О необходимости лингвокраеведческой работы на уроках русского языка в дагестанской школе
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-111-117
Аннотация
Цель исследования – обосновать необходимость лингвокраеведческой работы в процессе обучения русскому языку в современной дагестанской школе и определить направления и формы работы на уроке.
Методы. Анализ научной-методической, художественной, публицистической литературы по проблеме исследования, ассоциативный эксперимент.
Результаты исследования показали, что в ассоциативных рядах у обучающихся мало слов, обозначающих реалии Дагестана, в стереотипных реакциях практически отсутствуют слова, свидетельствующие о знании истории, культуры родного края, часто встречаются только прецедентные имена, такие как Расул Гамзатов, «Журавли», Хабиб Нурмагомедов.
Выводы. Результаты эксперимента позволили определить направления, приемы и формы, как традиционные, так и новые, работы на уроке русского языка, составить примерные задания и упражнения в рамках лингвокраеведения. Привлечение регионального материала будет служить развитию навыков самостоятельной работы, познавательного интереса у учащихся, их национального самосознания, чувства гордости за свою малую родин.
Ключевые слова
Об авторах
Н. М. ЭльдароваРоссия
Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе
Махачкала
В. А. Мусаева
Россия
Мусаева Вазипат Абакаровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе
Махачкала
Список литературы
1. Благова Н. Г., Коренева Л. А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. 1993. № 4. С. 16–19.
2. Дадаев Ю. И. Государство Шамиля. Махачкала: Ихлас, 2006. 505 с.
3. Ковшов С. В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 211–222.
4. Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» // Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. С. 62–63.
5. Соколова Е. Е. Ассоциативный эксперимент // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007 [Электронный ресурс]: https://psychological.slovaronline.com/162-assotsiativnyiy_eksperiment (дата обращения 20.09.2022).
6. Улицы города Махачкалы [Электронный ресурс]: https://mapdata.ru/dagestan/mahachkala/ulicy (дата обращения 15.09.2022).
7. Улицы города Каспийска [Электронный ресурс]: https://mapdata.ru/dagestan/kaspiysk/ulicy (дата обращения 15.09.2022).
8. Шахмараднов З. А. Священные памятники Дагестана // Народы Дагестана. 2017. № 4 [Электронный ресурс]: https://www.narodidagestana.ru/vipusk/59/stat/svyashennie_pamyatniki_dagestana/ (дата обращения 20.09.2022).
Рецензия
Для цитирования:
Эльдарова Н.М., Мусаева В.А. О необходимости лингвокраеведческой работы на уроках русского языка в дагестанской школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(4):111-117. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-111-117
For citation:
Eldarova N.M., Musaeva V.A. Necessity for Local Linguistic Work in Russian Lessons in Dagestan School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(4):111-117. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-111-117