СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С КОМБИНИРОВАННЫМИ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ
Аннотация
Цель исследования – изучить социально-психологические особенности взрослых со слепоглухотой, выявленные в ходе экспериментального исследования на базе досуговых центров для слепоглухих г. Махачкалы и г. Буйнакска.
Метод исследования. Стандартизированное наблюдение в условиях досуговой деятельности и экспертной оценки на выборке из 18 человек.
Результат. К числу выявленных социально-психологических особенностей слепоглухих относятся: фрагментарность и неполнота восприятия личности другого человека, сокращение дистанции в личном общении, направленность на тактильное восприятие партнера, предпочтение социально-ориентированных видов досуговой деятельности, достаточная экстенсивность и интенсивность общения, высокий уровень доверия к сопровождающим из числа ближайшего социального окружения.
Об авторах
П. О. ОмароваРоссия
Омарова Патимат Омаровна, кандидат психологических наук, профессор, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии (КПиСП), декан, факультет специального (дефектологического) образования
Махачкала
М. В. Целовальник
Россия
Целовальник Мария Витальевна, магистрант, кафедра коррекционной педагогики и специальной психологии, методист по модульно-рейтинговой системе и дополнительному образованию
Махачкала
Список литературы
1. Жигорева М. В. Система психологопедагогической помощи детям с комплексными нарушениями развития. Дисс. д. п. н. М. : Изд-во МГГУ им. М. Шолохова, 2009. 478 с.
2. Зайнулабидов Б. М., Омарова П. О. Добровольчество как фактор воспитания старшеклассников // Фундаментальные исследования. 2015. № 2-15. С. 3365-3369.
3. Маллаев Д. М., Омарова П. О., Гаджиева Д. П. Гендерная тифлопсихология детей дошкольного и младшего школьного возраста. Санкт-Петербург: Речь, 2013. 128 с.
4. Марга M., Марлен Я. Разработка научнообоснованных методов улучшения качественного межличностного общения с людьми, слепоглухими с рождения // DBI Review Russia. М., 2016. С. 17-22.
5. Омарова П. О. Перспективы развития общего и профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья // Материалы Юбилейной научной сессии профессорско-преподавательского состава, аспирантов и студентов ДГПУ, посвященной 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. 2015. С. 172-174.
6. Омарова П. О., Гасанова З. З. Семья как институт социализации и воспитания // Сибирский педагогический журнал. 2008. № 4. С. 173-186.
7. Саломатина И. В. Организация деятельностной среды, формирующей личностное общение слепоглухих со слышащими и видящими людьми. Дис. … к. п. н. М. : ИКП РАО, 2002. 196 с.
8. Сошникова Н. Г. Социальное воспитание глухих и слабослышащих дошкольников со сложными нарушениями развития. Дис. … к. п. н. М. : ИКП РАО, 2008. 206 с.
9. Специальная психология / Под ред. В. И. Лубовского. М. : Академия, 2009. 560 с.
10. Суворов А. В. Саморазвитие личности в экстремальной ситуации слепоглухоты. Дис. … канд. психол. н. М. : ПИ РАО, 1994. 24 с.
11. Суворов А. В. Слепоглухой в мире зрячеслышащих. М. : Логос, 1996. 118 с.
Рецензия
Для цитирования:
Омарова П.О., Целовальник М.В. СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ЛИЦ С КОМБИНИРОВАННЫМИ СЕНСОРНЫМИ НАРУШЕНИЯМИ. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017;11(4):12-22.
For citation:
Omarova P.O., Tselovalnik M.V. SOCIAL AND PSYCHOLOGICAL FEATURES OF THE PERSONS WITH A COMBINED SENSORY IMPAIRMENTS. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017;11(4):12-22. (In Russ.)