Preview

Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки

Расширенный поиск

Ошибка ученика как учебная ситуация на уроке математики в начальной школе

https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-110-117

Аннотация

Цель статьи - обосновать целесообразность организации индивидуальной и групповой работы с ошибками учеников на уроках математики и охарактеризовать направления работы учителя по использованию математических ошибок учеников в качестве средства развития учебного сотрудничества и универсальных коммуникативных учебных действий младших школьников. На разных этапах работы использовались методы теоретического анализа, эмпирического эксперимента и анализа его результатов. В результате исследования выявлены возможности организации учебного сотрудничества учителя с учеником, допустившим ошибку, и учителя с учеником и классом, показаны способы работы с ошибками учащихся в различных учебных ситуациях. Описаны возможности обучения будущих учителей начальных классов работе с ошибками учеников в рамках дисциплин методико-математического цикла и учебных педагогических практик. Получены результаты, свидетельствующие о положительном влиянии использования таких задач на качество профессиональной подготовки будущих учителей начальных клас­сов в области математики. Выводы. Обучение студентов способам организации работы с ошибками учеников может рассматриваться в качестве эффективного средства обеспечения профессиональной готов­ности будущих учителей к организации обучения, направленного на формирование у младших школьников универсальных коммуникативных учебных действий в процессе обучения математике.

Об авторах

О. В. Шереметьева
Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена
Россия

Шереметьева Ольга Владиславовна - кандидат педагогических наук, доцент, кафедра начального естественно-математического образования.

Санкт-Петербург



М. Ю. Васильева
Школа Adriatic Novi
Черногория

Васильева Мария Юрьевна - учитель математики, школа Adriatic Novi.

Херцег Нови



Список литературы

1. Бантова М. А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение // Начальная школа. 1982. № 8. С. 56-61.

2. Бантова М. А. Система формирования вычислительных навыков // Начальная школа. 1993. № 11. С. 38-43.

3. Бельтюкова Г. В. Методические ошибки при формировании у школьников вычислительных навыков // Начальная школа. 1980. № 8. С. 20-27.

4. Зимняя И. А. Педагогическая психология. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997. 480 с.

5. Приказ Министерства просвещения РФ от 31 мая 2021 г. № 286 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования». URL: https://https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/400807193/ (дата обращения: 28.04.2023).

6. Цукерман Г. А., Елизарова Н. В., Фрумина М. И., Чудинова Е. В. Обучение учебному сотрудничеству // Вопросы психологии. 1993. № 2. С. 35-43.

7. Шереметьева О. В. Групповая работа по решению методических задач как средство профессиональной подготовки будущих учителей начальных классов // Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022. Т. 16. № 1-2. С. 109-115.

8. Шереметьева О. В. Методические задачи-ситуации в профессиональной подготовке будущего учителя начальных классов в области математики // Герценовские чтения. Начальное образование. 2019. Т. 10. № 1. С. 305-317.

9. Якиманская И. С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 2000. 110 с.

10. Carol S. Dweck. Motivational processes affecting learning // American Psychologist. Vol. 41. Iss. 10. Pp. 1040-1048. DOI:10.1037/0003-066x.41.10.1040


Рецензия

Для цитирования:


Шереметьева О.В., Васильева М.Ю. Ошибка ученика как учебная ситуация на уроке математики в начальной школе. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2023;17(2):110-117. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-110-117

For citation:


Sheremetyeva O.V., Vasilyeva M.Y. A Student's Mistake as a Learning Situation in a Math Lesson at the Elementary School. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2023;17(2):110-117. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2023-17-2-110-117

Просмотров: 27


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1995-0659 (Print)