Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Методы математического моделирования в педагогическом образовании

https://doi.org/378.147

Аннотация

Цель – для целостного восприятия методических объектов различных областей знания и более эффективного их применения в стратегии современного педагогического образования установить связь между методологическими принципами интегральной математики и принципами математического моделирования. 
Методы. Для достижения поставленной цели применяются методы кластерного анализа моделей математических структур и сравнения их с аналогичными структурами других предметных областей, а также методы факторизации моделей по типам их представления. 
Результаты. Комбинируя различные методы и подходы моделирования и базисные математические структуры, предпочитая матричные представления знаний, определена методологическая основа для анализа знаний различных предметных областей с помощью математического моделирования объектов и явлений природы. На примере модели когнитивной матрицы установлена связь между основными понятиями логики, алгебры, дисперсионного анализа и теории вероятностей. 
Выводы. Установлено, что анализ знаний любой предметной области и мониторинг учебно-научной деятельности субъекта в конкретной среде целесообразно проводить на математических моделях. В исследовательской стратегии моделей наиболее эффективными оказываются когнитивные матрицы, тесно связанные с компонентами образовательной деятельности.

Об авторе

Г. А. Ярахмедов
Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Россия

Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор РАЕ, кафедра высшей математики

Махачкала



Список литературы

1. Астафьева В. В. Разработка математической модели нейронной сети // Молодой ученый. 2016. № 19(123). С. 1-4.

2. Андреева Е. А., Цирулева В. И. Математическое моделирование управления динамической нейронной сетью с запаздыванием // Моделирование, оптимизация и информационные технологии. Научный журнал. 2018. Т. 6. № 1. С. 61-74.

3. Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 431 с.

4. Звонарев С. В. Основы математического моделирования: учебное пособие. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2019. 112 с.

5. Макусева Т. Г. Моделирование самообразовательной деятельности обучающихся при индивидуально-ориентированном обучении // Вестник Казанского гос. технологического ун-та. 2013. № 12. С. 350-353.

6. Цецорина Т. А. Диагностика индивидуальных особенностей восприятия и способов переработки информации у студентов, обучающихся по математическому профилю // Современные наукоемкие технологии. 2023. №5. С. 84-88.

7. Ярахмедов Г. А. Методология интегральной математики. Махачкала: Изд-во АЛЕФ, 2024. 186 с.


Рецензия

Для цитирования:


Ярахмедов Г.А. Методы математического моделирования в педагогическом образовании. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(3):86-92. https://doi.org/378.147

For citation:


Yarakhmedov G.A. Mathematical Modeling Methods in Teacher Education. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(3):86-92. (In Russ.) https://doi.org/378.147

Просмотров: 11


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)