Развитие исследовательской компетенции учащихся через интеграцию исследовательской и проектной деятельности по биологии и экологии
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-23-29
Аннотация
Цель – рассмотреть развитие исследовательских компетенций у учащихся через интеграцию исследовательской и проектной работы по биологии и экологии в целях повышения эффективности подготовки исследователей.
Методы. Анализ научной и методической литературы, эксперимент, анализ результатов.
Результаты. Определена перспективность обучения по дополнительной общеразвивающей программе «Основы проектной работы в области экспериментальной экологии» в формировании навыков самостоятельной проектно-исследовательской деятельности среди учащихся старших классов средней школы.
Выводы. Вовлечение учащихся в проектную работу повышает уровень их исследовательской компетентности. Исследовательская деятельность учащихся способна определять тренды в системе развития образования. Предлагаемая программа ориентирована на укрепление и совершенствование биологического и экологического образования в общеобразовательных учреждениях.
Об авторах
Т. Ш. АлихановаРоссия
Алиханова Таиса Шевкетовна, аспирант, кафедра педагогики; учитель биологии
Махачкала
Х. А. Алижанова
Россия
Алижанова Хаписат Алижановна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра
педагогики
Махачкала
Р. М. Османов
Россия
Османов Руслан Маликович, методист детского технопарка «Кванториум»; преподаватель, кафедра физиологии растений и биотехнологии
Махачкала
Список литературы
1. Беляков Е. М., Воскресенская Н. М., Иоффе А. Н. Проектная работа в образовании // Проблемы современного образования. 2011. № 3. С. 62–67.
2. Захлебный А. Н., Дзятковская Е. Н. Экологическая компетенция – новый планируемый результат экологического образования // Экологическое образование: до школы, в школе, вне школы. 2007. № 3. С. 3–8.
3. Османов Р. М., Магомедов У. М. Программа предпрофильной подготовки для 9-х классов «Экология и выбор профессии» // Материалы докладов Всероссийской научнопрактической конференции (с международным участием) «Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов». Махачкала: Алеф, 2013. С. 148–151.
4. Османов Р. М., Магомедов У. М. Экологическое воспитание школьников и студентов в контексте молодежной политики // Материалы докладов II Всероссийской научнопрактической конференции «Биоразнообразие и рациональное использование природных ресурсов» (с международным участием). Махачкала: Алеф, 2014. С. 149–150.
5. Петунин О. В. Познавательная самостоятельность учащейся молодежи: монография. Томск: Изд-во Томского университета, 2010. 214 с.
6. Ромейко Н. В. Формирование экологической компетентности в условиях послевузовского образования // Методология, теория и практика формирования экологической культуры в системе непрерывного образования: сб. материалов межвуз. науч.-практ. конф. Тобольск: Тобольский гос. пед. ин-т им. Д. И. Менделеева, 2000. 91 с.
Рецензия
Для цитирования:
Алиханова Т.Ш., Алижанова Х.А., Османов Р.М. Развитие исследовательской компетенции учащихся через интеграцию исследовательской и проектной деятельности по биологии и экологии. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(4):23-29. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-23-29
For citation:
Alikhanova Т.S., Alizhanova К.А., Osmanov R.М. Development of Research Competencies in Pupils as the Integration of Educational and Project Work in Biology and Ecology. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(4):23-29. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-23-29