Лингводидактический мониторинг образовательного регламента по русскому языку как иностранному (синтаксический аспект)
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-87-98
Аннотация
Цель исследования: лингводидактический мониторинг образовательного регламента (стандартов, требований и программ) по русскому языку как иностранному на уровне синтаксиса проводится с целью выявления его соответствия современным требованиям обучения в вузе. В статье представлены результаты мониторинга образовательного регламента (стандартов, требований и программ) по русскому языку как иностранному на уровне синтаксиса. Цель анализа регламентирующих документов – выявить их соответствие современным требованиям лингводидактики.
Методы: метод педагогического мониторинга (наблюдение, оценка, прогнозирование).
Результаты проведенного мониторинга свидетельствуют в целом о соответствии образовательного регламента по содержательному и структурному наполнению, по целевой установке современным требованиям лингводидактики, однако позволяют продекларировать конкретные рекомендации, обоснованные авторским практическим опытом обучения иностранных студентов и соответствующими теоретическими изысканиями.
Вывод. Проанализированный образовательный регламент по содержательному и структурному наполнению, по целевой установке в целом соответствует современным требованиям лингводидактики. Он направлен на формирование коммуникативно-речевой компетенции иностранных обучающихся, составлен с учетом основных лингводидактических принципов – системности, доступности, научности, перспективности и преемственности. Однако следует учесть продекларированные выше рекомендации, обоснованные авторским практическим опытом обучения иностранных студентов и соответствующими теоретическими изысканиями.
Об авторах
Т. И. МагомедоваРоссия
Магомедова Тамара Ибрагимовна, доктор педагогических наук, профессор, кафедра методики преподавания русского языка и литературы
Махачкала
А. С. Цховребов
Россия
Цховребов Алан Солтанович, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра русского языка как иностранного и методики его преподавания
Санкт-Петербург
Список литературы
1. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Элементарный уровень / Т. Е. Владимирова и др. 2-е изд., испр. и доп. М.-СПб.: Златоуст, 2001. 28 с.
2. Государственный стандарт по русскому языку как иностранному. Базовый уровень / М. М. Нахабина и др. 2-е изд., испр. и доп. М.- СПб.: Златоуст, 2001. 32 с.
3. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение / Н. П. Андрюшина и др. М.-СПб.: Златоуст, 1999. 36 с.
4. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Второй уровень. Общее владение / Т. А. Иванова и др. М.-СПб: Златоуст, 1999. 40 с.
5. Государственный образовательный стандарт по русскому языку как иностранному. Профессиональные модули. Первый уровень. Второй уровень / Н. П. Андрюшина и др. М.-СПб: Златоуст, 2000. 56 с.
6. Требования по русскому языку как иностранному. Первый уровень. Общее владение. Второй вариант / Н. П. Андрюшина и др. 2-е изд. М.-СПб.: Златоуст, 2009. 32 с.
7. Лингводидактическая программа по русскому языку как иностранному: Элементарный уровень. Базовый уровень. Первый сертификационный уровень: Учеб. пособие. М.: РУДН, 2010. 181 с.
8. Магомедова Т. И. Русскоязычная профессиональная коммуникативная компетенция студентов юридического профиля: модель и технология формирования в условиях полиязычия. Махачкала: Планета-Д, 2009. 232 с.
Рецензия
Для цитирования:
Магомедова Т.И., Цховребов А.С. Лингводидактический мониторинг образовательного регламента по русскому языку как иностранному (синтаксический аспект). Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(4):87-98. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-87-98
For citation:
Magomedova Т.I., Tskhovrebov A.S. Linguodidactic Monitoring of Educational Regulations in Russian as a Foreign Language (Syntactic Aspect). Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(4):87-98. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-87-98