Полипарадигмальный подход в социальной педагогике XX – начала XXI вв.
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-45-50
Аннотация
Цель – проанализировать парадигмы, существовавшие в отечественной социальной педагогике в период XX – начале XXI вв.
Методы. Теоретический анализ и синтез психолого-педагогической литературы, индукция, обобщение; методы исторической актуализации проблемы и исторической периодизации, парадигмальный метод.
Результат. Выявлено четыре парадигмы, существовавшие на разных этапах развития отечественной социальной педагогики XX – начала XXI вв.
Вывод. Спецификой отечественной социальной педагогики является сосуществование нескольких парадигм на одном и том же историческом этапе. На современном этапе развития социальной педагогики в России наблюдается переход от парадигмы «гражданина» к парадигме «включения».
Ключевые слова
Об авторах
Т. С. ДороховаРоссия
Дорохова Татьяна Сергеевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики
Екатеринбург
Х. П. Хольм
Норвегия
Хольм Ханс Петтер, менеджер международных проектов, руководитель
Берген
В. И. Симакова
Россия
Симакова Вера Игоревна, генеральный директор
Верх-Нейвинск
Список литературы
1. Беляева Л. А., Беляева М. А. Категории «социальная работа» и «социально-педагогическая деятельность» в их взаимодействии. Понятийный аппарат педагогики и образования: сборник научных трудов / Отв. ред. М. А. Галагузова. Вып. 3. Екатеринбург: СВ-96, 1998. С. 185-196.
2. Богуславский М. В. История педагогики: методология, теория, персоналии. М. : Изд-во ИТИП РАО; ИЭТ, 2012. 436 с.
3. Дорохова Т. С. Ментальный подход в историко-педагогических исследованиях. Методология научного исследования в педагогике: коллективная монография. М. : Планета, 2016. С. 158-170.
4. Инклюзивные мероприятия с использованием экстрабилити. Белая трость. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://extrability.org/home/materials/in-the-dark/what-is-extrability/ [дата обращения: 12.07.2018]
5. Социальная педагогика: учебник для бакалавров, обучающихся по психолого-педагогическому направлению / М. А. Галагузова, Ю. Н. Галагузова, Т. С. Дорохова и др. / Под общ. ред. М. А. Галагузовой. М. : Издательство, 2016. 320 с.
6. Численность инвалидов. Федеральный реестр инвалидов [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://sfri.ru/stat/ [дата обращения: 12.07.2018]
7. Шевелев А. Н. Методология историко-педагогического прогнозирования развития непрерывного педагогического образования // Историко-педагогический журнал. 2015. № 1. С. 64-87.
Рецензия
Для цитирования:
Дорохова Т.С., Хольм Х.П., Симакова В.И. Полипарадигмальный подход в социальной педагогике XX – начала XXI вв. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):45-50. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-45-50
For citation:
Dorokhova T.S., Holm H.P., Simakova V.I. Polyparadigmatic Approach in Social Pedagogy in the XX - Early XXI Centuries. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):45-50. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-45-50