Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Обучение иностранцев русскому языку на основе специального научного текста

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-106-112

Аннотация

Цель статьи – методическое описание практико-ориентированного занятия, предназначенного для проведения с иностранными курсантами специального факультета. В статье представлен алгоритм работы над специальным научным текстом в практике преподавания русского языка как иностранного в спортивном вузе. Алгоритм работы над специальным научным текстом на старших курсах осуществляется поэтапно.

Результаты исследования говорят о том, что поэтапное изучение материала позволяет осуществлять изучение текста по нескольким аспектам – рассмотрение лексики урока (снятие трудностей), технология работы над текстом (изучение текста с помощью притекстовых и послетекстовых заданий), грамматика занятия, коммуникативно-речевые задания.

Выводы. Установлено, что акцентирование внимания на занятиях по языку специальности на текстообразующих сложных структурах грамматики позволит сформировать русскоязычную профессиональную коммуникативную компетенцию.

Об авторах

А. С. Цховребов
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия

Цховребов Алан Солтанович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания

Санкт-Петербург



Г. М. Угловская
Военный институт физической культуры
Россия

Угловская Галина Михайловна, кандидат филологических наук, старший преподаватель, кафедра русского языка

Санкт-Петербург



Список литературы

1. Бабалова Л. Л. Сложное предложение в преподавании русского языка как иностранного. М.: Рус. яз., 1984. 128 с.

2. Балтабаева Э. О., Бекпентаева К. А., Байбурина К. А. Обучение студентов медицинских университетов научному стилю речи // Наука и здравоохранение. 2013. № 6. С. 37-39.

3. Гришунин В. П. Некоторые проблемы активного синтаксиса и обучение языку на продвинутом этапе. В сб.: Проблемы учебника русского языка как иностранного. Синтаксис. Сост. В. И. Красных. М.: Русский язык, 1980. 488 с.

4. Земскова Л. П. Каузальные конструкции в научном стиле речи // Русский язык как иностранный: специфика описания, теория и практика преподавания в России и за рубежом: Тезисы докл. Междунар. науч. конф. Москва, филол. фак. МГУ им. М. В. Ломоносова, 4-6 дек. 2001 г. / сост.: Л. В. Ершова, Л. Н. Норейко. М.: Изд-во Моск. ун-та, 2001. 382 с.

5. Инфантова Т. Т. О принципах отбора синтаксических явлений в целях обучения иноязычной разговорной речи. Русский язык за рубежом. 1983. № 3. С. 59-64.

6. Костина М. А. Функционирование сложноподчиненных предложений в языке технической литературы // Синтаксические отношения в сложном предложении. Калинин: КГУ, 1989. 156 с.

7. Клобукова Л. П., Судиловская О. И. Пособие по обучению речевой деятельности на материале текстов по специальности «Юриспруденция». М.: Изд-во МГУ, 1991. 136 с.

8. Лариохина Н. М. Вопросы синтаксиса научного стиля речи. М.: Русский язык, 1979. 240 с.

9. Митрофанова О. Д. Научный стиль речи: проблемы обучения. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Рус. яз., 1985. 128 с.

10. Основы выживания; Ч. 1: Учебник. СПб.: ВИФК, 2105. 205 с.

11. Петрова Г. М. Новый подход к тестовому экзамену по русскому языку для иностранных абитуриентов // Гуманитарный вестник. 2013. № 3 (5). С. 4-10.

12. Петрова Н. Э. К вопросу о формировании фоновых знаний на уроках русского языка как иностранного // Региональный вестник. 2019. № 11 (26). С. 55-58.

13. Степаненко В. А. Лингвометодическая модель обучения коммуникации с учетом сертификации уровней владения русским языком как иностранным: дисс. … д-ра пед. наук: 13.00.02. Москва, 2008. 336 с.

14. Янова Н. Н. Функционирование сложного предложения в научной (медицинской) литературе: автореф. дисc. … канд. филол. наук. Л., 1987. 15 с.


Рецензия

Для цитирования:


Цховребов А.С., Угловская Г.М. Обучение иностранцев русскому языку на основе специального научного текста. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(4):106-112. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-106-112

For citation:


Tskhovrebov A.S., Uglovskaya G.M. Teaching Foreigners Russian Language Based оn Special Scientific Text. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(4):106-112. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-106-112

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)