Совершенствование ФГОС ВО для подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий и развитию цифровой компетентности
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-100-106
Аннотация
Цель данного исследования – выявить перспективы совершенствования содержания ФГОС ВО с точки зрения развития у будущих учителей цифровых компетенций.
Методы. Ключевыми методами являются методы качественного анализа содержания исследований по заявленной теме. Вместе с этим авторы исследования выводя перечень задач, реализуемых педагогом в условиях использования информационных технологий, сопоставляют их с содержанием ФГОС ВО, регулирующим подготовку учителей.
Результаты. В статье предпринята попытка проанализировать специфику использования информационных технологий практикующими учителями. На основе выделенных видов задач, реализуемых педагогами, авторы сопоставляют виды использования информационных технологий в практике педагога и содержание ФГОС. Это позволяет сделать вывод о специфике соответствия содержания ФГОС, регулирующего подготовку учителей текущим требованиям, предъявляемым к цифровой компетентности.
Выводы. В заключение авторы исследования предлагают включить в состав перечня компетенций содержания ФГОС новой универсальной компетенции, что как считают авторы, позволит обеспечить совершенствование подготовки будущих учителей.
Об авторах
М. А. СурхаевРоссия
Сурхаев Магомед Абдулаевич доктор педагогических наук, профессор, проректор по научной работе и цифровизации – начальник управления научных исследований.
Махачкала
Х. А. Гербеков
Россия
Гербеков Хамид Абдулович кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой алгебры и геометрии.
Карачаевск
Ш. А. Оцоков
Россия
Оцоков Шамиль Алиевич доктор технических наук, доцент, кафедра вычислительных машин, систем и сетей.
Москва
М. М. Ниматулаев
Россия
Ниматулаев Магомедхан Магомедович доктор педагогических наук, профессор.
Москва
Список литературы
1. Макаренко А. Н., Смышляева Л. Г., Минаев Н. Н., Замятина О. М. Цифровые горизонты развития педагогического образования // Высшее образование в России. 2020. Т. 29. № 6. С. 113-121.
2. Потемкина Т. В. Зарубежный опыт разработки профиля цифровых компетенций учителя // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2018. № 2 (35). С. 25-30.
3. Игнатьев В. П., Иванова А. С., Иванова М. Д. ИКТ-компетентность педагога как основа цифровой грамотности обучающихся // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 2. С. 56.
4. Копышева Т. Н., Григорьев Ю. В. ИКТкомпетентность будущего учителя информатики в процессе профессиональной подготовки в вузе // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. 2019. № 1 (101). С. 146-153.
5. Крутиков М. А. Формирование цифровой компетентности будущих учителей в процессе профессиональной подготовки // Современные проблемы науки и образования. 2020. № 6. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://scienceeducation.ru/ru/article/view?id=30414 (дата обращения: 05.09.2023)
6. Солдатова Г. У., Шляпников В. Н. Цифровая компетентность российских педагогов // Психологическая наука и образование. 2015. Т. 20. № 4. С. 5-18
7. Приказ Министерства образования и науки РФ от 22 февраля 2018 г. № 121 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования – бакалавриат по направлению подготовки 44.03.01 Педагогическое образование». [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://fgosvo.ru/uploadfiles/FGOS%20VO%203++/Bak/440301_B_3_15062021.pdf (дата обращения: 05.09.2023)
8. Современный учитель и его цифровые компетенции. [Электронный ресурс] / Режим доступа: https://ug.ru/sovremennyj-uchitel-i-egoczifrovye-kompetenczii/ (дата обращения: 04.09.2023)
9. Чанкаев М. Х., Гербеков Х. А., Сурхаев М. А. Математическое образование в условиях внедрения и развития цифровых технологий // Вестник МГПУ. Серия: Информатика и информатизация образования. 2020. № 1 (51). С. 46-52.
10. Гербеков Х. А., Башкаева О. П. Место математического и компьютерного моделирования в системе современного общего образования // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2017. Т. 14. № 1. С. 17-23.
Рецензия
Для цитирования:
Сурхаев М.А., Гербеков Х.А., Оцоков Ш.А., Ниматулаев М.М. Совершенствование ФГОС ВО для подготовки будущих учителей к использованию информационных технологий и развитию цифровой компетентности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2024;18(1):100-106. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-100-106
For citation:
Surkhaev M.A., Herbekov H.A., Otsokov S.A., Nimatulaev M.M. Improving the Federal State Educational Standards for Preparing Future Teachers for the Use of Information Technologies and the Development of Digital Competence. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2024;18(1):100-106. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2024-18-1-100-106