Динамика параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях двойного карьерного пути
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-46-52
Аннотация
Цель исследования - диагностика динамики параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов индивидуальных и командных видов спорта в условиях двойного карьерного пути.
Методы. Анализ когнитивно-регуляторных процессов и регуляторно-личностных свойств осуществлялся по результатам теста ССП-98 «Стиль саморегуляции поведения» (В. И. Моросанова).
Результаты. По завершении эмпирических процедур зафиксировано преобладание среднего уровня по всем шкалам ССП98 у студентов-спортсменов (хоккеистов, лыжников, мини-футболисток). На высоком уровне установлен общий уровень саморегуляции и когнитивно-регуляторные процессы (моделирование и оценка результата) только у студентов-хоккеистов. В период обучения в вузе у всех студентов-спортсменов выявлено снижение M(SD) по параметру программирование (когнитивно-регуляторный процесс) и рост средних значений по шкале гибкость (регуляторно-личностные свойства), а также стабильность в планировании у студентов-лыжников и оценке результатов у студентов-хоккеистов.
Выводы. Саморегуляция поведения студентов-спортсменов является надежным ресурсом достижения поставленной цели в условиях двойного карьерного пути. Полученные эмпирические данные актуализируют необходимость разработки и реализации комплекса мероприятий по коррекции психофизиологических функциональных состояний спортсменов, обучающихся в вузе физической культуры.
Ключевые слова
Об авторах
И. Ф. ХаринаРоссия
Харина Ирина Федоровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра анатомии
Челябинск
О. А. Макунина
Россия
Макунина Ольга Александровна, кандидат биологических наук, доцент, кафедра физиологии, старший научный сотрудник научно-исследовательского института олимпийского спорта
Челябинск
Е. В. Быков
Россия
Быков Евгений Витальевич, доктор медицинских наук, профессор, заведующий кафедрой спортивной медицины и физической реабилитации; проректор по научно-исследовательской работе
Челябинск
Список литературы
1. Амизян А. А., Горская Г. Б. Роль эмоционального интеллекта в развитии осознанной саморегуляции поведения у спортсменов разного возраста // Материалы ежегодной отчетной научной конференции аспирантов и соискателей Кубанского государственного университета физической культуры, спорта и туризма. 2022. № 1. С. 98-102.
2. Байгужин П. А., Шибкова Д. З., Рыба Т. В., Герасёв А. Д., Айзман Р. И. Двойной карьерный путь обучающихся-спортсменов как психологопедагогический феномен // Science for Education Today. 2022. Т. 12. № 3. С. 48-67.
3. Бондарчук Т. В., Потапов В. Н. Саморегуляция психического состояния спортсменов высшей квалификации // Теория и практика физической культуры. 2006. № 2. С. 39-40.
4. Ивашко С. Г., Якутина М. И. Взаимосвязь стиля саморегуляции поведения спортсменов с успешностью их соревновательной деятельности // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. 2017. № 20. С. 94-101.
5. Кудрявцева О. В., Беляев В. С., Соловых М. В. Особенности индивидуальной саморегуляции поведения школьников и студентов спортивного вуза // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2014. № 4. С. 64-67.
6. Моросанова В. И., Бондаренко И. Н. Диагностика саморегуляции человека. М.: КогитоЦентр, 2015. 304 с.
7. Моросанова В. И., Кондратюк Н. Г., Гайдамашко И. В. Надежность осознанной саморегуляции как ресурс достижения целей в профессиях высокого риска // Психология. Серия 14. 2020. № 1. С. 77-95.
8. Моросанова В. И. Психология осознанной саморегуляции: от истоков к современным исследованиям // Теоретическая и экспериментальная психология. 2022. Т. 15. № 3. С. 57-83.
9. Пархоменко Е. А. Стилевые особенности саморегуляции поведения спортсменов высокой квалификации // Теория и практика общественного развития. 2013. № 4. С. 86-88.
10. Пархоменко Е. А. Стилевые характеристики саморегуляции как предиктор социальнопсихологической адаптированности личности в транзитивном обществе // Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2019. № 5(171). С. 452-456.
11. Потапов В. Н. Индивидуальный стиль саморегуляции биатлонистов высшей квалификации // Теория и практика физической культуры. 2010. № 1. С. 73-76.
12. Потапов В. Н. Формирование индивидуального стиля саморегуляции у биатлонистов // Теория и практика физической культуры. 2013. № 12. С. 65.
13. Stambulova N. B., Engström C., Franck A., Linnér L., Lindahl K. Searching for an optimal balance: Dual career experiences of Swedish adolescent athletes // Psychology of Sport and Exercise. 2015. Vol. 21. Pp. 4-14.
14. Gavala-González J., Castillo-Rodríguez A., Fernández-García J. C. Dual Career of the U-23 Spanish Canoeing Team // Frontiers in Psychology. 2019. Vol. 10. Art. no. 1783. [Electronic resource]. Mode of access: http://doi.org/10.3389/fpsyg.2019.01783. (accessed: 12.02.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Харина И.Ф., Макунина О.А., Быков Е.В. Динамика параметров саморегуляции поведения студентов-спортсменов в условиях двойного карьерного пути. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(4):46-52. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-46-52
For citation:
Kharina I.F., Makunina O.A., Bykov E.V. Students-Athletes' Behavior Self-Regulation Parameters Dynamics Under the Dual Career Path Conditions. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(4):46-52. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-4-46-52