Влияние исламской идентичности на профессиональное самосознание будущего педагога-музыканта (на примере Республики Дагестан)
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-64-69
Аннотация
Цели исследования – выявление влияния религиозной (исламской) идентичности на профессиональное самосознание будущего педагога-музыканта в условиях Республики Дагестан, определение путей «перелома» в общественном сознании дагестанцев негативных представлений о роли и месте музыки в жизни человека.
Методы. Анализ научной литературы по проблеме исследования, анализ публикаций в сети Интернет, метод опроса, наблюдение, тест Куна – Макпартланда «Кто я?».
Результаты. Определена сущность понятия религиозная идентичность и ее влияние на общественное сознание в Республике Дагестан. Выявлены проблемные области становления профессионального самосознания педагога-музыканта в регионе.
Выводы. Религиозная идентичность, рассматриваемая как компонент полифонической структуры профессионального самосознания будущего педагога музыканта, имеет особое влияние на становление профессионального музыкального самосознания педагога-музыканта. В условиях Республики Дагестан, в силу широко распространившихся представлений дагестанцев о несовместимости музыкальной деятельности с религиозной (исламской) идентичностью, проблема личностного самоопределения и психологически комфортного профессионального развития будущих педагогов-музыкантов приобретает особую актуальность. Действенной формой предупреждения процессов стагнации музыкального образования и, как следствие, музыкальной культуры в Дагестане, является широкая музыкально-просветительская деятельность среди всех социальных слоев населения региона.
Об авторе
З. Ш. ГаджиеваРоссия
Гаджиева Зарема Шахмановна, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой музыковедения, хорового дирижирования и методики музыкального образования, Институт культуры и искусства
Махачкала
Список литературы
1. Айнутдинова К. Проблематика развития мусульманского образования в России и в Средней Азии // Минбар. Исламские исследования. 2009. № 2 (4). С. 5–14.
2. Аляутдинов Ш. Р. Музыка в Исламе. URL: https://umma.ru/muzyka-v-islame/ (дата обращения 18.10.2021).
3. Гаджиева З. Ш., Гаджиева А. О. Опыт исследования музыкального сознания представителей Хунзахского района Республики Дагестан: психологические и педагогические аспекты // Вестник кафедры ЮНЕСКО. 2016. № 1. С. 66–71.
4. Каргина И. Г. Ключевые тренды в изучении современных проявлений религиозности // Социологические исследования. 2013. № 6. С. 108–115.
5. Малашенко А. В. Исламские ориентиры Северного Кавказа. М.: Гендальф, 2001. 180 с.
6. Омаров А. О., Магомедэминов Н. С., Раджабов Р. Г. Мусульманская религиозная идентичность и культовое поведение дагестанской молодежи. URL: https://online-science.ru/m/products/social_sciense/gid6127/pg0/ (дата обращения 18.10.2021).
7. Рамазанов Р. О. Примечетская школа в современном дагестанском обществе: по материалам социологического исследования. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_44890153 _50289285.pdf (дата обращения 18.10.2021).
8. Рамазанов Р. О. Причины радикализации мусульман Северного Кавказа (на материалах Республики Дагестан) // Acta Historica: труды по истории, археологии, этнографии и обществознанию. 2018. Т. 1. № 2. С. 154–159.
9. Решающее слово в споре относительно музыки и песен в Исламе. URL: https://toislam.ws/books-fikh/175-muzika (дата обращения 18.10.2021).
10. Шахбанова М. М. Этническая, религиозная и государственно-гражданская идентичности дагестанских народов в условиях трансформации российского общества. Махачкала: АЛЕФ, 2016. 358 с.
11. Шахбанова М. М., Шахбанов А. М. Основные направления политики государства в урегулировании межэтнических и межнациональных конфликтов // Современное состояние и пути развития юга России. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Системные исследования современного состояния и пути развития Юга России (природа, общество, человек)». Ростов/н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. С. 265–267.
12. Юрасов И. А., Павлова О. А. Дискурсивное исследование религиозной идентичности. URL: https://doi.org/10.24158/tipor. 2018.7.3 (дата обращения 18.10.2021).
Рецензия
Для цитирования:
Гаджиева З.Ш. Влияние исламской идентичности на профессиональное самосознание будущего педагога-музыканта (на примере Республики Дагестан). Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(4):64-69. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-64-69
For citation:
Gadzhieva Z.Sh. The Influence of Islamic Identity on the Professional Self-consciousness of a Future Teacher-Musician (on the example of the Republic of Dagestan). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(4):64-69. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-64-69