Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Коммуникативная направленность обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе

Аннотация

Цель. Рассмотреть проблему обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); дать анализ учебно-методических комплектов, рекомендованных для обучения русскому языку в начальной школе Республики Дагестан.

Методы. Теоретический, сопоставительный, социолого-педагогический.

Результаты. Проанализированы УМК «Школа России» и «Ритм», по которым занимаются в начальной школе республики, выявлены трудности, с которыми сталкиваются учителя и ученики при работе по учебникам вышеуказанных УМК. В статье также дается анализ учебников, разработанных дагестанскими авторами для начальных классов мононациональных школ республики, в которых при подаче языкового материала используются знания и навыки, приобретенные учащимися на уроках родного языка.

Выводы. Для формирования у младших школьников языковой и коммуникативной компетенции, а также универсальных учебных действий предлагается исходить из принципа билингвального образования, предполагающего взаимосвязанное и равномерное овладение учащимися двумя языками (родным и неродным) с опережающим изучением родного языка. Одним из приемов осуществления этого принципа является комплексная работа над текстом.

Об авторах

М. И. Шурпаева
Дагестанский научно-исследовательский институт педагогики имени А. А. Тахо-Годи (ДНИИП им. А. А. Тахо-Годи)
Россия

доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Дагестанского научно- исследовательского института педагогики имени А. А. Тахо-Годи (ДНИИП им. А. А. Тахо- Годи)



Р. Ш. Халидова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе (ТиМОРиЛ), факультет филологии, ДГПУ, Махачкала, Россия



З. З. Мадиева
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМОРиЛ, факультет филологии, ДГПУ, Махачкала, Россия



Список литературы

1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. 1999. 352 с.

2. Гамзатова Б. К. Что год грядущий нам готовит? // Русский язык в дагестанской школе. 2014. № 2. С. 65-71.

3. Гогебашвили Я. С. Избранные сочинения о преподавании русского языка в грузинской школе. Тбилиси, 1976. 285 с.

4. Давлетбаева Р. Г. Методическая система формирования билингвальной личности младшего школьника. Автореферат дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2010. 41 с.

5. Двуреченская В. И., Мадиева З. З., Хабибова Т. О. Уроки русского языка в 3 классе. Методическое пособие по русскому языку для учителей начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала, 2012. 324 c.

6. Иванов В. В. К вопросу о лингвистических основах обучения русскому языку // Русский язык в национальной школе. 1982. № 3. C. 15- 17.

7. Магомедов Г.И., Шурпаева М. И., Судакова Н. Я. Программы по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала: НИИ педагогики, 2009. 69 с.

8. Магомедов Г. И., Шурпаева М. И. Русский язык. Учебное пособие для 2 класса школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в 2 частях. Махачкала: НИИ педагогики, 2012. Часть 1. 159 с.; часть 2. 159 с.

9. Мадиева З. З. Работа над текстом как метапредметным понятием // Русский язык в дагестанской школе, 2014. № 1. С. 47-52.

10. Хабибов О. Х., Двуреченская В. И., Хабибова Т. О. Русский язык. Учебное пособие для 3 класса дагестанской национальной школы. Махачкала: НИИ педагогики, 2012. Часть 1. 159 с.; часть 2. 159 с.

11. Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Комплексный анализ текста как этап формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся / Год литературы: этноментальные ориентиры научных поисков в кросскультурном пространстве 21 века. Махачкала, 2016. С. 333-336.

12. Шурпаева М. И. Социолингвистические и методические предпосылки обучения русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия // Язык и текст. [Электронный ресурс], 2016. Т. 3. № 1. С. 31-39. URL: doi: 10.17759/langt.2016030104. (дата обращения 12.06.2016)


Рецензия

Для цитирования:


Шурпаева М.И., Халидова Р.Ш., Мадиева З.З. Коммуникативная направленность обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016;10(3):112-121.

For citation:


Shurpaeva M.I., Khalidova R.Sh., Madieva Z.Z. Communicative Teaching of Russian Language to Bilingual Schoolchildren at the Primary Stage. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016;10(3):112-121. (In Russ.)

Просмотров: 87


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)