Коммуникативная направленность обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе
Аннотация
Цель. Рассмотреть проблему обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе в свете требований Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО); дать анализ учебно-методических комплектов, рекомендованных для обучения русскому языку в начальной школе Республики Дагестан.
Методы. Теоретический, сопоставительный, социолого-педагогический.
Результаты. Проанализированы УМК «Школа России» и «Ритм», по которым занимаются в начальной школе республики, выявлены трудности, с которыми сталкиваются учителя и ученики при работе по учебникам вышеуказанных УМК. В статье также дается анализ учебников, разработанных дагестанскими авторами для начальных классов мононациональных школ республики, в которых при подаче языкового материала используются знания и навыки, приобретенные учащимися на уроках родного языка.
Выводы. Для формирования у младших школьников языковой и коммуникативной компетенции, а также универсальных учебных действий предлагается исходить из принципа билингвального образования, предполагающего взаимосвязанное и равномерное овладение учащимися двумя языками (родным и неродным) с опережающим изучением родного языка. Одним из приемов осуществления этого принципа является комплексная работа над текстом.
Об авторах
М. И. ШурпаеваРоссия
доктор педагогических наук, профессор, заместитель директора Дагестанского научно- исследовательского института педагогики имени А. А. Тахо-Годи (ДНИИП им. А. А. Тахо- Годи)
Р. Ш. Халидова
Россия
доктор филологических наук, профессор кафедры теории и методики обучения русскому языку и литературе (ТиМОРиЛ), факультет филологии, ДГПУ, Махачкала, Россия
З. З. Мадиева
Россия
кандидат педагогических наук, доцент кафедры ТиМОРиЛ, факультет филологии, ДГПУ, Махачкала, Россия
Список литературы
1. Выготский Л. С. Мышление и речь. М. 1999. 352 с.
2. Гамзатова Б. К. Что год грядущий нам готовит? // Русский язык в дагестанской школе. 2014. № 2. С. 65-71.
3. Гогебашвили Я. С. Избранные сочинения о преподавании русского языка в грузинской школе. Тбилиси, 1976. 285 с.
4. Давлетбаева Р. Г. Методическая система формирования билингвальной личности младшего школьника. Автореферат дис. … д-ра пед. наук. Казань, 2010. 41 с.
5. Двуреченская В. И., Мадиева З. З., Хабибова Т. О. Уроки русского языка в 3 классе. Методическое пособие по русскому языку для учителей начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала, 2012. 324 c.
6. Иванов В. В. К вопросу о лингвистических основах обучения русскому языку // Русский язык в национальной школе. 1982. № 3. C. 15- 17.
7. Магомедов Г.И., Шурпаева М. И., Судакова Н. Я. Программы по русскому языку для начальных классов дагестанской национальной школы. Махачкала: НИИ педагогики, 2009. 69 с.
8. Магомедов Г. И., Шурпаева М. И. Русский язык. Учебное пособие для 2 класса школ с родным (нерусским) и русским (неродным) языком обучения в 2 частях. Махачкала: НИИ педагогики, 2012. Часть 1. 159 с.; часть 2. 159 с.
9. Мадиева З. З. Работа над текстом как метапредметным понятием // Русский язык в дагестанской школе, 2014. № 1. С. 47-52.
10. Хабибов О. Х., Двуреченская В. И., Хабибова Т. О. Русский язык. Учебное пособие для 3 класса дагестанской национальной школы. Махачкала: НИИ педагогики, 2012. Часть 1. 159 с.; часть 2. 159 с.
11. Халидова Р. Ш., Мадиева З. З. Комплексный анализ текста как этап формирования языковой и коммуникативной компетенций учащихся / Год литературы: этноментальные ориентиры научных поисков в кросскультурном пространстве 21 века. Махачкала, 2016. С. 333-336.
12. Шурпаева М. И. Социолингвистические и методические предпосылки обучения русскому языку как неродному в условиях формирования раннего двуязычия // Язык и текст. [Электронный ресурс], 2016. Т. 3. № 1. С. 31-39. URL: doi: 10.17759/langt.2016030104. (дата обращения 12.06.2016)
Рецензия
Для цитирования:
Шурпаева М.И., Халидова Р.Ш., Мадиева З.З. Коммуникативная направленность обучения русскому языку учащихся-билингвов на начальном этапе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2016;10(3):112-121.
For citation:
Shurpaeva M.I., Khalidova R.Sh., Madieva Z.Z. Communicative Teaching of Russian Language to Bilingual Schoolchildren at the Primary Stage. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2016;10(3):112-121. (In Russ.)