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения. В работе использовались методы теоретического анализа, тестовой диагностики, педагогического эксперимента, качественной и количественной интерпретации данных.
Результаты. Новый подход к формированию мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения, основанный на применении комплекса диагностических методик, дополняющих друг друга и адаптированных для восприятия испытуемыми. Психолого-педагогический подход основан на использовании ассистивных технологий сопровождения с применением жестовой речи и контактной жестовой речи как специфических средств, способствующих активации познавательных интересов и мотивов.
Вывод. Применение моделей, программ эмоционально-волевой стабилизации, преодоления тревожности, таких как психологический театр, основанных на познавательных интересах и мотивах способствует формированию мотивации к значимой деятельности взрослых людей с нарушением слуха и зрения. Данные исследовательской работы могут быть использованы как в дальнейших теоретических разработках, так и в практической деятельности научных работников, психологов и педагогов.
Об авторах
О. Ю. ПискунРоссия
Пискун Ольга Юрьевна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра коррекционной педагогики и психологии, Институт детства; руководитель Ресурсного центра сопровождения обучающихся (РЦСО) с ОВЗ
Новосибирск
И. М. Карман
Россия
Карман Ирина Михайловна, переводчик русского жестового языка, РЦСО с ОВЗ
Новосибирск
Список литературы
1. Апраушев А. В. Тифлосурдопедагогика: воспитание, обучение, трудовая и социальная реабилитация слепоглухонемых: учебное пособие для студентов дефектологического факультета педагогических институтов. М. : Просвещение, 1983. 208 с.
2. Басилова Т. А. История обучения слепоглухих детей в России. М. : Эксмо, 2015. 208 с.
3. Басилова Т. А. Независимая жизнь и социальная адаптация слепоглухих инвалидов в современном мегаполисе: методическое руководство для работников социальной сферы. М. : Изд-во МГППУ, 2008. 252 с.
4. Выготский Л. С. Собрание сочинений. Основы дефектологии / Под ред. Т. А. Власовой. Т. 5. М. : Педагогика, 1983. 368 с.
5. Жигорева М. В. Дети с комплексными нарушениями в развитии: педагогическая помощь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : Академия, 2006. 240 с.
6. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М. : ВЛАДОС, 2000. 192 с.
7. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. : Смысл; Академия, 2005. 352 с.
8. Литвак А. Г. Психология слепых и слабовидящих. СПб. : КАРО, 2006. 336 с.
9. Михаленкова И. А. Практикум по психологии детей с нарушением слуха. СПб. : Речь, 2006. 96 с.
10. Морозова Н. Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М. : Просвещение, 1969. 280 с.
11. Обуховский К. Психология формирования и развития личности. Психологическая теория строения и развития личности / Отв. ред. Л. И. Анцыферова. М. : Наука, 1981. С. 19-44.
12. Пискун О. Ю., Агавелян Р. О. Психолого-педагогическая коррекция эмоционально-волевого развития глухих школьников. Практическая сурдопсихология. Новосибирск: Изд-во НГПУ, 2017. 228 с.
13. Пискун О. Ю., Карман И. М. К вопросу о формировании мотивации к значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения / Открытый мир: объединяем усилия // Материалы Всероссийского форума с международным участием, 12-14 дек. 2017 г. / Отв. ред. О. Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. С. 200-206.
14. Саломатина И. В. Синдром Ушера и наши дети: родителям детей с нарушением слуха, педагогам и социальным работникам. М. : Изд-во АИК, 2001. 100 с.
15. Фомичева А. Г., Фомичева Л. В, Макарова А. С. Некоторые клинические и психолого-педагогические основы изучения лиц с бисенсорным зрительно-слуховым нарушением / Открытый мир: объединяем усилия // Материалы Всероссийского форума с международным участием, 12-14 дек. 2017 г. / Отв. ред. О. Р. Ворошнина. Пермь: Изд-во ПГГПУ, 2017. С. 255-264.
16. Хекхаузен Х. Психология мотивации достижения. СПб. : Речь, 2001. 256 с.
17. Хьелл Л., Зиглер Д. Теория личности. 3-е изд. СПб. : Питер, 2004. 607 с.
18. Якобсон П. М. Психологические проблемы мотивации поведения человека. М. : Просвещение, 1969. 320 с.
19. Ярошевский М. Г., Петровский А. В. Психология. М. : Академия, 2001. 512 с.
20. Haakma I., Janssen M., Minnaert A. The Influence of Need-Supportive Teacher Behavior on the Motivation of Students with Congenital Deafblindness.Journal of Visual Impairment & Blindness. 2017. Vol. 111, No. 3. Pp. 247-260.
Рецензия
Для цитирования:
Пискун О.Ю., Карман И.М. Изучение проблемы формирования мотивации к личностно значимой деятельности у взрослых людей с нарушением слуха и зрения. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):112-119. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-112-119
For citation:
Piskun O.Yu., Karman I.M. Study the Problem of Formation the Motivation for Personally Significant Activity of Adults with Hearing and Vision Disorders. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):112-119. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-112-119