Взаимосвязь когнитивных компетенций и рефлексивной самооценки студентов в эпоху цифровизации образования
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-3-93-110
Аннотация
Цель статьи – освещение актуальной проблемы изучения структуры когнитивных предикторов и уровня рефлексивной самооценки студентов в условиях цифровизации образования. Цифровые технологии модифицируют образовательную среду, трансформируя психологические процессы обучающихся.
Методы. С помощью методик Шульте, Джекобсона, Будасси и авторского опросника выявлены когнитивные характеристики студентов и их взаимосвязь с самооценкой в цифровой образовательной среде. Установлена статистически значимая корреляция между уровнем развития когнитивных функций (объем внимания, психическая устойчивость) и частотой использования цифровых технологий.
Результат. Представлены результаты эмпирического исследования 200 студентов Южного федерального университета в возрасте от 18 до 24 лет. Регрессионный анализ подтвердил, что значимыми предикторами рефлексивной самооценки выступают уровень самооценки по Будасси, уровень цифровой компетентности, объем внимания и объем кратковременной памяти.
Выводы. На основе результатов исследования разработаны практические рекомендации для преподавателей по совершенствованию образовательного процесса с использованием цифровых технологий.
Ключевые слова
Об авторе
М. А. АлланазароваРоссия
Алланазарова Мерджен Алланазаровна, аспирант, кафедра психологии
Таганрог
Список литературы
1. Айсина Р. М. Киберсоциализация молодежи в информационно-коммуникационном пространстве современного мира: эффекты и риски // Социальная психология и общество. 2019. Т. 9-10. № 4. С. 42-57.
2. Белобрыкина О. А. Психологические условия и факторы развития самооценки личности на ранних этапах онто- и социогенеза: автореферат дисс. ... канд. психол. наук / Новосибирский гос. пед. ун-т. Новосибирск, 1998. 22 с.
3. Бродовская Е. В., Синяков А. В., Давыдова М. А. Цифровые компетенции разных поколений: результаты социологического исследования в Ставропольском крае // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. 2022. № 1. С. 120-129.
4. Глыбочко П. Цифровые технологии потребуют от будущих врачей новых компетенций // Национальное здравоохранение. 2021. Т. 2. № 1.
5. Двойнин А. М., Троцкая, Е. С. Когнитивные предикторы академической успешности: как общие закономерности «работают» на ранних этапах образования. Психологическая наука и образование. 2022. № 27(2). С. 42-52.
6. Денисова Е. Г., Ермаков П. Н., Абакумова И. В., Сылка Н. В. Эмоционально-личностные и метакогнитивные предикторы психологического благополучия студентов в современных условиях // Психологическая наука и образование. 2022. № 27(5). С. 85-96.
7. Ефремов О. А. Месседжерная коммуникация и клиповое мышление в условиях цифровизации // Философия и общество. 2023. № 1 (106). С. 23-41.
8. Карпов А. В. Рефлексивность как психическое свойство и методика ее диагностики // Психологический журнал. 2003. Т. 24. № 5. С. 45-57.
9. Ковярова В. А., Холодковская Н. С. Исследование уровня самооценки студентов // Вестник Таганрогского института имени А. П. Чехова. 2021. № 1. С. 46-52.
10. Кузнецова Е. А. Цифровая социализация молодежи // Социология. 2023. № 3. С. 59-66.
11. Кузьмина Е. И., Кузьмина З. В. Соотношение самооценки, уровня притязаний и ценностных ориентаций личности // Изв. Сарат. унта. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7. Вып. 1 (25). С. 30- 43.
12. Лученкова М. А. От прокрастинации к реализации жизненных целей: монография. Саратов: Саратовский источник, 2016. 126 с.
13. Макарова Н. Г. Исследование у студентов свойств внимания: устойчивость, концентрация, распределение // Фундаментальные и прикладные исследования: проблемы и результаты. 2013. № 6. С. 76-80.
14. Омельченко Е. А., Чурекова Т. М. Факторы, влияющие на становление культуры самовыражения студентов в процессе профессиональной самореализации // Современные проблемы науки и образования. 2018. № 4.
