Интерактивные методы как средство развития и самореализации школьников в процессе обучения биологии
Аннотация
Цель исследования – обосновать возможность использования интерактивных методов обучения при изучении биологических дисциплин для самореализации старшеклассников.
Методы. Анализ и обобщение философской, психолого-педагогической, социологической, научно-методической литературы, интернет-источников, связанных с предметом исследования и теоретико-методологический анализ изучаемой проблемы.
Результаты. При привлечении учеников в процесс интерактивных методов обучения на уроках биологии необходимо учитывать следующие значимые условия: подборка заданий, проблем, личностно-значимых для учащихся; создание личностно-деятельностных ситуаций; использование интерактивных методов от простых к сложным и т. д.
Выводы. В процессе исследования были установлены методы, способствующие формированию интерактивных навыков у обучающихся. Это умение оценивать свои способности, опыт совместного решения проблемы; способность совместно решать проблему и анализировать ситуацию; способность самостоятельно обнаружить информацию; способность рефлексивно оценивать итог своей деятельности на основе поставленных целей; способность устанавливать индивидуальные отношения к взаимодействию и др.
Ключевые слова
Об авторах
М. А. МагомедоваРоссия
кандидат биологических наук, доцент, и. о. заведующей кафедрой биологии и методики преподавания (БиМП), естественно-географический факультет (ЕГФ), Дагестанский государственный педагогический университет (ДГПУ), Махачкала, Россия;
Г. А. Магомедов
Россия
кандидат биологических наук, доцент, БиМП, ЕГФ, ДГПУ, Махачкала, Россия;
Т. М. Джамалутдинова
Россия
кандидат биологических наук, доцент, БиМП, ЕГФ, ДГПУ, Махачкала, Россия;
Список литературы
1. Болотов В. А., Сериков В. В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. 2003. № 10. С. 8-14.
2. Зеер Э. Ф., Павлова A. M., Сыманюк Э. Э. Модернизация профессионального образования: компетентностный подход. М. : Изд-во МПСИ. 2005. 215 с.
3. Кудрявцев Л. Д. О реформах образования в России: сборник научных трудов / Под ред. В. А. Садовничего. М. : Изд-во МГУ, 2002. 51 c.
4. Лебедев О. Е. Компетентностный подход в образовании // Школьные технологии. 2004. № 5. С. 3-12.
5. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. М. : Академия. 2009. 268 с.
6. Петунии О. Дискуссия как метод обучения // Биология в школе. 2007. № 6. С. 39-45.
7. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М. : Народное образование. 1998. 76 с.
Рецензия
Для цитирования:
Магомедова М.А., Магомедов Г.А., Джамалутдинова Т.М. Интерактивные методы как средство развития и самореализации школьников в процессе обучения биологии. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2017;11(2):47-52.
For citation:
Magomedova M.A., Magomedov G.A., Dzhamalutdinova T.M. Interactive Methods as a Means of Schoolchildren’s Development and Self-Realization in the Process of Learning Biology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2017;11(2):47-52. (In Russ.)