Основы изучения эмоционально-экспрессивной лексики в школе
https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-16-23
Аннотация
Цель исследования – рассмотреть особенности образования эмоциональноэкспрессивных лексических средств (в частности, имен существительных, образованных способом суффиксации) в аспекте лингводидактики.
Методы. Анализ научной литературы, словарных статей по проблеме исследования, наблюдение за речью учащихся.
Результаты. Обоснована необходимость рассмотрения в школьном курсе русского языка, помимо основного значения слов, дополнительных, коннотативных признаков (оценочности, образности и экспрессии), что это позволит сделать процесс коммуникации более эффективным и развить у учащихся стилистически дифференцированную речь, ибо данный пласт лексики обладает богатыми стилистическими возможностями; приведены некоторые виды упражнений по теме.
Выводы. Систематическая работа над коннотативным значением производных существительных, наблюдение над их стилистической окраской способствует развитию языкового чутья и умения правильно выбирать слова для выражения своих мыслей.
Об авторах
А. Г. АбдурахмановаРоссия
Абдурахманова Азра Гитиномагомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе
Махачкала
З. З. Мадиева
Россия
Мадиева Заира Зайнутдиновна, кандидат педагогических наук, доцент, зав. сектором русского языка и литературы
Махачкала
Список литературы
1. Виноградов В. В. Русский язык. Грамматическое учение о слове. М.: Высшая школа, 1972, 616 с.
2. Галкина-Федорук Е. М. Современный русский язык. Лексика. М.: Изд-во МГУ, 1954. 204 c.
3. Голуб И. Б., Розенталь Д. Э. Занимательная стилистика. М.: Просвещение, 1988. 206 c.
4. Григорян Л. Т. Язык мой – друг мой. М.: Просвещение, 1988. 207 c.
5. Земская Е. А. Современный русский язык. Словообразование. М.: Просвещение, 1973. 304 с.
6. Русская грамматика / Гл. ред. Н. Ю. Шведова. В 2 т. Т. 1. М.: Наука, 1980. 784 с.
7. Современный русский язык: Учебник / Под ред. В. А. Белошапковой. М.: Высшая школа, 1980, 560 с.
Рецензия
Для цитирования:
Абдурахманова А.Г., Мадиева З.З. Основы изучения эмоционально-экспрессивной лексики в школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2021;15(4):16-23. https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-16-23
For citation:
Abdurahmanova А.G., Madieva Z.Z. Basics of Working on Expressive Vocabulary at School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2021;15(4):16-23. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0675-2021-15-4-16-23