15. Позина М. Б. Когнитивная самооценка и объективные показатели интеллектуальной деятельности: автореферат дисс. … канд. психол. наук. М., 2009. 27 с.
16. Саая А. С., Монгуш Д. К. Уровень цифровой грамотности студентов // Вестник Тувинского государственного университета. Педагогические науки. 2023. Т. 1. № 1. С. 31-40.
17. Солдатова Г. У., Войскунский А. Е. Социально-когнитивная концепция цифровой социализации: новая экосистема и социальная эволюция психики // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2021. Т. 18. № 3. С. 431-450.
18. Солдатова Г. У., Никонова Е. Ю., Кошевая А. Г., Трифонова А. В. Медиамногозадачность: от когнитивных функций к цифровой повседневности // Современная зарубежная психология. 2020. Т. 9. № 4. C. 8-21.
19. Солнышкова О. В. Этика использования студентами вузов цифровых образовательных инструментов в процессе обучения // Актуальные вопросы образования. 2024. № 2. С. 174-178.
20. Стариченко Б. Е. Цифровизация образования: иллюзии и ожидания // Педагогическое образование в России. 2020. № 3. С. 490-58.
21. Сухоруких А. В. Аксиология гуманистической педагогики в условиях модернизации и цифровизации образования // Научные ведомости БелГУ. Сер. Философия. Социология. Право. 2019. Т. 44. №1. С. 19-28.
22. Тращеев С. В., Кочетова Н. Г. Веб-сайт «педагогическая коммуникация» как средство развития коммуникативных умений педагога в условиях цифровизации образовательных процессов // Педагогика. Вопросы теории и практики. 2022. Т. 7. № 2. С. 234-239.
23. Фрумкин К. Г. Клиповое мышление и судьба линейного текста // Топос: литературно-философский журнал. 2010. № 9.
24. Халифаева О. А, Коленкова Н. Ю, Тюрина И. Ю., Фадина А. Г. Взаимосвязь стилей мышления и академической успеваемости студентов // Образование и наука. 2020. № 22(7). С. 52-76.
25. Чеврениди А. А. Прокрастинация в структуре временных отношений личности // Вестник ЮУрГУ. Серия: Психология. 2016. Т. 9. № 3. С. 104-113.
26. Чернокова Т. Е. Метакогнитивная психология: проблема предмета исследования. Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2011. № 3. С. 153-158.
27. Шадриков В. Д. Мысль, мышление и сознание // Мир психологии. 2014. № 1 (77). С. 17-32.
28. Шевченко Н. И. Интерактивные методы как условие интерактивного образования // Интерактивное образование. 2018. № 1. С. 15-21.
29. Юхно В. С., Денисова Е. Г. Аффективно-когнитивные предикторы академической успешности современных студентов: аналитический обзор. Северо-Кавказский психологический вестник. 2022. № 20(4). С. 17-26.
30. DigCompSat: a valid tool for self-assessing your digital competence [Electronic resource]. Mode of access: https://www.ekt.gr/en/news/25524 (accessed 02.01.2025).
31. Jacobson E. Progressive relaxation. 2nd ed. Chicago: University of Chicago Press, 1938.
32. Ren, Y., Argote, L. Transactive memory systems 1985-2010: An integrative framework of key dimensions, antecedents, and consequences. The Academy of management annals. 2011. № 5(1). Pр.189-229.
33. Steel P. The Nature of Procrastination: A MetaAnalytic and Theoretical Review of Quintessential SelfRegulatory Failure. Psychological Bulletin. 2007. No. 133. Pp. 65-94.
Рецензия
Для цитирования:
Алланазарова М.А. Взаимосвязь когнитивных компетенций и рефлексивной самооценки студентов в эпоху цифровизации образования. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(3):93-110. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-3-93-110
For citation:
Allanazarova M.A. The Relationship Between Cognitive Competencies and Students' Reflective Self-Assessment in the era of Digitalization in Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(3):93-110. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-3-93-110