Экологическое мировоззрение и особенности его сформированности
https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-76-81
Аннотация
Целью работы является определение понятия «экологическое мировоззрение», путем выделения его структурных компонентов (интеллектуальный, эмоционально-ценностный, действенно-практический), степень развития которых выступает в качестве диагностических критериев его сформированности.
Методы: анализ источников информации по проблеме исследования, результатов педагогического эксперимента на предмет выявления уровней сформированности компонентов экологического мировоззрения у испытуемых.
Результат. В ходе многолетней диагностики сформированности экологического мировоззрения обучающихся, выявлена тенденция, демонстрирующая относительно низкий уровень развития эмоционально-ценностного и действенно-практического компонентов, при значительном развитии интеллектуального.
Вывод. Для повышения уровня развития эмоционально- ценностной и действенно-практической составляющих необходимо усилить применение в практике обучения ситуационных задач, позволяющих испытуемым выразить свое отношение к рассматриваемой проблеме, продемонстрировать конкретные практические действия.
Об авторе
П. В. ПолещукРоссия
Полещук Павел Валерьевич, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра основ безопасности жизнедеятельности и методики обучения биологии
Омск
Список литературы
1. Дерябо С. Д., Ясвин В. А. Экологическая педагогика и психология. Ростов-на-Дону, 1996. 480 с.
2. Дерябо С. Д. Экологическая психология: диагностика экологического сознания. М.: Московский психолого-социальный институт, 1999. 310 с.
3. Лисеев И. К. В поисках новой парадигмы цивилизационного развития // Философия экологического образования / Под ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс традиции, 2001. С. 5-21.
4. Миркин Б. М., Наумова Л. Г. Устойчивое развитие: вводный курс. Учебное пособие. М.: Университетская книга, 2006. 312 с.
5. Моисеев Н. Н. Экологическое мировоззрение // Философия экологического образования / Под ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс традиции, 2001. С. 21-30.
6. Олейников Ю. В. Экологическая обусловленность мировоззренческих трансформаций // Философия экологического образования / Под ред. И. К. Лисеева. М.: Прогресс традиции, 2001. С. 30-49.
7. Полещук П. В., Арбузова Е. Н. Межпредметные связи биологии и основ безопасности жизнедеятельности при конструировании ситуационных задач по оказанию первой помощи пострадавшим // Биология в школе. 2019. № 8. С. 73-78.
8. Полещук П. В. Методика развития экологического мировоззрения у школьников: автореф… дис. кан. пед. наук. Екатеринбург, 2004. 22 с.
9. Полещук П. В. О соотнесении категорий «экологическое мировоззрение», «экологическое сознание» и «экологическая культура» // Омская биологическая школа. Межвузовский сборник научных трудов. Вып. 2. Омск, 2005. С. 118-122.
10. Полещук П. В., Токарев Д. Б. Формирование экологического мировоззрения как основополагающая цель экологического образования // Естественные науки и экология. 2003. Вып. 7. С. 298-304.
11. Реймерс Н. Ф. Природопользование. Словарь-справочник. М.: Мысль, 1990. 637 с.
Рецензия
Для цитирования:
Полещук П.В. Экологическое мировоззрение и особенности его сформированности. Известия Дагестанского государственного педагогического университета. Психолого-педагогические науки. 2022;16(4):76-81. https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-76-81
For citation:
Poleshchuk Р.V. Ecological Worldview and Features of its Formation. Dagestan State Pedagogical University. Journal. Psychological and Pedagogical Sciences. 2022;16(4):76-81. (In Russ.) https://doi.org/10.31161/1995-0659-2022-16-4-76-81