Обучение составу слова и словообразованию русского языка в дагестанской школе
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-56-61
Аннотация
Цель – ознакомить учащихся с лингвометодическими основами обучения составу слова и словообразованию русского языка с учетом интерференции.
Методы. Изучение и анализ научно-методической литературы, наблюдение, сопоставление, метод анализа ошибок, обобщение личного опыта работы в лезгинской школе.
Результаты. Работа над морфемикой и словообразованием русского языка должна проводиться с учетом специфики родного и особенностей изучаемого языка. Рассмотрены специфические трудности, связанные с различиями в структуре слов, формах их изменения и способах словообразования в русском языке.
Выводы. Предложенные приемы обучения составу слова и словообразованию с опорой на родной язык содействуют предупреждению ошибок, обусловленных интерференцией, способствуют развитию языкового чутья учащихся, активизируют познавательную деятельность и повышают интерес к изучению русского языка.
Об авторе
Г. М. Магомед-КасумовРоссия
Грозбек Магомедрасулович Магомед-Касумов, кандидат педагогических наук, профессор
кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе
Махачкала
Список литературы
1. Бодуэн де Куртенэ И. А. Общее языкознание. Избранные труды. М.: Изд-во «Юрайт», 2018. 343 c.
2. Загиров З. М. Сопоставительная грамматика русского и дагестанских языков. Учебное пособие. Махачкала, 2007. 264 с.
3. Магомед-Касумов Г. М. Обучение русскому языку в V-IX классах дагестанской школы. Учебное пособие. Махачкала: ДГПУ, 2021. 244 с.
4. Мадиева З. З. Лингвометодические основы обучения русскому словообразованию в 5-6 классах аварской школы. Махачкала, 1998.
5. Милославский И. Г. Словообразование на службе смысла // Русская словесность. 1993. № 2. С. 68-72.
6. Панов М. В. Изучение состава слова в национальной школе. 3-е изд. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. 193 с.
7. Шакирова Л. З., Сабаткоев Р. Б. Методика преподавания русского языка (на мат-ле национальных школ) : пос. для учителя. СПб.: Просвещение, 2003. 376 с.
8. Шекихачева М. Ш. Содержание и приемы обучения русскому словообразованию: ввод в лексику, грамматику и орфографию. Нальчик: Эльбрус, 1987. 285 с.
9. Шипицына Г. М. Для чего и как разбирать слова по составу в школе // РЯНШ. 1983. № 6. С. 30-36.
10. Юсупова Н. Г. Комплексные единицы словообразования // РЯНШ. 1980. № 6. С. 74-77.
Рецензия
Для цитирования:
Магомед-Касумов Г.М. Обучение составу слова и словообразованию русского языка в дагестанской школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(3):56-61. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-56-61
For citation:
Magomed-Kasumov G.M. Teaching the Composition of the Word and Word Formation of the Russian in Dagestan School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(3):56-61. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-3-56-61