О мнемосхемах в методологии интегральной математики
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-114-119
Аннотация
Цель – выявление категориальных (наиболее общих) свойств связей между методическими объектами, формализовать структурное единство частей аналогичных объектов разных предметных областей в виде определенных логических схем, называемых мнемосхемами, позволяющие запоминать основные факты и знания о родственных (аффинных) или схожих (изоморфных) структурах и понятиях.
Методы. В достижении поставленной цели наиболее эффективными оказались методы комплексного, системного и полилингвального анализа, играющие ключевую роль в построении структур сложных методических объектов, способствующие запоминанию их основных свойств методами мнемотехники.
Результаты. Анализируя образовательную деятельность в контексте компетентностного подхода, предлагается объединить познавательные, креативные и полилингвальные ее компоненты на основе мнемосхем. Выявление логических схем структур базовых предметных знаний по математике обнаруживается сходство в построении лингвистических структур, играющие важную роль в цифровизации текстов произвольных языков.
Выводы. Обоснована целесообразность объединения идей и методов различных предметных областей на основе логических схем, инвариантных относительно переходов от одних моделей представления знаний к другим моделям. Такими инвариантами оказываются мнемосхемы, причем расширение понятий различных предметных областей осуществляется на основе категориальных принципов минимальности и инвариантности интегральной математики и принципа унификации в мнемотехнике.
Ключевые слова
Об авторе
Г. А. ЯрахмедовРоссия
Ярахмедов Гаджиахмед Абдулганиевич, кандидат физико-математических наук, доцент, профессор РАЕ, кафедра высшей математики, Дагестанский государственный педагогический университет им. Р. Гамзатова
Махачкала
Список литературы
1. Гаскаров Д. В. Интеллектуальные информационные системы. Учеб. для вузов. М.: Высш. шк., 2003. 431 с.
2. Далингер В. А. Подготовка учителей математики в условиях новых государственных стандартов по направлению «Педагогическое образование», профиль «Математическое образование» // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.
3. Кублицкая Ю. Г. Познавательная компетентность как предмет педагогического анализа // Современные проблемы науки и образования. 2017. № 1.
4. Ярахмедов Г. А. Комплексный подход к математическому образованию в педагогическом вузе: теория и методология: монография. Махачкала: АЛЕФ, 2013. 340 с.
5. Ярахмедов Г. А. О категориальных признаках методических объектов в методологии интегральной математики // Современные наукоемкие технологии. 2022. № 11. С. 239-244.
Рецензия
Для цитирования:
Ярахмедов Г.А. О мнемосхемах в методологии интегральной математики. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(2):114-119. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-114-119
For citation:
Yarakhmedov G.A. Mnemonic Schemes in the Methodology of Integral Mathematics. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(2):114-119. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-2-114-119