Проблема организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования слабовидящих детей дошкольного возраста
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-40-45
Аннотация
Цель. Уточнить проблемы, с которыми сталкиваются инклюзивные дошкольные образовательные организации в ситуации интеграции слабовидящих детей и определить возможности организации их эффективного психолого-педагогического сопровождения.
Методы. Анализ, обобщение, наблюдение, беседа, психолого-педагогический эксперимент.
Результат. Инклюзивное образование, как совместное обучение здоровых детей и их сверстников с особенностями развития, становится необходимостью сегодняшнего дня. Автор уточняет психолого-педагогические особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения, дает характеристику их познавательных и личностных возможностей. Указаны особенности организации эффективной совместной деятельности и взаимоотношений слабовидящих дошкольников с нормально-видящими сверстниками, которые приходится решать в ситуации организации инклюзивного пространства.
Вывод. Включение детей с нарушениями зрения в пространство инклюзивного образовательного учреждения на самых ранних ступенях развития до поступления в школу разрешит многие проблемы их дальнейшей адаптации и социализации. Это предотвратит формирование вторичных отклонений, повысит уровень развития и подготовит основной контингент, развивающихся в норме сверстников, к принятию детей с особенностями развития, научит способам эффективного сосуществования.
Об авторе
С. К. АмироваРоссия
Амирова Светлана Кировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии
Махачкала
Список литературы
1. . Ендовицкая Т. В. и др. Психология детей дошкольного возраста. Развитие познавательных процессов [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://elib.gnpbu.ru/text/psihologiya-detey-doshkolnogo-vozrasta/ [дата обращения: 11.06.2018 г.]
2. Малофеев Н. Н. Образование как институт социализации лиц с ОВЗ в современном обществе. М., 2010. 206 c.
3. Плаксина Л. И. Теоретические основы коррекционной работы в детских садах для детей с нарушением зрения. М., 1998. 98 c.
4. Пугачёв А.С. Инклюзивное образование // Молодой ученый. 2012. № 10. C. 374-377.
5. Ремезова Л. А., Курицина О. В. Инклюзивное дошкольное образование детей с нарушением зрения // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. 2014. № 9. С. 182-184.
6. Урунтаева Г. А. Дошкольная психология: учебное пособие для студентов средних педагогических учебных заведений. 5-е изд., стереотип. М. :Академия, 2001. 336 с.
7. Маллаев Д. М., Бажукова О. A. О внедрении инклюзивного образования в Дагестане / Инклюзивное образование: методология, практика, технология // Материалы международной научно-практической конференции / Под ред. О. Н. Ертанова, М. М. Гордон. М. : Изд-во МГППУ. С. 38-39.
8. Психология [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://www.ronl.ru/knigi/psikhologiya/ [дата обращения: 11.06.2018 г.]
Рецензия
Для цитирования:
Амирова С.К. Проблема организации психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образования слабовидящих детей дошкольного возраста. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):40-45. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-40-45
For citation:
Amirova S.K. The Problem of Organization the Psychological and Pedagogical Support of Inclusive Education for Visually Impaired Preschoolers. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):40-45. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-40-45