Мобильные приложения как средство развития речевой активности дошкольников с комплексными нарушениями
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-35-39
Аннотация
Цель исследования: развитие речевой активности у детей с комплексными нарушениями средствами мобильных приложений альтернативной коммуникации.
Методы. Компаративный анализ психолого-педагогической литературы, анализ анамнестических данных, метод экспертных оценок.
Результат. В ходе исследования выявлены особенности речевой активности дошкольников с комплексными нарушениями, разработан и апробирован алгоритм работы с диадой «Родитель – ребенок с комплексными нарушениями» с использованием мобильного приложения.
Вывод. Использование мобильных приложений альтернативной коммуникации с учетом выстроенного алгоритма работы позволило увеличить количество самостоятельно инициированных коммуникативных актов, общую вовлеченность дошкольников в коммуникацию и способствовало развитию речевой активности изучаемой группы дошкольников с комплексными нарушениями.
Ключевые слова
Об авторах
А. А. ТвардовскаяРоссия
Твардовская Алла Александровна, кандидат психологических наук, доцент, кафедра дефектологии и клинической психологии, Институт психологии и образования
Казань
А. А. Ефремов
Россия
Ефремов Александр Алексеевич, учитель-логопед, управляющий директор, ООО «Like Shou»
Набережные Челны
Список литературы
1. Аникушина Е. А. Технология обучения детей с тяжелыми и множественными нарушениями альтернативной коммуникации. Технологии психолого-педагогического сопровождения детей с тяжелыми множественными нарушениями развития на разных уровнях образования / Под ред. И. Ю. Левченко, О. Г. Приходько. М., 2016. С. 97-104.
2. Битова А. Л., Островская Л. А. Методы и приемы стимуляции речи у детей, имеющих тяжелые и множественные нарушения развития // Логопедия. 2013. № 2. С. 40-41.
3. Левченко И. Ю. Дети с тяжелыми множественными нарушениями развития: проблемы организации обучения // Коррекционная педагогика: теория и практика. 2016. №. 2. С. 3-8.
4. Левченко И. Ю., Симонова Т. Н. Один из подходов к психолого-педагогической помощи детям с тяжелыми двигательными нарушениями // Журнал неврологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. Спец. выпуски. 2012. Т. 112. № 7. С. 47-51.
5. Штягинова Е. А. Альтернативная коммуникация: методический сборник. Новосибирск, 2012. 31 с.
6. Burgstahler S., Comden D., Lee S. M. Arnold, A. & Brown K. Access to a computer and cell phone for persons with mobility impairments: overview and case studies. Neuro Rehabilitation. 2011. 28(3). Pp. 183-197.
7. Erickson K. Efficiency of mobile devices in the process of professional therapy. The Open Journal of Occupational Therapy. 2015. Vol. 3. Iss. 2. Article 7. DOI:10.15453/2168-6408.1132
8. Light J., & McNaughton D. Communicative competence of people in need of additional and alternative communication: a new definition of a new era of communication? Augmentative and Alternative Communication. 2014. 30. Pp. 1-18. DOI: 10.3109/07434618.2014.885080
Рецензия
Для цитирования:
Твардовская А.А., Ефремов А.А. Мобильные приложения как средство развития речевой активности дошкольников с комплексными нарушениями. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2018;12(3):35-39. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-35-39
For citation:
Tvardovskaya A.A., Efremov A.A. Mobile Applications as a Means of Development the Speech Activity of the Preschoolers’ with Complex Impairments. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2018;12(3):35-39. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2018-12-3-35-39