Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

О необходимости лингвокраеведческой работы на уроках русского языка в дагестанской школе

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-111-117

Аннотация

Цель исследования – обосновать необходимость лингвокраеведческой работы в процессе обучения русскому языку в современной дагестанской школе и определить направления и формы работы на уроке.

Методы. Анализ научной-методической, художественной, публицистической литературы по проблеме исследования, ассоциативный эксперимент.

Результаты исследования показали, что в ассоциативных рядах у обучающихся мало слов, обозначающих реалии Дагестана, в стереотипных реакциях практически отсутствуют слова, свидетельствующие о знании истории, культуры родного края, часто встречаются только прецедентные имена, такие как Расул Гамзатов, «Журавли», Хабиб Нурмагомедов.

Выводы. Результаты эксперимента позволили определить направления, приемы и формы, как традиционные, так и новые, работы на уроке русского языка, составить примерные задания и упражнения в рамках лингвокраеведения. Привлечение регионального материала будет служить развитию навыков самостоятельной работы, познавательного интереса у учащихся, их национального самосознания, чувства гордости за свою малую родин.

Об авторах

Н. М. Эльдарова
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Эльдарова Наталья Магомедовна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе

Махачкала



В. А. Мусаева
Дагестанский государственный педагогический университет
Россия

Мусаева Вазипат Абакаровна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра теории и методики обучения русскому языку и литературе

Махачкала



Список литературы

1. Благова Н. Г., Коренева Л. А., Родченко О. Д. О концепции обучения русскому языку с учетом регионального компонента (для средней общеобразовательной школы) // РЯШ. 1993. № 4. С. 16–19.

2. Дадаев Ю. И. Государство Шамиля. Махачкала: Ихлас, 2006. 505 с.

3. Ковшов С. В. Краеведение как один из способов повышения эффективности учебного процесса // Вопросы образования. 2009. № 1. С. 211–222.

4. Постановление ЦК ВКП(б) от 25 августа 1932 г. «Об учебных программах и режиме в начальной и средней школе» // Сборник руководящих материалов о школе. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1952. С. 62–63.

5. Соколова Е. Е. Ассоциативный эксперимент // Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм-Еврознак, 2007 [Электронный ресурс]: https://psychological.slovaronline.com/162-assotsiativnyiy_eksperiment (дата обращения 20.09.2022).

6. Улицы города Махачкалы [Электронный ресурс]: https://mapdata.ru/dagestan/mahachkala/ulicy (дата обращения 15.09.2022).

7. Улицы города Каспийска [Электронный ресурс]: https://mapdata.ru/dagestan/kaspiysk/ulicy (дата обращения 15.09.2022).

8. Шахмараднов З. А. Священные памятники Дагестана // Народы Дагестана. 2017. № 4 [Электронный ресурс]: https://www.narodidagestana.ru/vipusk/59/stat/svyashennie_pamyatniki_dagestana/ (дата обращения 20.09.2022).


Рецензия

Для цитирования:


Эльдарова Н.М., Мусаева В.А. О необходимости лингвокраеведческой работы на уроках русского языка в дагестанской школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(4):111-117. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-111-117

For citation:


Eldarova N.M., Musaeva V.A. Necessity for Local Linguistic Work in Russian Lessons in Dagestan School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(4):111-117. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-111-117

Просмотров: 60


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)