Обучение иностранцев русскому языку на основе специального научного текста
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-106-112
Аннотация
Цель статьи – методическое описание практико-ориентированного занятия, предназначенного для проведения с иностранными курсантами специального факультета. В статье представлен алгоритм работы над специальным научным текстом в практике преподавания русского языка как иностранного в спортивном вузе. Алгоритм работы над специальным научным текстом на старших курсах осуществляется поэтапно.
Результаты исследования говорят о том, что поэтапное изучение материала позволяет осуществлять изучение текста по нескольким аспектам – рассмотрение лексики урока (снятие трудностей), технология работы над текстом (изучение текста с помощью притекстовых и послетекстовых заданий), грамматика занятия, коммуникативно-речевые задания.
Выводы. Установлено, что акцентирование внимания на занятиях по языку специальности на текстообразующих сложных структурах грамматики позволит сформировать русскоязычную профессиональную коммуникативную компетенцию.
Об авторах
А. С. ЦховребовРоссия
Цховребов Алан Солтанович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
Санкт-Петербург
Г. М. Угловская
Россия
Угловская Галина Михайловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Бабалова Л. Л. Сложное предложение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1984. 128 с.
2. Балтабаева Э. О., Бекпентаева К. А., Байбурина К. А. Обучение студентов медицинских университетов научному стилю речи // Наука и здравоохранение. 2013. № 6. С. 37-39.
3. Гришунин В. П. Некоторые проблемы активного синтаксиса и обучение языку на продвинутом этапе. В сб.: Проблемы учебника русского языка как иностранного. Синтаксис. Сост. В. И. Красных. М.: Русский язык, 1980. 488 с.
4. Земскова Л. П. Каузальные конструкции в научном стиле речи // Русский язык как иностранный: специфика описания, теория и практика преподавания в России и за рубежом: Тезисы докл. Междунар. науч. конф. Москва, филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 4-6 дек. 2001 г. / сост.: Л. В. Ершова, Л. Н. Норейко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 382 с.
5. Инфантова Т. Т. О принципах отбора синтаксических явлений в целях обучения иноязычной разговорной речи. Русский язык за рубежом. 1983. № 3. С. 59-64.
6. Костина М. А. Функционирование сложноподчиненных предложений в языке технической литературы // Синтаксические отношения в сложном предложении. Калинин: КГУ, 1989. 156 с.
7. Клобукова Л. П., Судиловская О. И. Пособие по обучению речевой деятельности на материале текстов по специальности «Юриспруденция». М.: Изд-во МГУ, 1991. 136 с.
8. Лариохина Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. М.: Русский язык, 1979. 240 с.
9. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1985. 128 с.
10. Основы выживания; Ч. 1: Учебник. СПб.: ВИФК, 2105. 205 с.
11. Петрова Г. М. Новый подход к тестовому экзамену по русскому языку для иностранных абитуриентов // Гуманитарный вестник. 2013. № 3 (5). С. 4-10.
12. Петрова Н. Э. К вопросу о формировании фоновых знаний на уроках русского языка как иностранного // Региональный вестник. 2019. № 11 (26). С. 55-58.
13. Степаненко В. А. Лингвометодическая модель обучения коммуникации с учетом сертификации уровней владения русским языком как иностранным: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2008. 336 с.
14. Янова Н. Н. Функционирование сложного предложения в научной (медицинской) литературе: автореф. дисc. … канд. филол. наук. Л., 1987. 15 с.
Рецензия
Для цитирования:
Цховребов А.С., Угловская Г.М. Обучение иностранцев русскому языку на основе специального научного текста. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(4):106-112. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-106-112
For citation:
Tskhovrebov A.S., Uglovskaya G.M. Teaching Foreigners Russian Language Based оn Special Scientific Text. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(4):106-112. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-106-112