Специфика формирования синтаксической структуры словосочетаний у старших дошкольников с задержкой психического развития
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-3-50-54
Аннотация
Цель. В статье впервые представлена методика исследования синтаксиса словосочетаний, что является инновационным подходом, позволяющим расширить представления о своеобразии формирования синтаксиса у дошкольников с психо-речевым недоразвитием.
Методы и результаты. Методика использует количественный и качественный анализ, что позволяет выявить и описать специфический характер формирования синтаксической структуры грамматического компонента речи, а также его темповую задержку в развитии у старших дошкольников с задержкой психического развития.
Вывод. Дошкольники с задержкой психического развития имеют замедленный темп и качественное своеобразие в развитии синтаксиса словосочетаний.
Об авторе
В. В. МорозоваРоссия
Морозова Виктория Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра педагогики
Пушкин
Список литературы
1. Багарякова О. А., Трофимова Е. Д. Развитие коммуникативных умений у старших дошкольников с задержкой психического развития с помощью театрализованной игры // Гуманитарные науки. Ялта. № 1. 2024. С. 122-127.
2. Валейко М. В. Научно-методические основы проектирования логопедического сопровождения детей с задержкой психического развития // Осовские педагогические чтения «Образование в современном мире: новое время – новые решения». 2020. № 1. С. 119-124.
3. Городилова С. А. Особенности лексической стороны речи у дошкольников с задержкой психического развития // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. 2020. № 2(46). С. 54-58.
4. Екжанова Е. А. Задержка психического развития у детей и пути ее психолого-педагогической коррекции в условиях дошкольного учреждения // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. 2002. № 1. С. 4-12.
5. Карпова К. М., Миргасимова Р. М. Активизация процессов внимания, памяти и мышления у дошкольников с ЗПР и с тяжелыми нарушениями речи как залог успешной подготовки к школьному обучению // Преемственная система инклюзивного образования. Материалы X Международной научно-практической конференции. Казань, 2021. С. 145-147.
6. Кузнецова К. И. Специфика логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития // Открытое информационное пространство как условие распространения достижений научнотехнического прогресса. Cборник научных трудов. Казань, 2023. С. 61-63.
7. Лалаева Р. И. Методика психолингвистического исследования нарушений речи. СПб.: Наука-Питер, 2006. 103 с.
8. Назарова Н. В. Особенности развития речи старших дошкольников с задержкой психического развития // Психолого-педагогическое сопровождение общего, специального и инклюзивного образования детей и взрослых. Сборник материалов II Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Чебоксары, 2022. С. 42-44.
Рецензия
Для цитирования:
Морозова В.В. Специфика формирования синтаксической структуры словосочетаний у старших дошкольников с задержкой психического развития. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2025;19(3):50-54. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-3-50-54
For citation:
Morozova V.V. The Specifics of the Formation of the Syntactic Structure of Phrases in Older Preschoolers with Mental Retardation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2025;19(3):50-54. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2025-19-3-50-54